Вторник, 25 апреля 2017       Отправить письмо в редакцию
Поиск на сайте :  
24. НАШИ ВСТРЕЧИ


Алла Демидова: «Телевизор смотрю только ночью»

Загадочная, неземная, рафинированная интеллигентка - эти эпитеты сопровождают Аллу Демидову всю жизнь.

За ее плечами знаменитая Таганка 70-х, где она блистала и, собственно, ковала эту славу вместе с Любимовым, Высоцким, Губенко, Славиной, Золотухиным, Смеховым и другими легендами театра. Яркие роли в фильмах “Щит и меч”, “Шестое июля”, “Зеркало”, “Стакан воды”... Восемь интереснейших книг-воспоминаний и размышлений о природе театра и актерского мастерства, создание собственного экспериментального театра с необычными литературно-поэтическими авторскими программами. И самое главное, это то, что она такая, какая есть. Актриса глубокая, стильная, смелая, ни на кого не похожая. В единственном и неповторимом экземпляре.

- Алла Сергеевна, вы коренная москвичка из интеллигентной семьи, потомок рода знаменитых золотопромышленников. Правда, что с пяти лет на вопрос, кем мечтаете стать, отвечали: “Великой актрисой”.

- Так я даже в своем детском дневнике написала... Но, предвосхищая возможные вопросы о детстве, отрочестве и юности, я обычно говорю так: у меня чувство времени атрофировано, я никогда не знаю, какой на дворе день, когда случилось то или иное событие - вчера или давным-давно.... Я вообще не очень охотно прошлое вспоминаю, живу настоящим. Правда! Оно мне интереснее.

- А будущее вас интересует?

- По-моему, все попытки заглянуть в будущее обречены. Недаром говорят: “Чтобы насмешить Бога, скажите ему о своих планах”.

- Вы ведь встречались со знаменитой прорицательницей Вангой. Разве вы ездили не как все - за предсказаниями?

- Это было в 1974 году... Как раз в этот момент я снималась в картине “Легенда о Тиле”, где играла Катлину - ясновидящую. И поэтому, конечно, я очень хотела встретиться с Вангой. Помню, она с ходу спросила: “Отец у тебя погиб?” - “Да!” Она вдруг твердо произнесла: “Тут он стоит, тут он”. Потом говорит: “Почему я тебя вижу в военной форме?” Я удивилась: “В какой?” И она точь-в-точь описала костюм Ангелики Бюхер из фильма “Щит и меч”. Это моя роль... Не думаю, что она поведала мне что-то особое или такое, чего я не знала, но, безусловно, какие-то вещи она, слепая, “видела” правильно, а прощаясь, поцеловала меня и погладила по спине. Видимо, этот жест снял какое-то психическое напряжение - два года мне жилось довольно спокойно...

- В одной из своих книг вы откровенно рассказали, как давил на вас вначале и как усиливался с годами актерский комплекс страха перед выходом на сцену. Как вам удалось его победить?

- Это было, когда я играла театральные роли. Понимаете, я никогда не играла себя, всегда образ. Так вот, чтобы войти в другой образ, нужна совершенно иная подготовка. Сможешь ли ты это сделать на сегодняшний вечер или не сможешь? Эти вечные сомнения: пойдет или не пойдет роль? Очень многое зависит от партнеров, от зрительного зала. Такое смятение души я и называла страхом. Сейчас я выступаю с поэтическими вечерами. Там совершенно другое. Главное, я одна на сцене. Возможно, я и из театра ушла потому, чтобы испытывать меньше этого страха, зависеть только от себя.
Кадр из фильма «Щит и меч» (Станислав Любшин и Алла Демидова). 1968 г.


Какие способы борьбы с подобными комплексами были у меня? У меня к каждому образу были свои приспособления. Например, в пьесе “Деревянные кони” по повести Федора Абрамова я играла северную старуху без грима, без парика. И, чтобы настроиться, вспоминала свою бабушку-старообрядку: как она молилась на закате перед своим старообрядческим киотом, ее характер, как я у нее летом жила. Вспоминала свое детство. Для другого спектакля - что-то другое. Но сейчас я поняла, что на сцену нужно выходить с нуля - чистым листом. То есть на репетиции надо сделать свою роль так, чтобы тебе просто некогда было реагировать ни на свое состояние, ни на ту “белую кофточку” в зрительном зале, которая громко кашляет или говорит по мобильному телефону...

- Как вы относитесь к современному телевидению, где не увидишь, скажем, театральных спектаклей кроме как на канале “Культура”, каких-то ярких просветительских, пуб­лицистических передач?

