Сегодня 26 мая 2017 г., пятница, 08:40USD 56.07 -0.2042EUR 63.01 0.0913
Статьи газеты «Мир новостей»

Задача - сохранить исторический центр столицы

16 мая 2013
hits 1463
Задача - сохранить исторический центр столицы

На прошлой неделе заместитель мэра Москвы в столичном правительстве по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин встретился с представителями центральной прессы, в том числе «Мира новостей». Речь шла о развитии мегаполиса, его присоединенных территорий, так называемой большой Москвы. Разговор получился содержательный и откровенный. Мы попробовали выделить наиболее важные и интересные его моменты.

- Генплан Москвы, разработанный в 2005 г., предусматривает до 2025 г. строительство 200 млн кв. метров недвижимости. На сегодняшний день фонд недвижимости в мегаполисе составляет 429 млн кв. метров, 243 млн из них - жилье. Как видите, ставится задача до 2025 г. увеличить фонд городской недвижимости в 1,5 раза. Это огромные объемы! Мы в прошлом году ввели в строй 6,9 млн кв. метров разнообразных объектов. На 16% больше, чем в предыдущем. Однако простое наращивание объемов без серьезной проработки вопросов комплексного градостроительного развития для такого города, как Москва, губительно. Диспропорции в развитии столицы накапливались годами. И в какой-то момент баланс интересов города, его жителей и бизнеса нарушился. Нельзя строить жилье, административные здания, не развивая инфраструктуру.

- Транспортный вопрос сегодня, пожалуй, даже больше достает москвичей, чем жилищный. Такое впечатление, что к его решению в последнее время подходили по остаточному принципу.

- За последние 20 лет транспортный каркас города существенного развития не получил, а концентрация рабочих мест и торговли поменялась радикально. Сегодня до половины всех рабочих мест города сконцентрировано в его центральной части, а на периферии столицы - почти 80% населения. При этом Москва - единственный в мире мегаполис, жители которого пользуются главным образом общественным транспортом - до 80% москвичей предпочитают его. Инфраструктура общественного транспорта уже не в состоянии справиться с возрастающей нагрузкой. Метро работает на пределе своей пропускной способности, перевозя около 30% всего пассажиропотока города. При этом 20% горожан живут вне зоны пешеходной доступности от станций метро. Оценив все эти данные, мы пришли к выводу, что развитие общественного транспорта - безусловный приоритет. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин распорядился: до 70% городского бюджета направлять на строительство дорог и метро, все остальные траты сокращать. Что касается метро, должен сказать, что ни один другой метрополитен в мире не перевозит столько народу, сколько московское метро. Однако его силы не беспредельны. Сегодня на ряде ключевых линий значительный перегруз - 6,5 чел. на 1 кв. метр при норме 4,5. Больше, чем у нас, только в Токио - там 7 человек на 1 кв. метр. Но там на платформах стоят специальные люди, которые вталкивают пассажиров в вагоны. Этот «опыт» - не для нас. Мы разработали программу развития метро до 2020 г. Главные задачи - к этому году выйти на нормативную загрузку станций, вывести линии метро на периферию и в область. Чтобы снять избыточный трафик, увязать линии метро с сетью железных дорог. До 2020 г. должны построить 150 км новых линий, 70 станций. Важнейшая задача - формирование Третьего пересадочного контура, который позволит снять перегрузку с Кольцевой линии и пересадочных узлов. В прошлом году ввели 4,5 км линий метро. В этом 8,5 км сдадим. Сегодня круглосуточно на строительстве работают 18 тыс. человек. Таких темпов и объемов и в ударные годы метростроения при СССР, пожалуй, не знали. Квалифицированных рабочих не хватает. Сам езжу по городам, где есть метро, был в Минске, Харькове, Баку. Агитирую: приезжайте, фронтом работ обеспечим с лихвой.

- В последнее время много нареканий звучит в адрес пригородного железнодорожного сообщения, что интервалы в движении электричек увеличились. Городские власти как-то участвуют в решении этой проблемы?

- Железнодорожное сообщение - колоссальный ресурс для оптимизации трафика. Раньше существовали две разобщенные системы - мэрия и РЖД. Мэр Москвы договорился с главой РЖД о взаимодействии. Будет построено 229 км дополнительных железнодорожных путей для скоростного движения, мы займемся развитием пригородного сообщения и благоустройством железнодорожных переездов в столице и на прилегающих территориях. Цель - сделать так, чтобы электрички в часы пик ходили с интервалами 5-7 минут. Хотим все станции метро пересечь с железнодорожными путями для перераспределения нагрузки.

- Пока в центре Москвы припаркуешься, семь потов сойдет.

- Сегодня на 1 тыс. жителей в Москве 300 машин, в Пекине - 230, в Сеуле - 250, из мегаполисов нас обгоняют только Лос-Анджелес и Нью-Йорк. Дорог же у нас в 3 раза меньше. Протяженность дорог прирастает на 1-2% в год, число машин - на 8%. Задача - не допустить транспортного коллапса. Основные усилия направлены на реконструкцию 19 «вылетных» магистралей, создание более 10 тыс. парковочных мест, заездных карманов для общественного транспорта. Активное строительство ведем на Варшавском, Каширском, Ярославском и Ленинградском шоссе. Надеюсь, по душе автомобилистам придутся подземные паркинги у Белорусского и Павелецкого вокзалов.

