Сегодня 23 мая 2017 г., вторник, 08:20USD 56.49 -0.6614EUR 63.17 -0.4766
Статьи газеты «Мир новостей»

Кто снимет деток с «бешеных табуреток»?

16 сентября 2013
hits 487

Ребенок на скутере- зрелище не для слабонервных. Автомобилисты «седеют» при виде лавирующих между машинами наездников-профанов, все взывают к родителям юных скутероводов прислушаться к голосу разума, а пацаны и девчонки продолжают носиться на мокиках. Недавно в Истринском районе Подмосковья случилось ДТП, в котором по вине двух юных скутеристов погиб подросток 13 лет, управлявший скутером, и его 5-летний пассажир... 

Их называют «хрустиками» за звук, который издает пластик при аварии, «бешеными табуретками» - за непредсказуемость движения и «унитазами» - за багажник, находящийся под водительским сиденьем. Почитателей скутеров это не смущает - они любят свои «машинки» за дешевизну, легкость и пронырливость. Но если взрослые водители-скутеристы хоть иногда отдают отчет в своих действиях, то дети на скутерах - все равно что обезьяны с гранатой: никогда не знаешь, какой финт выкинут в следующую минуту. 

Для подростков скутер - это круто и прикольно. Для участников дорожного движения - головная боль и психоз. «Вчера, - поделился приятель с 17-летним стажем вождения, - чуть не сбил двух юных... как бы их помягче обозвать. Они на трехполосной дороге из правого ряда на скорости 50 км/ч в полуметре от носа моей машины перестроились в левый ряд и ушли в поворот на красный свет. Хорошо, я оттормаживался на мигающий светофор, иначе все - небо в клеточку. Поймаешь, не дай бог, таких безбашенных шус­триков на капот даже на скорости 20 км/ч, им ведь мало не покажется! Все оттого, что не знают правил игры, в которую влезают. А ставка в этой игре, между прочим, жизнь. О чем думают родители, когда покупают такие «игрушки» детям? Хоть бы ПДД заставили выучить!» 

Что одним взрослым ужас-ужас, другим - норма. Некоторые родители, похоже, детей в магазинах покупают. Иначе не объяснить, почему, вытаскивая ребенка из больницы после тяжелой травмы, полученной от езды на скутере, они снова спокойно отпускают их погонять с ветерком. 

...14-летняя скутеристка месяц пролежала в больнице с множественными переломами после неслабого кувырка в кювет. Спустя время мама... купила ей новый мокик. Через несколько дней езды юная барышня на скорости влетела в дерево и снова попала на больничную койку. Когда, узнав о трагедии, знакомые спрашивали женщину, зачем она на одни и те же грабли два раза наступала и неужели ей одного ДТП было мало, она ответила: «И кирпич, упавший с крыши, может убить мою дочь». 

Нерадивой мамаше и другим родителям, успокаивающим себя мыслями о невзначай падающих с крыш кирпичах, хочется напомнить: по закону и в 10, и в 12, и в 14, и в 15 лет детям за руль скутера садиться запрещено. Можно только (!) с шестнадцати. Причем обязательно - в шлеме. 

Вроде все предельно ясно: запрещено значит не разрешено. Почему же тогда даже 10-летние школьники спокойно гоняют на скутерах? 

За первые 6 месяцев этого года в России произошло 604 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, управлявших автомототехникой. 489 юных водителей мопедов получили ранения, 9 погибли.

ЗАКОН НЕ ПИСАН? 

Скутер - демократичное и доступное транспортное средство с двигателем до 50 «кубиков». Оно не требует регистрации в ГИБДД, так что никаких документов и накладных, подтверждающих право владения мотороллером, при себе иметь необязательно. При покупке в магазине могут выдать чек или товарную накладную, но они не обладают юридической силой. В общем, установленного образца документов на скутер нет и предъявлять, в случае чего, нечего. Однако то, что никаких прав на вождение мопеда не требуется, вовсе не означает, что можно на все наплевать с высокой колокольни. 

В Правилах дорожного движения слово «скутер» отсутствует, но, учитывая малую мощность этого вида транспорта и, соответственно, небольшую скорость, которую он развивает, - примерно 50 км/ч, на него распространяются те же ПДД, что и на мопед, которому не требуются ни водительское удостоверение, ни техосмотр. Независимо от того, учил человек ПДД или нет, он может прийти в магазин, купить скутер, тут же оседлать его и выехать на оживленную трассу. Причем независимо от того, в здравом уме приобретатель скутера или нет, подготовлен ли к езде психологически и физически. Хозяева мотоскутеров, которые хотят прожить подольше, могут добровольно сдать экзамен на знание ПДД. Могут, но вовсе не обязаны. 

