Сегодня 25 марта 2017 г., суббота, 12:55USD 57.42 -0.0981EUR 61.86 -0.2323
Статьи газеты «Мир новостей»

Тикси в тисках проблем

16 мая 2013
hits 2105
Тикси в тисках проблем

До Нового года небо в заполярном поселке Тикси Республики Саха закрыто на замок. Министерство обороны России прекратило полеты военно-транспортных самолетов и запретило полеты гражданских воздушных судов, аргументируя это реконструкцией взлетно-посадочной полосы. Жители самого отдаленного арктического поселка Якутии оказались в транспортной блокаде.

Погода в Арктике не только сурова, но и переменчива. А ситуация с аэропортом так критична, что на днях около двадцати пассажиров - жителей Тикси, включая маленьких детей, не смогли попасть домой. Светлана Захарова летела из Новосибирска с больным сыном. Врачи перенесли ему операцию на сердце на май будущего года. Ее земляк, Николай Н., провел в аэропорту Якутска неделю в надежде купить билет и улететь в Тикси с ребенком, только что выписавшимся из больницы. Молодая мама Ульяна Мохначевская с двумя малышами, которым еще и годика нет, возвращалась в родной поселок после медицинского обследования.

Когда номер подписывался в печать, корреспонденту “Мира новостей” позвонили пассажиры и сообщили, что рейс из-за метеоусловий снова откладывается.

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Авиация для тиксинцев и всего населения Булунского улуса - единственный круглогодичный вид транспорта. Поэтому когда переговоры с Минобороны РФ зашли в тупик, президент Якутии Егор Борисов обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину. Глава региона просит принять срочные меры по решению вопросов, необходимых для бесперебойного функционирования аэропорта Тикси. В частности, руководство республики выступило с предложением до марта 2013 года приостановить реформирование воинской части, обслуживающей аэропорт.

На “разбор полетов” в Якутию прибыли высокопоставленные чиновники: командующий Дальней авиацией ВВС Анатолий Жихарев и помощник министра обороны РФ Александр Зелин. До отлета в Тикси федеральные чиновники откровенно проигнорировали прессу. Да и по возвращении сделали то же самое. О рабочей поездке специальной комиссии по Якутии, в состав которой входили члены республиканского правительства, представители Росавиации и федерального предприятия “Аэропорты Севера”, нам рассказал первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии, руководитель Департамента воздушного транспорта Александр Тарасов. По его словам, в Тикси был проведен облет взлетно-посадочной полосы на вертолете Ми-8, сделаны соответствующие снимки. Федералы настаивают, что она непригодна для приема военно-транспортных самолетов. Ремонт взлетно-посадочной полосы не проводился с 1987 года.

Делегация от гражданской авиации сочла, что полосу можно укоротить на тысячу метров, нанести на ней соответствующую маркировку и открыть для приема самолетов третьего класса: Ан-24, Ан-26 и Ан-140. Проблема решаема, таким образом можно избежать стыковочных рейсов, пересадки с самолета на вертолет и существенно облегчить судьбу пассажиров. Но у Минобороны России свой вердикт: отказать!

А между тем еще 18 июля 2012 года президентом РФ было принято решение о завершении передислокации авиационной эскадрильи и передаче Министерством обороны имущественного комплекса аэродрома Тикси в пользование Республики Саха с сохранением за ним статуса аэродрома совместного базирования, основное имущество - взлетно-посадочную полосу - военные передавать не торопятся. Речь идет лишь о передаче 26 единиц спецтехники, необходимой для содержания взлетно-посадочной полосы в рабочем состоянии и ее соответствия всем сертификационным требованиям.

Пока схема смены собственника выглядит следующим образом: Росимущество передает право собственника Росавиации. Росавиация, в свою очередь, передает это право федеральному казенному предприятию “Аэропорты Севера”. Включаются другие механизмы финансирования содержания всего аэропортового хозяйства Тикси со всеми вытекающими последствиями.

