Сегодня 22 января 2017 г., воскресенье, 17:29USD 59.66 +0.3176EUR 63.72 +0.5469
Статьи газеты «Мир новостей»

Аванс и сцена

16 мая 2013
hits 469
Аванс и сцена

Конфликты руководителей столичных театров со своими артистами набирают обороты. Причина одна - деньги. Все хотят избавиться от “балласта” - пожилых членов труппы, потому что на них уходит слишком много средств, выделяемых театрам из бюджета.

«Репертуарный театр задыхается от “балласта” и от безденежья!” - говорит руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт.

“Я могу лишь понизить им зарплату на 30-40%, - сетует недавно возглавивший Театр им. Ермоловой Олег Меньшиков, - а просто уволить актера не могу. Но я могу намекнуть некоторым, что творческого содружества с ними не будет!” Именно после такого намека подала заявление об уходе партнерша Олега по “Покровским воротам” Татьяна Догилева.

С приходом Кирилла Серебренникова страсти разгорелись и в Театре им. Гоголя: запахло массовыми увольнениями.

А недавно в редакцию “МН” пришла актриса из Театра на Малой Бронной Альбина Матвеева:

- Спасите нас! Существовать дальше с дирекцией театра стало просто невыносимо. Нас, проработавших в театре всю жизнь, притесняют, не дают ролей, а теперь уже и самовольно сокращают зарплату.

Приказом директора театра шестерым ветеранам выплатили только 50 процентов должностного оклада без премий и надбавок. В числе обиженных, например, Георгий Мартынюк. (Помните следователя Знаменского из советского сериала “Следствие ведут знатоки”?) Да и Альбина Матвеева свое звание не за красивые глазки получила: служит в театре с 1969 года, играла во всех спектаклях Эфроса, у нее 30 ролей в кино, в том числе в “Вечном зове”.

- Весь ужас начался на спектакле “Коломба”, - говорит Альбина Борисовна. - Его репетировал приглашенный режиссер. Премьера была назначена, и билеты на все ближайшие спектакли уже распроданы. Голомазов (худрук театра. - Прим. авт.) посмотрел прогон, и что-то ему там не понравилось. И он отменил все: и премьеру, и все проданные спектакли! Зрителям вернули деньги. Через месяц прихожу за зарплатой, а мне почти ничего не дают. Бросаюсь в дирекцию: “Что случилось, почему?!” Отвечают: “Зарплата сокращена, потому что театр понес убытки и мы должны их возместить. А вы в первую очередь должны думать не о себе, а о театре”! Почему же я должна оплачивать ляпы режиссеров, из которых один что-то там не так поставил, а другой решил все отменить?

Между тем у директора театра Константина Чернышова свой взгляд на финансовую политику и актеров труппы:

- Четыре года назад Голомазов пришел в театр и поставил свой первый спектакль “Проделки Скапена”. Главную роль там должен был играть Александр Терешко. Когда все было отрепетировано и до премьеры оставалось две недели, он вдруг бесследно пропал. Билеты были уже проданы. Нас выручил профессиональный артист и порядочный человек Никулин. Он за десять дней ввелся в спектакль. Вот такие люди никогда не будут у нас в театре сидеть без работы. А Терешко явился через месяц с каким-то больничным листом и даже не извинился.

- Неужели нет никаких законных санкций в таких случаях?

- Человек, принесший больничный лист, неприкосновенен. Даже несмотря на то, что мы прекрасно знаем: все это время он был на съемках своего очередного сериала. Посчитал, видимо, что ему это выгоднее.

- Есть актеры, которые по возрасту или по каким-либо другим причинам не заняты в репертуаре. Обязан ли театр предоставлять им работу в спектаклях?

- Конечно, нет. Эти люди просто сидят себе в штате, ничего не делают, получают зарплату, а так как времени у них полно, то они еще ходят по разным инстанциям и жалуются на нас.

Одна из инстанций, куда обратились за правдой артисты, - Департамент культуры города Москвы. Мы тоже позвонили туда за разъяснениями. Вот официальный ответ:

“По постановлению правительства Москвы прошлого года органы власти не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность театров, вопросы организации творческого труда и назначения на роли актеров. По статье 157 Трудового кодекса РФ, если артисты не играют в спектаклях, это время простоем не считается, но “оплачивается в размере и порядке, установленном в том числе локальным нормативным актом. Что касается уменьшения зарплаты, то им не уменьшили оклад, а просто, видимо, сняли надбавки и премии”.

Проще говоря, Департамент культуры лишь следит за общим объемом денег, выделяемых театру на премии, а уж кому и как их дают, полностью находится на усмотрении руководства. А усмотрение руководства давно известно: дружишь с директором или главрежем - тебе отламывают кусочек пирога, нет - сидишь на голом окладе.

С одной стороны, нельзя не сочувствовать возрастным актерам, пик артистической карьеры которых уже миновал. С другой - недоумеваешь по поводу вполне молодых еще исполнителей. Тому же Терешко лишь в этом году исполняется 50 лет, а он выколачивает копейки из театра, который уже много лет не дает ему ролей.

Весь сыр-бор на Малой Бронной пришелся ко времени: в этом сезоне заканчиваются контракты Голомазова и Чернышова. За руководящие посты в театре разыгрывается нешуточная борьба. Конечно, нынешние руководители будут делать все, чтобы остаться на очередной срок, и, как считают актеры, всеми силами избавляются от старой гвардии, “неверных”, которые явно проголосуют против них. Из тех же соображений действует и “оппозиция”: а вдруг утвердят одного из главных претендентов на пост следующего худрука Андрея Житинкина? Во всяком случае пока известный режиссер хотя бы на словах целиком и полностью за обиженных: “Я всей душой поддерживаю этих людей. Актеры только сейчас поняли, во что влипли... Им надо держаться вместе и нанять хорошего адвоката”.

Екатерина Маслова
"Мир новостей"


Просмотров: 469
Поделиться
Следующая новость Прерванный акт


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.