- Не пора ли приостановить новое строительство, особенно в ЦАО?

- Сегодня в различной стадии строительства у нас 35,8 млн кв. метров недвижимости, еще на 13 млн выданы градостроительные планы (ГПЗУ). При существующих диспропорциях развития города эти цифры считаем угрожающими. Градостроительная политика направлена на преодоление этих диспропорций так, чтобы был соблюден баланс интересов жителей, градостроительного развития и профессионального строительного сообщества. Приняли решение прекратить строительство проектов объемом 8,2 млн кв. метров, сохранить более 200 зданий - памятников истории и культуры, которые раньше собирались сносить ради коммерческого строительства. Не строить в ЦАО такие объекты, которые ухудшают транспортную ситуацию. Но ведь Москва развиваться все равно должна. Задумались: как? Вот тогда-то и возникла идея расширения города, создания «большой Москвы». Привлекли к работе лучших экспертов-урбанистов из разных стран. Вариантов было предложено много, но в одном все сошлись - дальнейшее градостроительное развитие Москвы возможно лишь по принципу полицентричности (создания нескольких центров притяжения). Лучше и быстрее всего - осуществить переезд органов власти.

- Но ведь чиновники и парламентарии переезжать не хотят.

- Это психологическая инерция, нежелание покидать насиженные в центре места. Их надо будет преодолеть. Вот смотрите, в Москве 250 тыс. чиновников. Федеральные органы власти занимают 5 млн кв. метров. Стоимость 1 кв. метра в центре - $5 тыс. Получается $25 млрд. Это и будет компенсация затрат на переезд. Высвободившиеся площади можно использовать под жилье, гостиницы. Москва сегодня хуже всех других крупных городов обеспечена жильем, офисными центрами, гостиницами, объектами спорта. А тут столько зданий освобождается! Возьмем отели. Они тоже из ряда приоритетов. К 2025 г. решено построить 6 млн кв. метров гостиничных площадей.

- Куда все-таки решено переселять органы власти? Поселок Коммунарка ведь многим не нравится.

- Да Коммунарка - идеальное место: 300 гектаров земли, лес, озеро, речка, Калужское шоссе рядом. Метро протянем, 2 железнодорожных пути построим. 25 минут до Кремля по Ленинскому проспекту, если без светофоров.

- Уже сегодня, до всяких еще переездов, возникают пробки в узких горлышках на стыке Москвы и области. Что же будет, когда начнет развиваться «большая Москва»?

- Где можно, расширяем, все развязки реконструируем. Или новые строим. Столкнулись с тяжелейшей проблемой. Москва со стороны области оказалась в кольце хаотичной застройки. Строят с нарушениями все, что только можно, иной раз вообще без документации. Прямо бедствие какое-то! Когда принималось решение по расширению границ Москвы, я совершал объезды, осматривал присоединяемые территории. Сейчас тоже езжу и порой места эти просто не узнаю. Недалеко от места строительства одного из деловых центров - индустриальным методом - построили поселок, так уже стены кое-где потрескались. Выяснилось, строили вообще без разрешений. Сейчас проводим ревизию этих территорий. Сотрудники Стройнадзора ездят, проверяют. Беспилотники посылаем для аэрофотосъемки. Вместе с прокуратурой будем разбираться в каждом конкретном случае.

- Есть ли все-таки ясность, как будет развиваться «большая Москва»?

- Главное - поломать центростремительную тенденцию. Для этого на присоединенных территориях надо создать 1-2 млн рабочих мест. Строить промышленные объекты, офисные, деловые центры. Категорически не хотим увеличивать этажность. Первая зона - до Троицка - здания не выше 12 этажей. Чем дальше от старого центра Москвы, тем ниже застройка. Вторая зона - от Троицка до ЦКАДа - 3-этажные здания, коттеджные поселки. За ЦКАДом - зона рекреации: санатории, дачи.

- Как до центра новой Москвы - до Троицка - людям предстоит добираться?

- Метро максимум до Коммунарки проложим - от «Юго-Западной». Упор сделаем на два новых железнодорожных пути. МКАД полностью реконструируем. Увеличим вдвое пропускную способность Киевского и Симферопольского шоссе. Автобусное сообщение наладим. Скорее всего, на Калужском шоссе посередине будет выделенная полоса для автобусов. К ним можно будет добраться по подземным переходам. Хотим, чтобы интервалы движения автобусов были 2-3 минуты. Выезжать они станут и на Киевское шоссе. Будет связка с Калужским - через Саларьево. В Лондоне, Париже на автобусах не стыдятся ездить даже хорошо зарабатывающие люди. Почему бы нам этот опыт не перенять?

Игорь Минаев
"Мир новостей"


Просмотров: 1463
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.