- Я не обычный телевизионный зритель, скажу вам честно. Телевизор смотрю в основном ночью: у меня хроническая бессонница - я засыпаю после четырех утра. А ночью всегда можно найти что-то интересное: или какой-нибудь старый американский фильм, или старую программу, интервью. “Гуляешь” по каналам, и обязательно что-нибудь любопытное да попадется.

Ну как я отношусь? Вообще, ругать сейчас наше телевидение - это ломиться в открытые двери. Оно ориентировано ведь не только на меня, а на всю большую страну. Почему где-нибудь в глухой деревне люди должны слушать лекцию об экзистенциализме Сартра? А что касается театральных спектаклей... Я как раз противница того, чтобы они в принципе записывались на пленку. Понимаете, телеспектакль передает скорее сюжет, но не психическую энергию. А театральное искусство - это именно та психическая энергия, гипноз, который возникает только сейчас и только в этом зале. Поэтому спектакли лучше смотреть в театре.

- Сейчас мода на антрепризы, развлекающие зрителя, и публика на таких спектаклях своеобразная - зашедшая, как в ресторан, “выпить, закусить”. По-вашему, сегодня может существовать театр с публикой неслучайной, в условиях, когда кровь из носу надо делать кассу?

- Не так давно я смотрела на Винзаводе спектакль “Отморозки” в постановке Кирилла Серебренникова. Вот там была далеко не случайная публика, именно такой зритель приходил в свое время и на Таганку. И вся команда Серебренникова, кстати говоря, напомнила мне нашу, таганскую. Спектакль мне очень понравился. Меня увлекла эта энергетика бунтарства, которая передается молодыми взволнованными голосами. Эта энергетика может быть и на сегодняшней Болотной площади, какой она была в начале прошлого века, когда, скажем, в годы революции 1905 года Блок ходил по улицам с красным флагом. Современные актеры Кирилла Серебренникова очень точно ее передают. Что, кстати, довольно сложно для театра.
Режиссер Юрий Любимов и актеры Алла Демидова и Леонид Филатов.
1989 г.


- Кстати, о бунтарстве...Многие критики считают вас этакой “железной леди” от мира искусства. А как вы относитесь к нынешним “площадным” настроениям, к проснувшемуся среди некоторой части населения бунтарскому духу, к протестам интеллигенции? Похоже это, скажем, на времена хрущевской оттепели, на диссидентские брожения при советской власти?

- Здесь, по-моему, другая энергетика и другие желания. Абсолютно другая. У кого-то искренний протест, у кого-то желание просто потусоваться, у других просто стадное чувство, любопытство, возмущение. Кто- то понимает на два хода вперед, что дальше произойдет, кто-то совершенно не понимает и не думает об этом... Без страха энергетика. В 60-е годы это все ведь было на страхе замешано, если люди шли протестовать, то они знали на что идут. А у меня страх этот до сих пор остался в крови. Я не выйду. Я не революционер, откровенно говоря...

- Выходит, вы консерватор? “Сохранять все лучшее и постепенно, эволюционно развиваться...”

- Не знаю. Я не очень люблю эти оценки. Нет, я живу своей жизнью. У меня еще много воп­росов, которые я не решила в профессии, в литературе, в общении с людьми, со своим одиночеством. В общем, мои какие-то внутренние проблемы. Почему я должна учить Марью Петровну как ей жить? Никому ничего никогда не навязывать. Я выбрала этот путь.

- В своих литературно-поэтических композициях вы выступаете без микрофона. Почему? Он искажает голос, не доносит адекватно поэтическую мысль?

- Вообще, голос у меня поставлен хорошо. Последние годы я играла только древнегреческие трагедии: или Эврипида, или “Федру” Марины Цветаевой, или “Медею”. Причем играла на каменных площадках древнегреческих театров, а камень очень хорошо отражает звук, там не нужен микрофон. Можно говорить даже шепотом - и все будет слышно.

Такая борьба голоса и пространства мне очень нравится. Есть здесь тот самый цирковой кураж, который подстегивает. Например, в Стамбуле находится знаменитый собор Айя-София, куда все ходят на экскурсии. А рядом Айя-Ирена, более старый храм, полуразрушенный, поэтому туда не пускают. И однажды нам разрешили с режиссером Теодоросом Терзопулосом сыграть там “Медею”. Когда мы там репетировали, я все думала, как я буду играть. Сплошное эхо, причем не два, не три, а десять раз повторяющееся! Правда, когда появились зрители, эхо чуть-чуть примолкло, но все равно осталось. Это была дикая борьба между мной и пространством. Приходилось импровизировать, “играть” с эхом: то ласкать его, “прикармливать”, то даже “грубить” ему... Получился совершенно другой, оригинальный музыкальный спектакль.

