Сегодня 24 мая 2017 г., среда, 03:30USD 56.55 0.0564EUR 63.61 0.4476
Статьи газеты «Мир новостей»

Дороги не дураки строят

16 мая 2013
hits 1249
Дороги не дураки строят

НА РЕМОНТ СТАРЫХ АВТОТРАСС РОССИЯ ТРАТИТ В 4 РАЗА БОЛЬШЕ СРЕДСТВ, ЧЕМ НА СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ

Премьер Владимир Путин на днях заявил, что объемы дорожного строительства в России удвоятся, а подрядчики будут 10-30 лет отвечать за состояние построенных ими автомагистралей. Правда, эти песни мы слышим не первый раз и, как правило, ближе к выборам. Вот только ничего не меняется. Дороги в России по-прежнему отвратительные, а триллионы рублей на них проваливаются как сквозь землю. Или сквозь дырявый асфальт.

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Если «отмотать пленку» на два десятилетия назад и запустить это кино, картина российских дорожных неурядиц откроется во всей бесстыдной наготе. Еще в 1992 году в РФ был создан специальный Дорожный фонд. Все хозяйствующие субъекты - заводы, фабрики, производственные комбинаты, торговые фирмы, научно-исследовательские институты - должны были перечислять деньги на строительство и ремонт дорог.

В новый фонд падали триллионы рублей, но дороги лучше не становились. Наконец, в 2001 году преемник Ельцина Владимир Путин подвел итог: «Если бы все средства, собранные в Дорожный фонд, направлялись на строительство дорог, то Россия уже покрылась бы сетью автобанов». После этого решительный Владимир Владимирович неправильный фонд закрыл к чертовой матери. Но, заметьте, чиновников-расхитителей под суд не отдали. Глава федерального дорожного фонда Виталий Артюхов даже получил повышение - его назначили министром природных ресурсов.

В нулевые годы средства стали уже выделять из госбюджета в рамках федеральных целевых программ.

До 2005 года по всей России стоял созидательный грохот. Потом Госдума создала специальную рабочую группу, которой было поручено посмотреть, как дела у дорожников. Краткие выводы депутатов: никакого контроля над расходованием этих средств не ведется, объем откатов за получение подрядов и заключение договоров достигает в некоторых регионах 20, а то и 25 процентов.

И опять никого из дорожных начальников не посадили и даже не выгнали. Поэтому их аппетиты стали приобретать раблезианский характер. Была принята новая программа - «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.». Общие расходы на ее воплощение в жизнь должны были составить 4,5 трлн рублей (!). Но тут грянул мировой экономический кризис.

ЗОЛОТЫЕ ТОННО-КИЛОМЕТРЫ

Невиданные сметы дорожникам подсократили. Они горестно вскрикивали: загубите отрасль, мы же только-только взялись за дело!

В ответ у дорожных королей поинтересовались (первый раз за долгие годы): парни, а как получается, что километр российской четырехполоски обходится в 5 раз дороже, чем в Китае, и в 3 раза дороже, чем в Бразилии? Почему за полтора десятилетия ваших неустанных трудов общая протяженность автодорог в России увеличилась только на... 0,07 процента, а сеть дорог с твердым покрытием даже сократилась? Бразильцы за то же время увеличили протяженность своих автотрасс на 65 процентов. Китайцев и вспоминать страшно. Они за пять лет построили 480 тыс. км дорог!

Наши «асфальтоукладчики» оправдывались: выводить цену километра простым делением общей суммы затрат на протяженность построенных дорог неграмотно. Прежде всего потому, что из суммы надо вычесть деньги, выплачиваемые хозяевам земли, через которую проходит автотрасса. Расходы на выкуп земли составляют до 30 процентов всех дорожных затрат.

А бразильцы с китайцами что, не выкупают участки под строительство дорог? Тоже выкупают. Но у них там жестко пресекаются игры на лужайке с участием чиновников, коммерсантов и дорожников, когда инсайдерская информация о том, где именно пройдет трасса, позволяет дешево скупить землю и перепродать государству в десятки раз дороже. В Китае за такие вещи просто расстреливают.

Кроме того, приводят новый аргумент дорожники, в России огромные расстояния. Цемент и щебенку иногда приходится возить за три-четыре тысячи километров!

