Сегодня 25 мая 2017 г., четверг, 15:44USD 56.07 -0.2042EUR 63.01 0.0913
Статьи газеты «Мир новостей»

Генеральный съезд

16 мая 2013
hits 1026
Генеральный съезд

Личные водители первых лиц государства могли закурить в машине и позвонить с телефона шефа.
Правительственный ЗИЛ – главный автомобиль эпохи Брежнева


На выставке автомобилей из Гаража особого назначения в Москве собрались лучшие водители страны. В свое время они возили первых лиц государства.

Но прежде предыстория. Есть такой гараж - Гараж особого назначения (ГОН). С 1921 года он обслуживает первых лиц государства и был создан спустя четыре года после установления советской власти. Революционеры нуждались в специальной технике не меньше царских особ. У всех в памяти была поездка Владимира Ленина в 1921 году на новогодний утренник в Сокольники, когда вождь пролетариев стал жертвой дорожных разбойников - уголовников. Из переделки удалось выбраться, но стало понятно: у вождей должна быть скоростная, защищенная, надежная машина под присмотром личного шофера. Однако первый бронированный автомобиль появился только при Сталине в 1947 году. ЗИС-115 выпустил Московский завод им. Иосифа Виссарионовича.

В марте ГОН отметил свой 90-летний юбилей. В столичном центре «Крокус Экспо» в последних числах месяца прошла выставка. Входной билетик стоил 500 рублей. Цена народ не вспугнула: желающих посмотреть на сталинский довоенный «пикард», голубой фаэтон ЗИС Хрущева, «мерседес-бенц» Брежнева было больше чем достаточно. Машины представительского класса, специально оснащенные санитарные микроавтобусы, мотоциклы почетного эскорта были впервые выставлены на одной площадке.

Действующие работники ГОНа от комментариев отказываются - видна военная школа. Зато ветераны - личные водители Леонида Брежнева, Алексея Косыгина, Виктора Гришина - оказались разговорчивее. Слово за слово, и рассказали о том, как работалось с шефом.

БОРИС АНДРЕЕВ, водитель Леонида Брежнева, возил на ЗИЛ-114:

- Работал на двух автомобилях: один был ходовой, другой всегда стоял в резерве. Номера в целях безопасности постоянно менялись. Леонид Ильич всегда интересовался, как сотрудники живут. Однажды спрашивает: «А где Виктор из охраны, что-то его не видно?» Ему ответили: «В милицию попал». Леонид Ильич удивился: «За что?» Ему рассказали, как охранник с тестем подрался: двум в маленькой квартире стало тесно. И что вы думаете? Брежнев распорядился дать Виктору квартиру, чтобы тот больше не дрался. Мне советовал, как утку приготовить, чтобы она была вкусной. Все, кто работал с Леонидом Ильичом, помнят его только с хорошей стороны. Когда врачи запретили Леониду Ильичу курить, он просил нас, чтобы мы курили в машине. Ежегодно в день его смерти собираемся на Красной площади - поминаем, цветы приносим.

ВИКТОР ГЕЛАЙКО, водитель Алексея Косыгина, возил на ЗИЛ-115:

- Меньше сотни километров в час мы не ездили. Сам Косыгин за руль никогда не садился. Все отмечали, что мой шеф был самым вежливым. Грубого слова от него никогда не слышал. К водителям обращался только на «вы»! К тому же был очень образован. Ему не нужны были ни счеты, ни счетные машинки. В уме умножал многозначные числа - тысячи и миллионы! Любил охоту. Зимой катался на лыжах и коньках. Летом - на лодке. Ходил пешком по километру-полтора в день. Не пил, не курил. В машине были коврик, плед, печка. В салоне зимой можно было находиться в одной рубашке. Были также радиоприемник и проводной телефон. Будучи во Владивостоке, я как-то разговаривал по нему с женой. Семья пользовалась специальными автомобилями. Правда, иногда на приемы Алексей Николаевич брал дочь Людмилу. Жена у него рано умерла - еще в 1960-е годы. Он больше не женился.
А на таких «Волгах» (ГАЗ-3102) возили домочадцев членов Политбюро


ЮРИЙ МАКАРОВ, водитель первого секретаря Московского горкома партии Виктора Гришина, возил на ЗИЛ-41045:

- Виктор Гришин очень любил дисциплину. В субботу ездил проверять московские продбазы, магазины и наводить там порядок. Заранее никто не знал, в какой район он прибудет с инспекцией. А когда ехал на работу, бывало, машину отпустит вперед, а сам заходит в магазин по пути. Некоторые работники торговли в белых халатах выглядывали его прямо на улице. Если машина проехала пустая, не исключено, что скоро появится Гришин. Очень принципиальным человеком был. Как-то на одном заводе ему хотели вручить сувенир. А он в ответ: «Я что, сюда за подарками приехал?» - и не взял.

В свободное время любил рыбалку, охоту. Бывало, забьет двух кабанчиков. Одного обычно отдаст тому, кто с ним ездит. Другого себе забирал. Зимой отдыхал в санатории в Волжском Утесе, летом ездил на Валдай. Юг ему был противопоказан - он же перенес два инфаркта. Я проработал с ним с 1972 года до его пенсии. А потом я ушел в банк. У Гришина было три водителя. Работали посменно круглые сутки. Пассажир отдыхает, а мы ждем звонка. Вдруг вызов какой... Когда горела гостиница «Россия», подняли среди ночи. Все Политбюро собралось. Ну а мы-то должны были наше начальство привезти.

ГЕННАДИЙ ПАВЛЮК, водитель главного идеолога СССР Михаила Суслова, возил на ЗИЛ-41045:

- Михаила Андреевича обслуживал три года. Супруга к тому времени уже была на пенсии, занималась внуками. Когда на обед не успевал, она меня никогда не отпускала голодным. Правда, я всегда отнекивался. Но сестра-хозяйка, которая там работала, отвечала: «Раз мне сказали, я обязана вас накормить». Сама же жена пользовалась автомобилем нечасто. Помню, как однажды доставлял ее в какое-то медицинское учреждение на партсобрание. Дети Михаила Андреевича носили революционные имена - Майя и Револь. Дочь иногда возил на работу. Правда, нередко она добиралась и городским транспортом. У сына была своя машина. Сначала «Запорожец», потом «Волга» двухцветная - коричнево-желтая. Кстати, он ее сам ремонтировал, менял запчасти. Я как-то предложил ему помощь, но он от нее отказался. В городских магазинах покупок не делали. Ездили в цековский магазин при ГУМе. Там была спецсекция, где заказывали одежду. Продукты заказывали на специальных базах. Оттуда все доставляла машина. Меня иной раз могли попросить купить хлеб или еще что-нибудь. С самим Михаилом Андреевичем мы никогда не общались - только здоровались.

Виталий Лесничий


Просмотров: 1026
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Тайны кремлевской кухни


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.