Сегодня 22 января 2017 г., воскресенье, 23:28USD 59.66 +0.3176EUR 63.72 +0.5469
Статьи газеты «Мир новостей»

ЕГЭ - ВУЗ - безработица

16 мая 2013
hits 879
ЕГЭ - ВУЗ - безработица

Абитуриенты, выбирая специальности, не востребованные на рынке труда, рискуют пополнить ряды безработных.

РАДОВАТЬСЯ ИЛИ ПЛАКАТЬ?

В этом году вся система высшего образования переживает кардинальную реформу ­ впервые в истории бюджетные места распределяли между вузами по конкурсу. Уже летом во время вступительных экзаменов абитуриенты смогут почувствовать изменения, что называется, «на собственной шкуре».

Так что же изменилось? Теоретически изменений вроде бы немного ­ в конкурсе на получение бюджетных мест участвовали все 414 государственных вузов, закрепленных за Министерством образования (есть еще примерно две сотни вузов ведомственных, они количество необходимых бюджетных мест определяли самостоятельно).

В этом году к бюджетному финансированию впервые были допущены коммерческие вузы. Правда, большого желания побороться за бюджетные места они не выразили ­ участие в конкурсе приняли всего лишь 87 негосударственных вузов, тогда как всего в России их насчитывается почти 3 тысячи.

В итоге деньги из бюджета получили все госвузы и 44 негосударственных. По словам директора Института развития образования НИУ Высшая школа экономики Ирины Абанкиной, коммерческим вузам давали в среднем по 30­40 бюджетных мест.

Так почему же большинство коммерческих вузов отказались участвовать в конкурсе? Более того, не выдвинули на конкурс некоторые свои специальности и бюджетные вузы. Ответ прост: оказывается, согласно условиям конкурса, вуз не имеет права устанавливать цену на платное обучение ниже той цены, которую вузу заплатили за эту специальность из бюджета.

Например, если вуз получил по конкурсу 35 мест по специальности «юриспруденция» и ему положено из бюджета 60,2 тыс. руб. в год за каждое место (именно столько платит государство за каждого гуманитария), то он не имеет права набрать студентов­платников на ту же специальность по цене ниже 60,2 тыс.

Каждое место по технической специальности финансируется из расчета 112 тыс. руб. в год. Получается, что и платное обучение по инженерной специальности в 2012 году будет стоить не дешевле. А это для платников довольно большие деньги ­ по статистике, средняя стоимость года обучения в государственном вузе в 2011­м составляла 51 тыс. руб., в негосударственном ­ 46 тыс. руб.

СТРАННОВАТАЯ АРИФМЕТИКА

Всего в этом году выделены деньги на прием 378 тыс. новых абитуриентов ­ в прошлом году их было 350 тысяч.

Однако радоваться увеличению количества бюджетных мест не стоит. По словам директора центра правовых разработок НИУ Высшая школа экономики Артемия Рожкова, по факту количество бюджетных мест не увеличилось, просто произошла «переструктуризация». С каждым годом все больше специальностей делятся на «магистратуру» и «бакалавриат», при этом поступающие в магистратуру засчитываются в статистике как вновь поступившие, хотя по факту это студенты 5­го курса, отметил Артемий Рожков.

Значит, Россия перешла с пяти­шестилетней советской системы обучения на «четырехлетку». То есть большинство нынешних выпускников, если оценивать их советскими критериями, людьми с высшим образованием вовсе не являются ­ в СССР нынешний «бакалавриат» назывался «незаконченное высшее».

Однако и с бюджетными местами ситуация более чем анекдотическая. Так, в этом году вузы, предоставляя документы на конкурс по получению бюджетных мест, должны были предоставить справку из местного центра занятости населения о том, что такая специальность в регионе востребована.

А какой местный центр занятости откажет местному вузу в какой­то там справке? Да и какие вообще «востребованные специальности» есть в региональных центрах занятости кроме вакансий разнорабочих, уборщиц и прочих низкооплачиваемых вакансий, на которые из­за копеечной зарплаты просто никто не идет?

По словам Ирины Абанкиной, в этом году, к примеру, вузы выпускают 116 тыс. учителей, а вакансий по всей стране ­ всего 8 тыс., и то эти вакансии очень сложные ­ это так называемые хвостики часов. Например, нужен учитель географии в сельской школе. У него будет 5 классов, у каждого класса ­ 1 час географии в неделю. Итого ­ 5 часов нагрузка, а на ставку надо 18 часов в неделю! Где он возьмет еще 13 часов? У него даже полставки не получается. У биолога ситуация получше ­ у него 7 классов по 2 часа. Но на ставку все равно не хватает.
Численность абитуриентов, принятых на бюджетные специальности в 2011 году


И в таком плачевном положении не только будущие учителя. Получается, что высшее образование сегодня получают люди, которых нигде никто не ждет. Что это, как не разбазаривание бюджетных средств?

