Сегодня 20 января 2017 г., пятница, 06:58USD 59.35 +0.1691EUR 63.18 -0.0449
Статьи газеты «Мир новостей»

Берлинский фестиваль сделал выбор в пользу политики

16 мая 2013
hits 616
Берлинский фестиваль сделал выбор в пользу политики

Самый политизированный кинофестиваль мира не сдает свои позиции, не желает включать в основной конкурс замечательные картины, в которых веет дух искусства, из параллельных и тоже престижных программ.
Главный приз Берлинале получил иранский режиссер Асгар Фархади (в центре). Иранские актрисы Сарех Байят (слева) и Сарина Фархади получили «Серебряного медведя»


ПОКАЗ ХОДОРКОВСКОГО

Два главных события нынешнего Берлинского кинофестиваля связаны с идейными интересами его устроителей, для которых права человека не пустые слова.

Первым из таких событий стало отсутствие в качестве члена жюри известного иранского режиссера Джафара Панахи, осужденного в своей родной стране на шесть лет (за критику режима) и на двадцать - творческого простоя. Ему не разрешено снимать кино. Пустое кресло с его именем было вынесено на сцену во время церемоний открытия и закрытия Берлинале в знак солидарности. Поэтому было очевидно, что у конкурсной иранской картины Асгара Фархади «Надер и Симин, развод» есть все шансы на главный приз. Но не только по гуманитарным соображениям. Этот действительно живой, отлично снятый и сыгранный фильм, лидировавший во всех рейтингах, утверждает европейские ценности, но не забывает и об особенностях национального характера. Две семейные пары - состоятельная и бедная - ведут тут нескончаемую, виртуозно рассчитанную борьбу за собственные права в повседневной, личной и социальной жизни.

Вторым событием Берлинале стал показ (программа «Панорама») документального фильма немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский». Лишенная какой-либо тенденциозности или политической ангажированности, эта картина вызвала бурный интерес западных зрителей. Им действительно было важно понять, почему этот сиделец вернулся в Россию, почему не захотел стать политическим эмигрантом, как складывалась его феерическая биография, какие отношения на протяжении нетривиальной карьеры у него складывались с властью.

ГРАН-ПРИ ЖЮРИ

Второй по значению награды был удостоен выдающийся фильм венгерского режиссера Белы Тарра «Туринская лошадь». Некоторые идеалисты-наблюдатели все же надеялись, что это черно-белое магнетическое полотно получит «золото». Рассчитывал на него и режиссер, не только не поблагодаривший, как водится, за приз на церемонии закрытия, но в безмолвном раздражении покинувший сцену! Между тем от экрана, где старик-кучер со своей дочкой (время действия - конец позапрошлого века) проживают день за днем под леденящим тело и душу ветром на хуторе, довольствуясь скудной едой, неверным огнем в лампе и затухающим в печи, оторваться невозможно. Да, про такое чистое кино говорят, что оно «фестивальное», что зрители умрут от скуки. Изабелла Росселини, возглавившая жюри, откликнулась, похоже, на такие банальные мнения и выдала режиссеру утешительную награду.

Остальные призы вызвали у журналистов сильнейшее недовольство, поскольку жюри проявило неуместную для свободных людей политкорректность или даже сомнительную профессиональную пригодность. Никогда прежде на Берлинале не мог бы получить награду за прямолинейную режиссуру Ульрих Келер (фильм «Сонная болезнь») о немецком враче в Камеруне, а точнее, о миссии европейцев в странах третьего мира.

Невозможно было себе представить и приз за «новаторский вклад» тоже немецкому фильму - жюри радостно обслужило хозяев: «Если не мы, то кто» Андреса Вила о реальных героях красных бригад.

КИНО НЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ

Досадно, что один из лучших фильмов конкурса - «В субботу» Александра Миндадзе - ничего не получил. И более того, был совершенно не понят западной публикой. Возможно, потому, что подавался он как фильм о чернобыльской катастрофе, хотя эта «завязка» нужна была режиссеру совсем для другой истории. Не менее катастрофической - о партработнике, который хочет убежать из зараженной зоны, но застревает, загулявшись на свадьбе. Иностранцы никак не могли уразуметь, почему русские люди весь фильм пьют и гуляют, когда надо спасаться! При всем том известный драматург Миндадзе снял мощную картину. Другой российский фильм - «Мишень» Александра Зельдовича - был отобран в программу «Панорама» и вызвал в кулуарах громокипящие дискуссии. Одни иностранные журналисты называли фильм «футурологическим шедевром», другие не поняли, почему в Москве 2020 года висят перетяжки на китайском языке, по радио звучит передача «Китайский для чайников», а богатые красивые герои, у которых все есть, включая вечную молодость, так несчастны.

Тем, кто не понял картину, было также невдомек, почему министр природных ресурсов (Максим Суханов) обременен «новой русской идеей» - процентной нормой добра и зла, заложенной в недрах. Почему этот министр, страдающий от измены жены с дорожным инспектором и наездником, мечтает достичь животного состояния распада, когда «чем хуже, тем лучше»? Интересное кино. Дождемся проката и проверим мускулистую зрелищность несколько затянутой «Мишени» на отечественной публике.

Зара Абдуллаева


Просмотров: 616
Поделиться


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.