При этом надо понимать, что республика не вправе выделять средства из бюджета на содержание аэродромного хозяйства - имущество по-прежнему закреплено за федеральными структурами. А жители далекого якутского поселка неизбежно становятся заложниками межведомственной чехарды.

НИЧЕГО СЕБЕ СТРАТЕГИЯ!

События в Тикси развиваются в “лучших” российских традициях и напоминают трагикомедию. Трагичны они для местного населения, комичны - для страны и мира. Дело в том, что с 2011 года правительство РФ усиленно работает над Стратегией развития Арктики. О ее концептуальности и разнополюсной тематике федеральные чиновники не раз говорили с высоких трибун. Стратегия предполагала восстановление Северного морского пути, модернизацию арктического флота, освоение Арктической зоны, создание многоцелевой космической системы, внедрение революционных технологий.

И тут вдруг возникают проблемы в Тикси. Аэропорт, от которого зависит жизнь целого улуса, закрывается. И как ни крути, вмешается федеральный центр или нет, надавит ли правительство на Минобороны, в любом случае аэропорт не сможет возобновить работу до весны, потому как основное оборудование вояки демонтировали и поставить его обратно не позволит погода.

Короче, хана стратегии! Заграница смеется. Интерес к Арктике давно проявляют Норвегия, Дания и даже Китай с Малайзией. Якутия плачет.

Власти Республики Саха сегодня делают все возможное, чтобы блокада Тикси не стала опасной для здоровья и жизни людей. Транспортное сообщение с Булунским улусом не прекращено. Продуман альтернативный маршрут доставки пассажиров и грузов стыковочными рейсами через поселок Усть-Куйга, расположенный в 300 километрах от поселка Тикси. Из Якутска до Усть-Куйги - на самолетах третьего класса Ан-24. Из Усть-Куйги до Тикси - на вертолетах Ми-8, для посадки и взлета которых аэродром не требуется, достаточно авиационной площадки.

Для участников альтернативной доставки пассажиров и грузов четко сформулирована задача: цены не завышать, возникающие дополнительные транспортные расходы будут покрываться за счет республиканского бюджета. А это до конца 2012-го примерно 36 миллионов рублей.

Главой кабинета министров Якутии Галиной Данчиковой дано поручение с 1 ноября обеспечить ритмичность необходимых перевозок и доставки товаров. Стыковочные рейсы Якутск - Усть-Куйга - Тикси будут выполняться дважды в неделю. Стоимость перелета останется на уровне действующих тарифов - 17 тысяч рублей.

В Булунский район завезено 400 тонн основных продуктов питания. В ноябре туда доставят продукты, относящиеся к категории скоропортящихся. Это 8,5 тонны колбасных и молочных изделий, фруктов и овощей.

Хлебопекарни в улусе работают в штатном режиме, проблем с мукой пока нет.

В поселке Тикси есть противовирусные препараты и лекарства для больных с хроническими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. По распоряжению властей республики региональный минздрав должен снабдить улус плазмой крови.

“МЫ КАК ПТИЦЫ”

Жители Тикси не понимают, почему правительство Российской Федерации так долго не вмешивается в затянувшиеся споры Якутии и Минобороны.

“То чиновники кричат на каждом перекрестке, что им нужна русская Арктика. И что они превратят ее в главную точку мира, - возмущаются люди. - То бросают нас на произвол судьбы. Тогда отдали бы поселок китайцам, чтобы мы не мучились. Те аэропорт не стали бы уничтожать...”

На прошлой неделе в якутскую Арктику вернулись 44 пассажира, имеющие на руках билеты на рейс Москва - Тикси. Добираться им пришлось рейсом авиакомпании “Якутия” сначала до республиканской столицы, затем - самолетом авиакомпании “Полярные авиалинии” до поселка Усть-Куйга и на финише маршрута - вертолетом Ми-8. Такой мучительной дорога домой еще не была.

Ирина Антонова
"Мир новостей"


Просмотров: 2105
Поделиться
Следующая новость Приказано уничтожить?


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.