Водителю мотоцикла за езду без шлема выпишут штраф в размере 500 рублей. Подобное нарушение для водителей малолитражного мототранспорта подпадает под ч. 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и карается штрафом в 200 рублей. А теперь внимание: сказанное выше не имеет никакого отношения к несовершеннолетним водителям мотороллеров. 

Сотрудник ГИБДД может остановить скутериста, рассекающего по дороге без шлема или нарушающего ПДД. Если наездникуне исполнилось 16, инспектор комиссии по делам несовершеннолетних составит на родителей малолетнего гонщика или на его законных представителей протокол об административном нарушении, которое предусматривает штраф в размере от 100 до 500 рублей.

Если скутеристу исполнилось шестнадцать, административный протокол, который предусматривает предупреждение или штраф в размере 200 рублей, будет составлен уже на него самого. Но в обязательном порядке - в присутствии инспектора ПДН. Как и в случае со скутеристами «до шестнадцати», все составленные протоколы в обязательном порядке рассматриваются на комиссии ПДН, в которую входит прокурор. В общем, для того чтобы «привлечь к ответственности» родителей совсем юного скутериста или подростка от 16 до 18 , надо пройти не один круг различных инстанций и составить порядка семи всевозможных документов. Даже если родителей оштрафуют, проведут с ними и с ребенком профилактические беседы, это вовсе не значит, что завтра скутерист вновь не оседлает своего легкого двухколесного коня и не помчится лихо на нем между идущими на скорости машинами. 

«Основной причиной ДТП с участием детей является беспечное отношение родителей к безопасности собственного ребенка», - прокомментировала нашей газете и.о. начальника отдела пропаганды БДД Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области Мария Солёнова. 

Размышляя над тонкостями нашей законодательной базы относительно скутеров, лично я абсолютно не понимаю, зачем в ПДД нужна статья 24.1, разрешающая управлять мопедом/скутером лицам «не моложе 16 лет». По-моему, от нее спокойно можно отказаться, ведь на фоне других законов эта правовая норма легко трансформируется в правило «если нельзя, но очень хочется, то можно». 

МЕЖДУ «МОЖНО» И «НУЖНО» 

Скутер популярен не только у молодежи. Он постоянный «герой» сводок ГИБДД. Полицейские вынуждены констатировать: каждый второй водитель мокика - нарушитель. И не всегда обладатели «хрустиков» отделываются легким испугом. По статистике, только в Московской области в этом году (а он еще не закончился) в ДТП пострадали 53 юных наездника и 4 погибли. Две трети подростков, управляющих велосипедами и мопедами, при попадании в ДТП получают травмы, ведущие к инвалидности. 

Год от года печальные цифры растут, а законодатели никак не могут решить, что же делать со скутерами и их владельцами: оставить все как есть и собирать новые жертвы на дорогах или все же внести изменения в закон и обязать скутеристов сдавать экзамены в ГИБДД на знание ПДД, получать соответствующую категорию для управления малолитражным мототранспортом (например, категорию М), регистрировать легкую мототехнику и нести ответственность за вождение наравне с другими водителями. Можно подумать и о повышении минимального возраста для управления скутером. Например, рассмотреть опыт Америки. Там управлять любыми мото­средствами можно лишь после 21 года, хотя права на вож­дение авто выдаются с 16 лет. В этом есть логика: кузов машины и подушки безопасности способны защитить неопытного водителя, а вот отрытый скутер - нет. 

На протяжении последних пяти лет предложения об изменении правил для управления скутерами неоднократно выносились представителями ГИБДД на обсуждение депутатов разных уровней. Но даже нижней палате парламента (не говоря уже о городских и областных думах) не удалось сломить сопротивление лобби продавцов «малокубического» транспорта. 

Сегодня многие пересаживаются на «полтинники», считая их полноценными и недорогими средствами передвижения (обычный мокик без наворотов можно купить всего за 13 тыс. рублей). Большие города в часы пик стоят в пробках, а «бешеные табуретки» юрко проскакивают их на зависть автомобилистам. Но если для здравомыслящих взрослых скутер все же средство передвижения и необходимость, для подростков, как ни крути, - чистые понты, замешанные на самоутверждении и отсутствии чувства самосохранения. За примером далеко ходить не будем. 5 июля. Истринский район Московской области. Двое 11-летних подростков, оседлав скутер, решили подшутить над двумя другими приятелями-скутеристами: выехали на дорогу и встали поперек движения. 13-летний водитель скутера и его 5-летний пассажир на полном ходу врезались в неожиданное препятствие и погибли на месте. Один из «шутников» - в реанимации... Не слишком ли жестокий способ обучения владению транспортом выбирают некоторые родители, даря своему чаду скутер и выпуская его на дорогу? 

Елена Хакимова

Просмотров: 487
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Главные по праву


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.