Сегодня 29 марта 2017 г., среда, 16:21USD 57.02 0.0877EUR 61.53 -0.2755
Статьи газеты «Мир новостей»

Одноразовые товары

16 мая 2013
hits 807
Одноразовые товары

Времена холодильников ЗиЛ, швейных машинок «Зингер», которые служили десятилетиями и с трепетом передавались из поколения в поколение, безвозвратно прошли. Теперь с вещами модно расставаться легко, меняя технику каждые пару лет.

Даже самые бережливые и рачительные люди согласятся, что нынешнюю технику в случае поломки легче и дешевле выкинуть, чем починить. Большинство товаров - начиная с одежды и обуви и заканчивая автомобилями - сегодня производится в соответствии с этим принципом. Не успеваешь привыкнуть к новому мобильнику или кухонному комбайну, как они выходят из строя. Причем аккурат на следующий месяц после окончания гарантийного срока. Случайность? Отнюдь. Создание товаров с программой самоуничтожения - это воплощенная в жизнь мечта производителей. Ведь, не успевая привыкнуть к новому приобретению, потребитель будет только и делать, что покупать, покупать и покупать. Производители умышленно снабжают технику дефектными комплектующими и непрочными материалами, которые по истечении срока годности превращаются в труху, делая вещь не подлежащей восстановлению.

ВСЕМУ СВОЙ СРОК

Сегодня производство ориентировано не на обеспечение качества и продление срока службы товара, а на постоянное обновление ассортимента и замену старого новым. Еще в 1930-х годах экономисты США разработали концепцию управления сроком службы товаров. В документе «Окончание депрессии с помощью планируемого устаревания» отец идеи Бернард Лондон предложил производителям намеренно уменьшать срок службы одежды, мебели и техники, чтобы все эти товары требовали постоянной замены и стимулировали рост покупательской активности. Логика понятна: такой подход значительно сокращает издержки на производство и создает постоянный спрос на товары-однодневки. Каждому из товаров определен свой срок, который во многом сопряжен с первыми мыслями потребителя поменять вещь на что-то более новое. Например, по статистике, желание сменить модель телефона, вне зависимости от его исправности, возникает через 1-2 года его эксплуатации. Поэтому какой смысл делать телефон на века? Для производителей это только затраты на детали и ослабление спроса на новые модели. Телевизор, DVD, ноутбук и крупная бытовая техника по такому же принципу продержатся около 3-4 лет, автомобили начнут ломаться примерно через 5-7 лет. Конечно, можно найти технику с продленным сроком годности, только стоить она будет в пять, а то и в десять раз дороже своих аналогов.

Исполнительный директор Межрегиональной лиги защиты потребительского рынка от поддельной и некачественной продукции Александр Воропаев:

«Умышленное уменьшение срока службы устройств, с тем чтобы стимулировать повышенный спрос на новые товары, может выйти боком самим производителям. Конечно, компании заинтересованы в обороте, но, выпуская заведомо некачественные товары, они рискуют испортить себе репутацию настолько, что потребитель не будет им вообще доверять. Один раз потребитель поменяет сломанную вещь на более новую от того же производителя, может быть, второй раз, но в третий раз он вообще откажется от каких-либо товаров этой марки. И даст соответствующие рекомендации своим знакомым. Поэтому такие компании очень быстро потеряют свою долю рынка. Однако к различным хитростям для стимуляции спроса на новинки компании все-таки прибегают. Например, реклама, которая рекламирует не только товар, но и мировоззрение, в соответствии с которым вещи - это показатель нашей успешности, а чем новее и моднее наши вещи, тем мы успешнее».


СЛАБОЕ ЗВЕНО

В товаре изначально присутствует этот детонатор, который со временем взорвет все устройство: в MP3-плеерах и телефонах - это аккумуляторы и ЖК-экраны, в ноутбуках - разъемы для зарядки, в телевизорах - сам дисплей. В стиральных машинах летят резиновые прокладки и лопаются пластмассовые баки, в холодильниках протираются трубки систем охлаждения, у мелкой техники горят движки. Чинить и менять детали бесполезно. Такая техника не подлежит ремонту. А попытка покопаться в устройстве приведет лишь к тому, что обратно собрать пластиковую игрушку не получится. А профессиональный ремонт отнимет не только время, но и половину стоимости вещи, которая все равно работать, как раньше, уже не будет. Кроме того, заводы-изготовители спустя определенное время просто перестают выпускать необходимые комплектующие. Но даже если деталь удается отыскать, то заменить ее после истечения гарантийного срока в мастерских, как правило, отказываются, не рискуя брать на себя ответственность за дальнейшую работу устройства. Поэтому около 80% потребителей, махнув рукой на развалившуюся технику, идут приобретать новую. Для тех же, кому безразлична мода и кто настолько аккуратно обращается с техникой, что она исправно служит и после окончания срока годности, придумана другая ловушка. Производители выпускают новые программы и аксессуары, которые уже не подходят для старых телефонов или ноутбуков. Поэтому дешевле купить новую модель со встроенными новинками, чем модифицировать старую. Другой вариант принуждения к замене технических устройств - прекратить выпуск аккумуляторов и зарядок для старых моделей. А новые зарядники снабжают другими разъемами, так, чтобы они подходили только новым моделям. В итоге потеря или поломка копеечной зарядки чревата необходимостью менять и сам телефон.

