Сегодня 25 мая 2017 г., четверг, 00:41USD 56.27 -0.2809EUR 62.92 -0.6986
Статьи газеты «Мир новостей»

Вся правда о вулкане

16 мая 2013
hits 972
Вся правда о вулкане

Мир лихорадит. В Исландии началось извержение вулкана Эйяфьятлайокудль. В результате в атмосферу были выброшены миллионы тонн вулканического пепла, что привело к закрытию авиасообщения

в большинстве стран Европы. Когда же закончится извержение? Возможно ли найти альтернативные пути для восстановления авиаперевозок?.. На эти вопросы и попытались ответить российские и зарубежные эксперты, собравшиеся в РИА “Новости”.

- Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль действительно необычайно мощное?

МАРТИН ХЕНШ, специалист Вулканического центра Университета Исландии:

- Хаос с авиарейсами и транспортный коллапс, который мы наблюдаем в Европе, еще не означают, что само извержение Эйяфьятлайокудля гораздо мощнее среднего. Скорее это свидетельство уязвимости современного общества и его сложной инфраструктуры.

ТАТЬЯНА ЧУРИКОВА, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии РАН:

- Проблема в том, что траектория движения вулканической тучи совпадает с траекторией воздушных коридоров для самолетов. Если бы направление ветра было северным, то никто, кроме специалистов, этого извержения и не заметил бы.

- Как долго продлится извержение?

СИГУРУН ХАНСДОТТИР, специалист Вулканического центра Университета Исландии:

- Мы наблюдаем за Эйяфьятлайокудлем уже три месяца. Сначала извержение было нежным и очень красивым. Действующий вулкан очень нравился туристам. Однако через некоторое время извержение интенсифицировалось. На дне кратера стали происходить взрывы. Облако вулканического пепла поднялось в небо на высоту 6 тысяч метров. Раскаленная магма изменила курс и стала протекать под землей прямо в районе ледника, что породило новые взрывы, ведь смесь магмы и льда - прекрасная взрывчатая смесь. Скажу честно, это может затянуться на месяцы. Вулкан будет то затухать, то просыпаться, вызывая извержения то в одном, то в другом месте.

ИНГИ БЬЕРНАСОН, научный сотрудник Института наук о Земле Исландии:

- Действительно, никто не знает точно, как долго продлится извержение Эйяфьятлайокудля. Но можно с уверенностью сказать, что выбросы пыли в небо прекратятся, как только полностью растает весь покрывающий вулкан ледник, так как для поднятия пепла нужна вода. По нашим прогнозам, льда Эйяфьятлайокудля хватит минимум на неделю. Но возможен и более пессимистический сценарий: к тому времени, как лава растопит весь лед, химические процессы внутри вулкана изменятся, и пепел полетит вверх уже без помощи ледника.

- Когда рассеется облако вулканической пыли, порожденное Эйяфьятлайокудлем, которое препятствует авиаперевозкам?

ЕВГЕНИЙ ГОРДЕЕВ, академик, директор Института вулканологии и сейсмологии РАН:

- Все будет зависеть от розы ветров. В настоящее время все ветры в Северной Атлантике направлены от Исландии в Европу, если бы они шли на север, то облако вулканического пепла тихо-мирно откочевало бы в Северный Ледовитый океан. Разумеется, постепенно пепел выпадет на землю. Думаю, исландское облако исчезнет через несколько дней. До майских праздников авиаперевозки будут восстановлены.

- Так ли опасна вулканическая пыль, чтобы из-за нее полностью прекращать полеты?

ВАЛЕРИЙ СУХАНОВ, заместитель директора Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского:

- Вулканическое облако, образовавшееся в результате извержения Эйяфьятлайокудля, несомненно, представляет опасность для самолетов. Оно состоит из мелких частиц пемзы, песка, вулканического стекла и пепла, распространяется же на высоте 9-10 тысяч метров, как раз там, где летают магистральные самолеты. При попадании их в вулканическое облако может значительно ухудшиться видимость и радиосвязь, а также нарушиться работа бортовой электроники. В данной ситуации запрет полетов абсолютно правильный с точки зрения безопасности.

