Сегодня 25 марта 2017 г., суббота, 18:43USD 57.42 -0.0981EUR 61.86 -0.2323
Статьи газеты «Мир новостей»

Фаина Раневская отдала ему голову на растерзание

16 мая 2013
hits 911
Фаина Раневская отдала ему голову на растерзание

По головам не ходи - не про него. Своей фирменной расческой он прошелся по голове не одной знаменитости. Валентин Савельев живет в одном из спальных районов столицы, но даже сюда к нему охотно едут дипломаты, артисты, киношники. Некоторым клиентам мастер приводит головы в порядок уже 40 лет. В свои 75 он по-прежнему практикует. А раньше делал прически Юрию Никулину, Галине Улановой, женам космонавтов, Ольге Аросевой, Ирине Мирошниченко, семье Мироновых...

ТОВАР В РАСХОД ПУСТИТЬ

Быть парикмахером Валентин Савельев не собирался. После московского ПТУ коком отправился бороздить тихоокеанские просторы. Вернулся из Владивостока - устроился поваром в Генштаб. Но в 1956-м попал под сокращение. Впереди - неопределенность. А уже женат, имеет дочь, нужно кормить семью. Выход подсказали дядя и мама - оба парикмахеры. Посоветовали выучиться «семейному» ремеслу. Вначале молодой Валентин заартачился: мол, не пойду бабам головы мыть. Но родня убедила:

- Ты же любишь творчество. Картины пишешь. Сделать прическу - это тоже искусство.

И он записался на курс Григория Алексеевича Зуева, который слыл большим мастером.

- Это сейчас в профессии в основном женщины. А в мою бытность работало много мужчин, - говорит Валентин Федорович. - И мастер-классы, заметьте, давались бесплатно.

Жизнь завертелась: учеба, новая работа, потом опять учеба - курсы художественной стрижки, модельной, химической завивки, санитарии и гигиены, Высшая школа парикмахеров. В 60-е он вошел в десятку лучших парикмахеров Москвы.

- Сегодня большинство парикмахеров оканчивают трехмесячные курсы, получают так называемый международный сертификат и считают себя мастерами, - говорит мэтр. - А тогда на овладение мастерством уходили годы учебы и практики.

Его мама работала парикмахером еще в дореволюционной Москве, училась у настоящих цирюльников. Как в любой профессии, у них были свои «штучки» и особый жаргон. Фраза «товар в расход пустить» означала причесать невесту к свадьбе, а «на ветряное гумно заплатку положить» - наклеить на лысину волосяную заплатку. Когда причесывали клиента с редкими волосами, между собой говорили о «прогулке по городскому бульвару». Высшей похвалой коллеге было выражение: «Невероятие в обороте, а не мастер!»

Таким считался, например, цирюльник Морозов. На международном конкурсе во Франции перед участниками поставили задачу: придумать моделям с жидкими волосами подходящую прическу. Соперники изощрялись как могли - начесывали, завивали, для объема сооружали стальные каркасы. А наш Морозов своей модели гладко зачесал волосы, прикрепил к ним заранее сделанную косичку, заплел ее «коронкой» и - занял первое место!

- В прическе важны мотив и время суток - вечер, утро, день. Обязательно нужно чувствовать норму. Чересчур быть не должно. У некоторых современных дизайнеров все мешается в одно. Получается однобоко и примитивно, как в кино, - «я у мамы дурочка».
Прическу для героини Л. Савельевой создавал ее однофамилец. Наташа Ростова получилась на загляденье


ПИВО - НА ГОЛОВУ!

- А как выкручивались во времена, когда даже шампунь нужно было доставать, не говоря о красках, лаках и так далее? Когда укладку на пиве делали?

- Сегодня трудно представить, на какие ухищрения приходилось идти. Например, оттенок седым волосам придавали либо марганцовкой, либо лиловыми чернилами. Когда не было хны, некоторые мастера красили волосы в рыжий цвет краской для меха - фуксином. Оттенок получался более живым. А вместо лака для волос использовали смесь канифоли со спиртом. Представьте, какой аромат исходил от прически. С приходом весны невозможно было достать гипосульфит - препарат для закрепления фотографии. Мы его использовали в качестве электрического перманента. Нередко подобное творчество оборачивалось курьезами. Как-то коллега клиентку «покрасил» краской для меха - урзолом. Вместо того чтобы превратиться в жгучую брюнетку, она облысела. Конечно, во всем нужно было знать дозировку. А после укладки на пиве, кстати, локоны неплохо держались, лаком фиксировать было не нужно.

- А сегодняшняя мода на прически вам нравится?