ЗАСИЛЬЕ ПЛАТНИКОВ

Не секрет, что в прошлом году многие вузы набрали на бюджетные места абитуриентов, сдавших ЕГЭ неудовлетворительно. В этом году такое не повторится ­ вузам дано указание зачислять только тех, кто имеет хорошие оценки. Правда, где проходит грань между хорошими оценками и плохими, никаким специальным указом не установлено.

Зато введен механизм наказания тех вузов, которые не послушаются: раз в этом году бюджетные места между вузами впервые распределяли по конкурсу, то в следующем году вузы, набравшие абитуриентов с плохими оценками, просто не получат бюджетных мест и соответственно финансирования.

Однако такой подход, по мнению некоторых экспертов, окончательно загонит в коллапс всю систему подготовки специалистов с высшим образованием. «В первый день сдавать ЕГЭ сели 780 тыс. выпускников. Из них 500 тыс. записались сдавать экзамен по обществознанию ­ это будущие юристы, экономисты, менеджеры. Химию выбрали всего лишь 100 тыс. абитуриентов. А у нас в России только вузов пищевого профиля, где нужен ЕГЭ по химии, ­ более сорока, и кем нам эти вузы укомплектовывать? Владимир Владимирович Путин сказал ­ надо ориентироваться на инженерные специальности. Однако наши школьники не хотят сдавать ни химию, ни физику. В итоге места в вузах инженерного профиля просто не занимаются», ­ переживает председатель Всероссийского педагогического собрания и ректор МГУТУ имени К.Г. Разумовского Валентина Иванова.

Тем не менее, в этом году будет заметно сокращено число бюджетных мест по специальностям «юрист» и «экономист»: в результате школьники, даже сдавшие ЕГЭ по обществознанию на хорошие оценки, могут остаться у разбитого корыта, а на инженерных специальностях, как и в прошлые годы, будет недобор.

До введения ЕГЭ такая проблема была разрешима ­ абитуриент, который не смог поступить на юриста или экономиста, шел со следующим потоком сдавать экзамены на какие­нибудь «Двигатели внутреннего сгорания».

Сейчас так уже не получится ­ с результатами по ЕГЭ школьники попадают в своеобразную мышеловку: если ты сдавал в школе ЕГЭ по обществознанию, то можешь поступать только в те вузы, где принимают ЕГЭ по обществознанию.

НАКАЗАНИЕ БЕЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Если брать саму процедуру проведения ЕГЭ, то она в этом году претерпела существенные изменения в сторону ужесточения: так, те школьники, у которых обнаружат мобильный телефон, будут удаляться с экзамена, их результаты аннулируются, а право сдать ЕГЭ повторно они получат только через год.

Наблюдатель будет в каждом пункте по сдаче ЕГЭ.

Строгого наказания для студентов, сдающих ЕГЭ за школьников, пока не ввели ­ их будут штрафовать на 3 тыс. рублей. Однако на днях Рособрнадзор выступил с инициативой ввести для таких студентов наказание в виде отчисления из вуза, причем в обязательном порядке.

А в следующем году возможно введение пробного ЕГЭ ­ сейчас пробные ЕГЭ сдаются в апреле, но их результаты официально не засчитываются.

Вероятно, в 2013­м результаты апрельского ЕГЭ будут засчитаны, и школьник в итоге сможет выбрать из апрельских и июньских результатов лучшие. Проблема заключается в том, что в этом случае будет необходимо ввести на апрельских ЕГЭ такой же строгий контроль, как на основном ЕГЭ в июне. А это потребует немало дополнительных сил и денег из бюджета.

Кстати, до введения ЕГЭ абитуриенты имели возможность сдавать экзамены по нескольку раз за сезон ­ в СССР можно было сдавать экзамены в разных потоках, а в 90­е и вовсе ввели возможность проходить испытания по копии аттестата.

Вот и получается, что система ЕГЭ не принесла школьникам ничего положительного. Зато окончательно подорвала веру в возможность поступить в ВУЗ на честной конкурсной основе.

Аделаида Сигида
"Мир новостей"


Просмотров: 879
Поделиться
Следующая новость Сокращение - мать учения?


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.