Сегодня 26 мая 2017 г., пятница, 14:26USD 56.75 +0.6859EUR 63.66 +0.6573
Статьи газеты «Мир новостей»

На честном слове и на одном крыле

16 мая 2013
hits 869
На честном слове и на одном крыле

САМОЛЕТЫ ДОЛЖНЫ НЕ ПАДАТЬ, А ЛЕТАТЬ

Катастрофа самолета Як-42, произошедшая под Ярославлем 7 сентября, заставила в очередной раз всерьез задуматься о состоянии отечественного авиапарка. Президент настаивает на сокращении числа авиакомпаний в России, а эксперты призывают обратить внимание на всю инфраструктуру и не спешить ставить крест на наших самолетах.

Еще год назад Россия была признана Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) самой опасной страной в отношении авиаперелетов. Евросоюз ведет список авиакомпаний, имеющих в своем парке опасные самолеты. В нем 17 российских. Немецкий профсоюз пилотов Cockpit считает, что в сфере безопасности в российской гражданской авиации сложилась катастрофическая ситуация. «Хуже только в Африке», - цитирует пресс-секретаря профсоюза Йорга Хандверга Deutsche Welle.

По его словам, главные проблемы - недостаточная профессиональная подготовка, устаревшие самолеты и нехватка денег на ремонт и профилактические работы. Нарекания вызывает и техническое оснащение наземных служб аэропортов, за исключением нескольких крупных международных.

Самые же серьезные проблемы испытывают небольшие аэропорты в провинции.

Но даже западные эксперты грешат не на сами Яки и Тушки, а на ухудшившееся качество технического обслуживания. Мол, обнаружение неисправностей перед самым полетом стало обыденностью, а ремонт российских воздушных судов до сих пор ведется за счет разукомплектования части авиапарка, стоящего на приколе. Припомнили и скандалы с торговлей поддельными запчастями. «Самое главное, в чем, я считаю, причина катастроф, наши авиакомпании не могут опираться на систему поддержания летной годности. Проще говоря, это система технического осмотра, технического обеспечения. У нас нет специализированных фирм, самолеты иностранные отправляются за рубеж, а отечественные самолеты потеряли такую систему. То есть у нас поставка запчастей, оборудования практически исчезла. Как известно, наш Як-42 дороже в обслуживании, чем любая иностранная машина», - уверен Сергей Гаврилов, зампред Комитета Госдумы по транспорту.

Еще одна беда - летный состав. Да, наши летчики стали чаще летать, но уровень их подготовки все равно оставляет желать лучшего. Я хотел бы сравнить: если в США готовятся сотни тысяч пилотов ежегодно с перспективой гражданских перейти в боевую авиацию и наоборот, у нас практически исчезла подготовка пилотов для современных лайнеров. Несмотря на энтузиазм и усилия Ульяновского училища, Санкт-Петербургского университета и так далее, качество нас не может устроить, - говорит Сергей Гаврилов. - Поэтому у нас были предложения по ускоренной подготовке. У нас в ведущих вузах военных, из которых часто потом боевые летчики переходят в гражданскую авиацию, прекращен набор. В Воронежском авиационно-техническом университете учатся в этом наборе 15 человек, да и то в основном белорусы».

Чиновники надумали сократить число авиакомпаний в надежде на то, что это повысит безопасность полетов. «Считаю, что разрыв внутренних связей более интересен для наших монополистов типа «Аэрофлота», который с удовольствием возит из Благовещенска в Читу через Москву, собирая сумасшедшие тарифы», - говорит Гаврилов. При ликвидации малых авиакомпаний нужно учитывать, что их доля на рынке региональных перевозок составляет как минимум 90%, предупреждают эксперты. Их ликвидация приведет к тому, что летать из Новосибирска на Камчатку придется через Москву.

Кстати, президент Медведев решил не ограничиваться удалением с рынка ненадежных перевозчиков, он предлагает поддерживать зарубежного производителя и поставить на авиапроме жирный крест: «Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей». Проблема в том, что резко обновить авиапарк не получится, даже имея деньги. Новых самолетов на мировом рынке нет. На них надо записываться в очередь на 2015-2016 гг. Покупка подержанных самолетов - это обмен шила на мыло. И почему главе государства никто не показал элементарную статистику? Например, Ту-154 ломаются не чаще, чем Боинги-737. Как уверяют эксперты и пилоты, Тушки даже безопаснее - у них есть система аварийного управления, при которой, если отказывает вся электроника на борту, самолетом можно управлять при помощи тросовых приводов, тогда как зарубежные аналоги давно полагаются исключительно на электронику. «Ситуацию уже не переломить, мы прошли точку невозврата. Закупать импортную авиатехнику, денег, конечно, можно найти, но на что они будут садиться, потому что аэродромная сеть у нас разрушена и импортные самолеты на эти аэродромы садиться просто не могут, потому что нет соответствующего оборудования, электронного радиотехнического, для посадки, бетонные полосы не позволяют принимать самолеты в том числе из-за того, что они не соответствуют стандартам западным», - считает Виктор Алкснис, полковник запаса, бывший депутат Госдумы.

Да, мелкие перевозчики нередко располагают лишь несколькими старенькими самолетами и эксплуатируют их в хвост и в гриву, выжимая максимальную прибыль. Отсюда и полное пренебрежение вопросами безопасности. Но ведь и государство не готово тратиться на нашу с вами безопасность. Региональные авиапорты не финансируются из казны с 1990-х и соответственно находятся в ужасном состоянии. Износ наземной инфраструктуры дошел уже до 80%, а общее число аэропортов в стране сократилось со времен распада СССР в 4 раза. Не случайно после ярославской трагедии первые две появившиеся версии: паршивый керосин и короткая взлетно-посадочная полоса.

На момент подписания номера точная причина катастрофы самолета в Ярославле еще не была названа. Но какая бы из версий ни оказалась правильной, надо признать, что участившиеся случаи авиакатастроф - результат «технической контрреволюции», начавшейся в стране 20 лет назад. Обеспечить уровень безопасности полетов, существовавший в СССР, сегодня нам не в состоянии. Так и летаем «на честном слове и на одном крыле». А пессимисты, которые не доверяют отечественному производителю, могут летать спокойно: сейчас порядка 85% пассажиров в России перевозят авиалайнеры импортного производства. Просто потому, что российским авиакомпаниям необходимо в год до 100 новых самолетов, наш же авиапром выпускает от силы 15.

Екатерина Архангельская
"Мир новостей"


Просмотров: 869
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость В космосе прогресса нет


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.