Сегодня 27 мая 2017 г., суббота, 14:52USD 56.75 +0.6859EUR 63.66 +0.6573
Статьи газеты «Мир новостей»

Рейсовый детсад

16 мая 2013
hits 899
Рейсовый детсад

В отсутствие эффективных федеральных программ о дошкольном образовании российские регионы обходятся малой кровью и «тощими» бюджетами: определяют в общие группы ребят в возрасте от 3 до 10 лет и размещают детсады в автобусах.

ОБРАЗОВАНИЕ ПО ВЫЗОВУ

Для 1000 дошколят Белогорского района Амурской области воспитатель из реальной жизни и фея из сказочной - два чуда, равные по силе восприятия. Фея появляется в их телевизорах в компании с Золушкой и мультяшными персонажами раз в месяц. Педагог приезжает к ним в села вместе с психологом и музработником с той же волшебной периодичностью. Родители еще не готовы ответить, что больше волнует ребячье воображение: фантастическая карета-тыква и кони-мыши или настоящий детсад в автобусе с кабинетом социальной адаптации и физкультзалом. Взрослые жители 36 поселений и сами пока не привыкли к рейсовой педагогике. В их детстве дошкольное образование двигалось не от деревни к деревне - оно продвигалось вперед. В каждом селе был свой сад с воспитателями и нянями, с игрушками и комнатами для занятий. К 2000-м годам в Белогорском районе уцелели всего три учреждения. На строительство новых и на их содержание нет средств. Возведение одного типового детсада обойдется местному бюджету в 100 миллионов рублей, а дальнейшее финансирование - в 20 с лишним миллионов. Дешевле купить автобус, посадить в салон трех человек и возить их по селам. На это требуется около 500 тысяч рублей в год.

- До недавнего времени педагогу и психологу ничего не платили. Работали как волонтеры, - вспоминает руководитель центра «Дошкольник» Маргарита Ильина. - Сейчас есть штатное расписание, составлены маршрут и график, приобретено оборудование для «дорожного» физкультурного зала и кабинета социальной адаптации. Новенький автобус ждет нас в институте развития образования. Надо забрать. Понятно, что детсад на колесах - вынужденная мера. Приспосабливаемся к обстоятельствам. Наши чиновники хоть что-то придумывают, во многих регионах их коллеги совсем ничего не предпринимают.

К приезду детсада белогорских малышей собирают в стареньких ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах) и домах культуры. Некоторых специально привозят из окрестных деревень. На шеи воспитанников вешают ленты с бейджиками, чтобы педагоги не запутались в Васях, Петях и Лизах.

- Занятия не похожи на стандартные программы. Это и лекции для родителей, и игры для ребят. Конечно, редких встреч мало, тем не менее, они важны для детей, - полагает заместитель главы администрации Белогорского района по вопросам образования Ирина Фоменко. - Дошкольникам дают полезную информацию и побуждают их к изучению азбуки и основ математики.

После того как неделю назад Минобрнауки России утвердило «Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях», наделив их правом отказываться от образовательных функций и самостоятельно регулировать предельную наполняемость групп, детсадов на колесах в стране наверняка станет больше.

ТЕПЕРЬ «КОШМАРЯТ» ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В России должно увеличиться и количество семейных групп при детских садах. Министерство образования и науки РФ узаконило их своим типовым положением. Ведомство заявило: отныне необязательно учить и развивать дошколят, за детьми достаточно присматривать и ухаживать. Государству это выгодно: можно сэкономить на строительстве новых зданий и содержании учреждений, заморозить зарплату воспитателей и принимать на работу людей без профессиональной педагогической подготовки. А нужны ли семейные группы родителям?

- Мамы не хотят сидеть с чужими детьми. И дело не в моральных и физических нагрузках. В 2011 году премьер-министр правительства РФ Владимир Путин приказал надзорным органам прекратить «кошмарить бизнес». Они мгновенно переключились с предпринимателей на детсады, - признается педагог из Приамурья Маргарита Ильина. - С нас ежемесячно требуют десятки справок и заключений. Приходит комиссия за комиссией, включая Россельхознадзор. То им крупа не нравится, то капуста, не прошедшая фитосанитарный контроль. Выписывают штрафы по 3-4 тысячи рублей. Никакой энтузиаст не выдержит. Поэтому семейных групп мало.

Другое министерское «достижение» - типовым положением оно освободило себя от контроля за предельной наполняемостью детских садов. Впредь сами администрации дошкольных учреждений будут определять, сколько мальчиков и девочек должно быть в группах. Если раньше отечественные детсады уплотнялись негласно и незаконно, то с февраля их будут «трамбовать» открыто. Комплектовать по возрасту тоже будут по собственному усмотрению. В Сальске Ростовской области это уже практикуется. В городе работает дошкольный центр, в котором малыши 2-4 лет сидят на общих занятиях с 9-летними подростками. Дефицит детсадов и школ заставил администраторов совмещать несовместимое и лепить «каравай» из абсолютно разных игровых и образовательных программ.

- Наша система дошкольного образования похожа на конкурс веселых и находчивых. Мамы и папы, воспитатели, дирекции детсадов выкручиваются, как могут, - говорит участница общественного движения «Питерские родители» Мария Медведева. - И везде так. Москвичам не хватает 40 тысяч мест в детских садах, петербуржцам - более пяти тысяч, хотя Конституция РФ (статья 43, части 1 и 2) по-прежнему гарантирует гражданам доступное и бесплатное дошкольное образование. Валентина Матвиенко, перед тем, как помахала Питеру рукой, уезжая в столицу, доложила федеральным властям, что проблема нехватки дошкольных учреждений в ее городе решена. Неправда. Очереди были и остались. Мало того, из-за нового порядка аттестации в Санкт-Петербурге увольняются опытные воспитатели. Чиновникам от образования придется нанимать на работу непрофессионалов.

- Своего первого ребенка я определила в детский сад лишь после протестной голодовки. Второго записала в электронную очередь, когда ему было два месяца, но нам опять ничего не светит, - возмущается москвичка, активистка общественного объединения «Российским детям - доступное дошкольное образование» Екатерина Афонченкова. - На днях я слышала выступление премьер-министра правительства РФ Владимира Путина о спаде рождаемости в стране и о снижении потребности в детских садах и поняла: его фраза в ближайшие годы станет ориентиром для чиновников. Вполне четкая установка: что имеете, тем и пользуйтесь.

В народе правительственный посыл звучит как традиционное «Голь на выдумки хитра». Вот и хитрят: одни детсады колесят по районам и попутно колесуют само понятие «дошкольное образование», другие миксуют в общих группах разновозрастных воспитанников. Основная же масса без особого интереса следит за ералашем в Минобрнауки и российском законодательстве.

КОЛЕСЯТ И КОЛЕСУЮТ

Еще в декабре 2011 года правительство РФ должно было представить стране проект целевого использования отечественных детских садов. По мнению президента России Дмитрия Медведева, без этого документа нельзя навести порядок в учреждениях дошкольного образования, поскольку не ясно, кто за них должен отвечать: муниципалитеты, предприятия или напрямую государство. Если детсадами будут заниматься только муниципальные органы власти, без дошкольной подготовки останутся не 40% маленьких россиян, как сейчас, а все 100. У городов и сел нет средств на социальные нужды. Если снять запрет на приватизацию образовательных учреждений, действующий с 2001 года, и доверить детские сады предприятиям, мы вернемся к их нецелевому использованию, что Россия проходила в 1990-е годы. К тому же ведомственных садов в стране почти не осталось. Последними от них избавились ОАО «РЖД» и Минобороны РФ. Третий путь - передать дошкольные учреждения в собственность субъектов Федерации, на что намекает государственно-правовое управление президента РФ, и заставить их искать дополнительные источники финансирования. Какой из вариантов предпочтет правительство РФ - загадка. И до мартовских выборов она, вероятно, не разрешится во избежание очередных скандалов и волнений. Впрочем, направление все-таки обозначено. Цитируем Владимира Путина: «Количество детских садов, которое мы хотим нарастить, нам не понадобится. Мы должны их не просто так строить, а понимать, что с ними делать через четыре-пять лет. Скажем, пристройка помещений к школам - это было бы грамотным решением. Когда тот или иной детский сад уже не нужен, его можно использовать как продолжение школы».

Так ведь в России и школ не хватает. Что к чему пристраивать? По свидетельству главы Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко, на строительство новых учебных заведений стране требуется порядка 300 миллиардов рублей из федерального бюджета и еще 300 миллиардов - из региональных. А что это означает? Немногое: через четыре-пять лет по дорогам, к примеру, Приамурья будут бегать не автобусы с детскими садами в салоне, а прицепные вагончики с яслями, школами и в перспективе с вузами. Это будет самый быстрый образовательный процесс в мире и самый дешевый.

Анна Бессарабова
"Мир новостей"


Просмотров: 899
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.