- Сейчас на первом месте - шаблон. Индивидуальности нет. Прически пошли стандартные. Понятно, что мода всегда менялась, но оставалось место фантазии. Галине Улановой, Вере Орловой, Зое Федоровой я делал один и тот же венгерский венчик. Но у каждой был свой неповторимый элемент.
От подарков Раневской мастер отказывался


СЕДОЙ КЛОУН - ЭТО НЕ СМЕШНО

Богемную клиентуру, как сегодня бы сказали, помог заполучить случай. Валентин Федорович работал парикмахером в гостинице «Юность». В 1961 году здесь проходили съемки фильма «Москва музыкальная» с Эдитой Пьехой, Нани Брегвадзе, Ириной Родниной. Героини стали заходить «на прическу». Савельева заметили и предложили сняться в роли парикмахера в картине «Взрослые дети». Затем он уже создавал исторические прически к фильму «Война и мир». А однажды ему предложили стать дублером Ролана Быкова. Сцены «Айболита-66» снимали в холод, Быков из-за простуды участвовать не мог. Парикмахера выручила флотская закалка. Бегал Бармалеем по болоту, размахивал мечом и орал страшным голосом.

Тамара Макарова приглашала домой, чтобы ее причесать после съемок фильма «Любить человека». В один из сеансов супруг, знаменитый режиссер Сергей Герасимов, на кухне лепил пельмени - маленькие, с тонким, почти прозрачным тестом. Потом вместе пробовали. Знаменитая чета была очень гостеприимной. Как-то режиссер угостил собственно приготовленным пловом с горохом.

- Ничего оригинальнее не пробовал.

Из «Юности» мастер перешел работать в парикмахерскую на Гоголевском бульваре в окружении театров и домов, в которых жили артисты, дипломаты. Рядом в коммуналке жила семья Никулиных. Жена Юрия, Татьяна Николаевна, к тому времени уже была постоянной клиенткой парикмахера. Пригласила мастера домой, где он познакомился с главным клоуном и циркачом страны. При первой же встрече выяснилось, что оба всем напиткам предпочитают чай.

- Три чашки крепкого сладкого чая вполне заменяют стакан спиртного, а голова после него не болит, - любил повторять артист.

Когда начал седеть, Никулин долго сомневался, краситься ему или нет. Но все-таки решился со словами: «Седой клоун - это не смешно».

Как-то мастер навестил больного артиста. Юрия Владимировича скрутил радикулит. Телефон трезвонил не умолкая. Все интересовались самочувствием и давали советы.

- Вот судьба-злодейка, - сокрушался Никулин. - То, что сыграл в новелле «Родственные души», теперь испытываю на себе. Друзья столько рецептов надавали, что можно написать книгу «Как бороться с радикулитом».

А на следующий день с больной спиной отправился к детям на новогоднюю елку. Считал, что не прийти и расстроить детвору не имеет права.
С Георгием Юматовым. Фото VIP-парикмахера попадали в советские журналы


ВЕДЕРКО С БИГУДИ МАРИИ МИРОНОВОЙ

В эту же парикмахерскую на Гоголевском каждый месяц приходила Мария Миронова. Привела невестка - первая жена Андрея Миронова Екатерина Градова, которую мастер, как старую подругу, называет Катенька. Сама же Мария Владимировна была женщиной строгой и прямой. Когда садилась в кресло, лаконично просила причесать «как всегда».

- Я ставил ведерко с бигуди. При виде их количества Мария Владимировна удивлялась, где я на ее голове нашел столько волос.

Если принимала дома, непременно угощала чаем с выпечкой собственного приготовления.

Пару раз в парикмахерскую ее сын Андрей Миронов привозил свою жену. О причинах развода и личных отношениях невестки и сына Валентин Федорович не говорит, но без сомнения отвечает, что в качестве своей невестки Мария Миронова воспринимала только Екатерину Градову.

К УЛАНОВОЙ НА БУТЕРБРОДИК С КОЛБАСКОЙ

- Галина Уланова ко всем тем, кто ей был симпатичен, обращалась: «Милый!»

Рабочий час парикмахера у балерины обязательно начинался с чая и бутербродов - с сыром и колбаской. Каждый раз она спрашивала: «Ой, милый, ты, наверное, с работы?» А он действительно приходил с работы. Трудились в две смены. Первая начиналась в 8 утра, заканчивалась в 3 часа дня. Вторая длилась до 10 вечера.

- Чаевые брали?

- Чаевые меня никогда не интересовали. Главным для меня всегда было сделать человека красивым. Но подарки предлагали. Брать было неудобно. У Фаины Раневской дома залюбовался натюрмортом. Она заметила: «Я бы подарила, но картина этого мастера у меня последняя. Хочешь, я тебе черепок из римских раскопок подарю?» Но и от него я отказался.

Телефон Раневской, легенды советского кино, дала артистка ТЮЗа Броня Захарова. Он набрал, договорились о встрече. В назначенное время явился, а ее нет дома. Вышел на улицу - Фаина Георгиевна выгуливала собачку. Подошел, представился. Она внимательно посмотрела: «Здравствуй! Голос у тебя добрый, так что бери мою голову на растерзание».

- А обычный человек вам мог «отдать голову на растерзание»?

- Конечно! У меня же не было своего салона, как сейчас у многих именитых мастеров. Просто желательно было записаться на прием заранее - народу всегда было много. Стрижка тогда стоила для всех одинаково - сорок копеек. На эти деньги можно было купить два батона хлеба.

Виталий Лесничий
"Мир новостей"


Просмотров: 911
Поделиться


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.