- Алла Сергеевна, вы сказали, что у вас хроническая бессонница. Правда, что вы нашли “идеальное для себя” противоядие?

- Вы имеете в виду книги о Гарри Поттере? Я действительно его всего прочитала. И они действительно помогали, вообще эти романы мне понравились. Но перечитывать я их, естественно, не буду. Даже ради моей проклятой бессонницы.

Андрей Колобаев
"Мир новостей"

<<<   Назад

  Оцените статью :


Комментарии к статье
Ваше имя и возраст :
Текст комментария :
Правила комментирования

Введите код

03.10.2012 15:03      Ольга50
Огромное спасибо за Ваш талант!Считаю Вас ВЕЛИКОЙ АКТРИСОЙ!А стихи в Вашем исполнении просто потрясают!!!
03.10.2012 21:54      Татьяна,57 лет
Очень жалко, что молодежь почти не знает ЭТУ ВЕЛИКУЮ АКТРИСУ.Долгой ВАМ творческой жизни.
23.10.2013 12:34      Надежда
Вы удивительная!!!
15.11.2013 16:05      Нина 55 лет
Алла- вы были и есть выдающейся актриссой и выдающимся Человеком . Очень хочу видеть и слышать Вас!!!
15.11.2013 16:14      Нина 55 лет
Все Годы помню, сто есть такая Великая Женщина у на Живу в с- живой классик Искусства и Интеллекта !!! живу в г Ривне.Украина. т-0975645483
     
Всего комментариев 5
 
  № 41(980)
  • Свои миллионы ближе к телу
  • «За эти 12 лет страна реально стала другой»
  • Ракетный щит Родины прохудился
  • Цифры недели
  • Президент велел правительству контролировать инфляцию
  • В целях самообороны гражданам разрешили ставить капканы
  • У СМИ в Думе появился не то «адвокат», не то «контролер»
  • Сказано так сказано
  • Кто воюет с режимом Асада
  • Швейцария - страна самых точных часов и самых разнузданных пьяниц
  • Полный не обязательно значит нездоровый
  • Зачем отбирать острова силой, когда их можно купить?
  • «Соли для ванн» опасны для жизни
  • Кощей Бессмертный из мира насекомых
  • Все мы тут - Путины
  • Звание маршала и улицу в Вифлееме!
  • Хозяйство Путина
  • Луковое счастье
  • И будь я хоть негром...
  • Самооборона по-русски
  • Кому они нужны, эти дети?
  • «Без нас полицейские не справятся»
  • Куда утекают нефтяные деньги?
  • Российские вузы куют кадры для Запада
  • Юрий Костин: «У нас в эфире кипит жизнь»
  • Газпром выключил «Прожектор»
  • Первый устроил международный скандал
  • Полицеймако не расскажет «о самом главном»
  • «Малахов 2»: ничего личного
  • Петрович вернулся!
  • Какой увидим Зыкину?
  • На ТВ теперь два Нагиева
  • Обезболивать «кулаком в лоб»
  • Может ли доступное жилье быть достойным
  • Ох и охрана у нас!
  • Укрыться... Алтаем
  • Испытание голодом
  • Какую кукурузу можно есть?
  • Холод повышает риск инсульта
  • Алла Демидова: «Телевизор смотрю только ночью»
  • С Любимовым не расставайтесь
  • Особенности звездных болезней
  • Марк Захаров: «Насчет дочки Абдулова я пошутил»
  • Пугачева простила Кузьмина
  • Как русские и французы в Москве воевали
  • Герои в памяти народов
  • Будущее глазами футурологов
  • Врут ли футурологи?
  • Прогнозы, которые обязательно сбудутся
  • Почему ФИФА прокатила Ярославль и Краснодар?
  • Как бороться с поджигателями на трибунах?
  • Итоги конкурса "Фотоприкол" в № 26 (965) от 19 июня 2012 г.
  • Астрологический прогноз от Леры Апрель с 3 по 9 октября 2012 г.
  • 

    Главная | Издания | Мир садовода | Сад.Огород.Цветник | Фабрика загадок | Подписка | Рекламодателям | Вакансии | Контакты | Партнеры | Архив

    © Все права защищены. Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции. При использовании материалов в Интернете, ссылка на сайт http://mirnov.ru обязательна.
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования