Сегодня 25 марта 2017 г., суббота, 05:05USD 57.42 -0.0981EUR 61.86 -0.2323
Статьи газеты «Мир новостей»

ИнАродные элементы

16 мая 2013
hits 1333
ИнАродные элементы

Российская интеллигенция, как и сотню лет назад, предпринимает попытки «хождения в народ». Но ни к чему хорошему они не приводят. Так почему деревни по-прежнему отторгают городских просветителей, а сами «ходоки» попадают в неприятности из-за своего идеализма?
Илья Фарбер с сыном Петром


НЕ ПОНЯЛИ И НЕ ПРИНЯЛИ

Завуча Мошенской средней школы Валентину Ронжину российские журналисты сегодня донимают больше, чем американские - актрису Анджелину Джоли. Что ни день - пресс-конференция. Перед домом дежурят газетчики и съемочные группы общероссийских телеканалов. Режиссеры программы «Пусть говорят» заманивают на эфир в Москву.

«Не поеду. Однажды уже дала интервью - вырвали кусок из контекста, смонтировали, сопроводив язвительными комментариями, - жалуется Валентина Михайловна. - Нашу деревню подают как средоточие зла, дремучести. Дескать, приехал к ним умный человек, чтобы построить светлое будущее, и наткнулся на стену непонимания и неприятия. Ваши коллеги сравнивают моих земляков с волчьей стаей. Почему они рассуждают о враждебности народа к столичным просветителям, но не говорят о том, что в глубинке из года в год закрываются школы, бедствует сельская интеллигенция, уничтожаются последние очаги культуры? Дело вовсе не в Илье Фарбере и не в его отношениях с местным населением».

Илья Фарбер - 37-летний московский художник, выпускник ГИТИСа и, главное, причина нынешней дурной славы тверской деревни Мошенки - перебрался в провинцию два года назад, когда узнал, что за пять лет работы в малокомплектной школе может получить два участка и дом. Каждая инициатива нового учителя литературы, музыки и ИЗО была для детей и взрослых сенсацией. Уроки живописи стали походить на выставки авангардистов, по вечерам в классах проводились публичные чтения, зимой на улице появился каток в форме большого сердца, уличные мероприятия превратились в яркие open-air - фестивали на свежем воздухе. Фарбер фонтанировал идеями. И не только в школе.

«Илья Исаакович - человек творческий, активный. Мечтал изменить все и сразу, - вздыхает завуч Мошенской школы Валентина Ронжина. - Поэтому и взялся за ремонт здешнего клуба. Муниципальные власти предложили - он не отказался».

Изучив сметы, Фарбер обнаружил, что они сильно раздуты, а ремонт стоимостью в 2,5 млн рублей беспричинно затягивается. Илья решил подать на влиятельного субподрядчика в суд. И разворошил осиное гнездо. Против него ополчились чиновники, депутаты и бизнесмены, чьи интересы, видимо, были затронуты. Фарбера тут же объявили «чужаком с приветом». В травлю втянули региональную прессу и родителей учеников. Учитель отказался от иска, но не потому, что испугался, по наивности он поверил обещаниям руководителя строительной организации об окончании работ точно в срок.

Не имея ни малейшего представления об экономике, бухгалтерии и управлении, Фарбер по рекомендации предпринимателя покупал стройматериалы и нанимал людей за свои деньги. Бизнесмен уверял, что со временем возместит все расходы, но расписок не давал. После завершения ремонта Илья приехал к нему за долгом. И узнал, что гендиректор компании ложно обвинил его в вымогательстве и обратился с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

Суд продолжался меньше недели. Фарбера приговорили к восьми годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима.

«Мы будем обращаться в Верховный суд России. Отец ни в чем не виновен, - не сомневается старший сын Ильи Фарбера, Петр. - Папу теперь называют утопистом, но он действительно верил, что сможет качественно улучшить жизнь селян. В его поступках не было корысти, стремления к личной выгоде. Он старался для других, и вот как его отблагодарили».

Анализируя историю хождения московского художника в народ, писатель Дмитрий Быков заметил: «В России человек, идущий в деревню с просветительскими целями, выглядит городским сумасшедшим. Фарбер, хоть он и учитель-гуманитарий, а тургеневскую «Новь» явно не перечитывал. Там есть такой эпизод: Нежданова-пропагандиста сдают сами крестьяне. Он приезжает к ним с проповедью добра и справедливости. Они его споили, побили и сдали. Надо было сразу поворачивать оглоблю - не по адресу Фарбер приехал».

СБОЙ В СИСТЕМЕ

В 1874 году образованная российская молодежь впервые устроила подобную акцию, или, как сейчас говорят, сетевой флешмоб. Пошла в народ, чтобы «жить его жизнью», исцелять и обучать. И вернулась ни с чем.

«В наши дни, как и сотню лет назад, существует общая проблема невосприимчивости, - полагает кандидат исторических наук Филипп Казин. - Любая попытка внедрить в устоявшуюся среду инновации - мощный удар по системе, в которой есть свои правила, условия и табу. Перемены требуют усилий, времени и затрат. Немногим это нравится. В перестроечные годы российские телевизионщики сняли неплохой фильм - «Архангельский мужик». И знаете, его герой мало чем отличался от Ильи Фарбера. Он тоже мечтал изменить деревню. И тоже встретил непонимание народа. Почему новаторов особенно жестко изгоняют из сел? А в глубинке все проще, быстрее и прямолинейнее, чем в городе».

Эту простоту и прямолинейность испытали на себе супруги Гороховы, приехавшие в Рязанскую область из Иркутска с намерением создать экологическое поселение Теремки.

«Не буду описывать все, через что мы прошли. Полная труба! Никак не могли вписаться в местные условия. Чиновники в открытую требовали денег. До 70 млн рублей. Деревенские жители настороженно следили за каждым шагом, - вспоминает Юрий Горохов. - Приезжий - всегда чужой. А если он к тому же навязывает свои правила поведения - враг. Мы с женой действовали аккуратно. Помогли местным сделать дорогу к храму, подарки их детишкам на Новый год дарили».

«Чтобы народ тебя принял и захотел слушать, надо быть с ним одной крови, - находит точное определение Марина Горохова. - Нужно врасти в глубинку, в ее условия, изучить, чем она дышит, и лишь потом устраивать культурные революции. Приезжие, городская интеллигенция для деревенских - инородные элементы. Они их не понимают. Не понимая, боятся. Из страха ненавидят. И, ненавидя, сживают со свету. Не случайно горели и горят дачи москвичей в Тверской, Рязанской, Владимирской областях. Люди уничтожают дома фермеров. То в Ленинградской, то в Самарской областях происходят стычки между разными слоями населения. В Краснодарском крае народ дважды разрушал школу педагога-новатора Щетинина. Все это - от непонимания. Нашу семью в Рязанской области тоже ждали сюрпризы. Соседи боялись, что из-за новых сельхозугодий они пострадают экономически, потеряют землю. Опасались, что начнутся проблемы с электроснабжением, вырастут цены, участки выкупят олигархи. Во всяком нашем поступке они искали подвох. На взаимное привыкание ушло много лет».

Ошибку учителя Ильи Фарбера фермеры Гороховы видят в его поспешности и желании объять необъятное: «Если ты приехал учительствовать, то не распыляйся, занимайся детьми, совершенствуй учебные программы, применяй новые технологии на уроках. А московский художник одномоментно решил слепить из тверской деревни сказочный Изумрудный город».

ЛОЗУНГ «В НАРОД!» - ЗОВ В НИКУДА

С конца 90-х годов наша страна сделала все возможное, чтобы обез-личить российскую глубинку. В деревнях почти не осталось школ, больниц, домов культуры, библиотек.

В 2011-2012 годах лозунг «В народ!» зазвучал чаще. Студентов педагогических и медицинских вузов снова заманивают в село, обещают им льготное жилье и большие зарплаты. И по-прежнему в России находятся идеалисты и романтики вроде Ильи Фарбера. Но, увы, то, что городские просветители называют хождением в народ, с точки зрения народа - вторжение. Да и вообще деревня уже не столько народ, сколько застоявшаяся среда для муниципальных и региональных чиновников. И они не заинтересованы в ее изменении.

«А я думаю, селам нужны такие люди, как Илья Фарбер. Они способны сделать жизнь яркой, осмысленной, новой. Поэтому часть нашей деревни и собрала подписи в защиту Ильи Исааковича, - призналась корреспонденту «Мира новостей» завуч Мошенской школы Валентина Ронжина. (Кстати, она тоже когда-то приехала в Осташковский район из Ленинградской области и 22 года работает учителем математики.) - Творческая молодежь должна ехать в глубинку».

Только что и кого она там встретит?

Анна Бессарабова
"Мир новостей"


Просмотров: 1333
Поделиться
Следующая новость «Почему нас не слышат?»


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.