МОРАЛЬНАЯ СТАРОСТЬ?

«Товарная атака» производится сразу не только на техническом, но и на психологическом фронтах. Для того чтобы люди принимали поломку товаров по истечении срока годности как само собой разумеющийся процесс, корпорации направляют львиную долю средств (которую лучше бы вложили в производство) на активную пропаганду, приравнивая электронику и бытовую технику к джинсам, которые надо менять практически каждый год. Теперь мода стала распространяться не только на вещи, но и на технику. Техника в своем роде теперь тоже отражает статус владельца. Хорошая машина, мобильник из последней коллекции, дорогой плазменный экран, ноутбук престижной марки - все это теперь не просто техника и средства для связи, работы и развлечения, но и атрибуты успешного, преуспевающего человека. Если раньше встречали по одежке, то сегодня - по мобильному телефону. То, как крепко эта идея засела в мозг, можно увидеть по безумному желанию практически каждого подростка иметь навороченный iPhone или по структуре потребительских кредитов, где на покупку аудио-, видео-, бытовой техники и телефонов приходится более 43% от всего объема выданных кредитов и около 17% - на обновление авто. При этом такие покупки не являются предметами первой необходимости. Потребитель просто решил приобрести более новые и модные модели, чтобы «не выглядеть отсталым». По мнению психологов и маркетологов, сегодня слова «модно» и «престижно» являются ключевыми в рекламе новой продукции. Даже холодильники, чайники и миксеры перешли из разряда вещей, облегчающих быт, в разряд индикаторов достатка, вкуса и стиля. Однако это красивое, навороченное с миллионом абсолютно ненужных дополнительных функций служит в разы меньше и работает хуже, чем аналогичные товары, выпускавшиеся 30 лет назад.

КАК БОРОТЬСЯ ЗА СВОИ ПРАВА?

К сожалению, сделать что-либо простой потребитель не в силах. Максимум - сдувать пылинки с новой покупки, уповая на то, что техника прослужит хотя бы срок годности. Поставить на место обнаглевших производителей может только жесткий госконтроль. Однако у нас же все происходит по принципу перекладывания ответственности продавца на производителя и обратно. Каждый из нас попадал в ситуацию, когда при предъявлении бракованного товара продавцы умывали руки, обвиняя нас же в неаккуратном обращении с вещью, а в особо выдающихся случаях и в том, что «надо смотреть, когда покупаете». Поэтому, чтобы не чувствовать себя футбольным мячом, который пинают от одной инстанции к другой, нужно знать свои права и обязанности производителя и продавца.

1. В течение не только гарантийного срока, но и всего срока годности (а в некоторых случаях и по их истечении) вы имеете право предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков.

2. В течение срока службы вы имеете право на обеспечение ремонта и технического обслуживания товара, на предъявление требований по поводу существенных недостатков в товаре, на возмещение вреда. Если срок службы не установлен, вы имеете право предъявлять требования в течение 10 лет со дня передачи вам товара или со дня выпуска товара, если дата покупки не установлена.

3. В течение гарантийного срока вы имеете самые широкие права на предъявление требований по поводу любых обнаруженных недостатков в товаре. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то потребитель вправе предъявить продавцу и изготовителю требования в отношении недостатков товара в пределах 2 лет со дня передачи товара потребителю.

4. Если вы потребовали устранения недостатков в товаре, то гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня вашего обращения с этим требованием до дня выдачи товара из ремонта.

5. Вред подлежит возмещению независимо от времени причинения - в том числе и после истечения срока службы (годности) - в следующих случаях (п. 3 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»):

- если на товар изготовителем (исполнителем) должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен;

- если потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности;

- если потребитель, которому был продан товар, не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий;

- если товар по истечении срока службы или срока годности представляет опасность для жизни и здоровья.

Екатерина Люльчак


Просмотров: 807
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Бутылка водки за 500 рублей


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.