А Китай и Бразилия - маленькие государства? И что, ближе, чем за Уралом, у нас нет щебенки? Ее навалом в Центральной России. Но какой-то враг «заморозил» ближние карьеры, а диверсанты так отрегулировали тарифы РЖД, что они удваивают цену привозимых издалека стройматериалов. Нигде в мире такого нет - в России есть. Может, дорожникам следует вместе с Федеральной антимонопольной службой отыскать этих диверсантов? А то очень похоже на то, что они, дорожники, с ними в доле.

Сейчас за рубежом все больше дорог сооружают по новой технологии - с укладкой бетонных плит. Это полотно 20 лет вообще не нужно ремонтировать. Китайцы строят таким образом 38 процентов своих дорог, немцы - 65. И только дорогие россияне - ноль процентов. Может, потому, что дороги намного прибыльнее ремонтировать, а не строить? Не для бюджета, а для самих дорожников. Вряд ли случайно 80 процентов всех средств, выделяемых в РФ на дорожные работы, засаживается именно в ремонт.

Автор этих строк довольно часто ездит по федеральной трассе М9 «Балтия» (так называется продолжение Новорижского шоссе) и наблюдает, как почти каждый год тут вместе со снегом сходит асфальт. Отчего русский автобан по весне принимает такой вид, будто накануне над ним грамотно отбомбилось звено «юнкерсов»? В середине лета дорогу долго и со вкусом ремонтируют - в следующем году все повторяется. И так по всей стране.

НЕ ЗАПЛАТИШЬ - НЕ ПОЕДЕШЬ

Правительство, вместо того чтобы разобраться с завышенными сметами и тарифами, с чудесами при выкупе земли и с замороженными карьерами, принялось искать новые денежные резервы. Президент Дмитрий Медведев предложил восстановить Дорожный фонд. Мол, в свое время некоторые поторопились с его упразднением. И фонд восстановлен.

Однако министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что строить новые дороги в России все равно не на что. А вот если заинтересовать частный бизнес, создать условия, чтобы он вкладывался в дорожные работы, а потом взимал деньги с проезжающих, то сразу появятся «интересные проекты».

То есть оплатить строительство и ремонт дорог предлагают населению, которое и так уже заплатило налоги. А что делать? Кстати, во многих цивилизованных странах водители давно платят за проезд. Но... Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, указывает на то, что отечественные предложения развивать платные автострады сильно отличаются от зарубежной практики.

За границей платные дороги составляют очень небольшую часть общей автомобильной сети. Можно сказать, мизерную. В США, например, из 3,2 млн км дорог с твердым покрытием платных только 3570 км, или 0,1 процента. Во Франции (на ее опыт особенно любят ссылаться российские начальники) из 950 тыс. км дорог платных 8 тысяч. Это 0,8 процента. Кроме того, у них там везде строго соблюдается норма: платная дорога (это всегда скоростная трасса, хайвей) обязана иметь качественную бесплатную альтернативу.

И самое главное: за езду по платным дорогам жители ЕС и США платят символические деньги: не более 10 центов за километр. При их-то заработках. Оплата введена в первую очередь не для получения дохода, а для оптимизации транспортных потоков. Допустим, автотрасса, ведущая на французский Лазурный Берег, в июле-августе перегружена - и вот на некоторых ее участках начинают брать деньги за проезд. После этого часть прижимистых французов съезжает на второстепенную дорогу - тоже с хорошим покрытием, но идущую через населенные пункты. А основная автомагистраль таким образом разгружается.

В России же при огромной территории, небольшой протяженности дорог (755 тыс. км) и, деликатно выражаясь, негустой их сети речь сразу же ведется о введении платных участков в масштабах, по крайней мере сопоставимых с французскими.

Плохо у нас и с бесплатной альтернативой. Уже существующие платные участки ее, по сути, не имеют. Например, в Псковской области по альтернативной дороге можно проехать разве что на танке. Еще интереснее с ценами. В той же Псковской области с проезжающих берут от 150 рублей - при местных зарплатах в три-пять тысяч. Плата за проезд по новой скоростной трассе Москва - Санкт-Петербург составит, как уже заявлено, минимум три руб-ля за километр. А километров там более 650. Значит, за поездку в один конец придется отдавать две тысячи рублей.

Потерпим?

Виктор Шацких
"Мир новостей"


Просмотров: 1249
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Как Россия вылетает в трубу


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.