ЙОРГ ХАНДВЕРГ, капитан самолета, специалист по связям с общественностью немецкого профсоюза пилотов Vereinigung Cockpit (VC):

- Как практикующий пилот я знаю, что попадания в облако пепла нужно всеми силами избегать. При его воздействии на самолет возникает “эффект песчаной струи”. Когда твердые частицы из вулканического облака попадают на покрытие самолета, оно становится как бы отшлифованным, в результате через стекла кабины ничего не будет видно. Также пепел может заполнить собой наружные детали самолета, необходимые для измерения давления воздуха, которые, в свою очередь, нужны для измерения высоты и скорости полета.

ГЕННАДИЙ СТУПНИКОВ, ведущий конструктор Омского моторостроительного завода:

- В первую очередь от пепла страдают двигатели. Внутри двигателя имеется ряд специальных лопастей. Воздух, обтекая их с огромной скоростью, попадает внутрь, обеспечивая процесс горения в камере сгорания. Если на лопасти попадает пепел или мельчайшие частицы лавы, из которых и состоят вулканические облака, движение воздуха внутри двигателя нарушается. Его мощность существенно снижается, иногда двигатель может остановиться совсем, что чревато падением самолета. Прецеденты уже были. Пару лет назад самолет “Боинг-747” пролетел сквозь облако вулканического пепла над Индонезией. В итоге самолет потерял летные качества, его двигатели оказались полностью изношены и потребовали капитального ремонта. После этого случая Международная организация гражданской авиации как раз и приняла норму, согласно которой при возникновении угрозы попадания самолета в вулканическое облако авиаперелет должен быть запрещен.

- Облако вулканического пепла, похоже, зависло над Европой всерьез и надолго, значит, необходимо найти возможность с ним сосуществовать. Может быть, проще не запрещать полеты, а точно установить местонахождение вулканического облака и банально его облететь?

ЕВГЕНИЙ ГОРДЕЕВ:

- Навигационные системы самолета не могут отличить дождевую тучу от вулканической, для пилотов же жизненно важно знать, что впереди. Эту информацию может дать только система контроля за вулканическими извержениями. На трассах, которые проходят вблизи зоны активных вулканов, это взаимодействие между учеными и авиакомпаниями давно установлено. В мировую систему слежения за облаками вулканического пепла входит 9 центров. За ситуацией в Европе наблюдает центр, расположенный во французской Тулузе, именно от него сейчас и поступает информация о продвижении облака, образовавшегося в ходе извержения Эйяфьятлайокудля. В России подобного филиала нет. К сожалению, Росавиация в этом году решила, что отслеживать ситуацию с вулканическими облаками прекрасно смогут и метеорологи, и отказала нам в финансировании. Беда только, что у них нет никаких специальных датчиков, так что полеты над Тихим океаном могут быть небезопасны.

- А что мешает изменить высоту полетов, раз в привычном воздушном коридоре на высоте 10-11 тысяч метров обосновалось вулканическое облако?

БОРИС РЫБАК, глава консалтингового агентства Infomost:

- Подобный вариант сейчас обсуждается авиаперевозчиками. Проблема в том, что высота полета в 10-11 тысяч метров оптимальна по соотношению скорости полета и затратам топлива, но на время ее можно изменить. Также можно проложить трассы южнее вулканического облака, поменять “эшелоны”... Однако надо понимать, что полеты на более низкой высоте станут более затратными, что в перспективе может привести к увеличению стоимости билетов.

Елена Журавлева,
шеф-редактор “Мира новостей - наука”







P.S. Читайте в ближайших номерах: приведет ли извержение вулкана в Исландии к новому ледниковому периоду? Станет ли противогаз последним модным трендом сезона? Пора ли запасать продовольствие в свете голода, который вот-вот обрушится на Европу? Безопасно ли гулять под кислотным дождем? Пора ли выкидывать радиоприемники и GPS-навигаторы? Спровоцирует ли извержение вулканов в Исландии новый мировой экономический кризис? Продолжение следует!
Просмотров: 972
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.