Сегодня 23 марта 2017 г., четверг, 07:18USD 57.63 +0.4037EUR 62.26 +0.5391
Статьи газеты «Мир новостей»

Зарплата выросла - учителя обнищали

16 мая 2013
hits 984
Зарплата выросла - учителя обнищали

Объявив в начале 2012 года о тридцатипроцентной прибавке к зарплате российских учителей, Министерство образования и науки РФ не ожидало, что в Подмосковье и Санкт-Петербурге педагоги начнут увольняться с работы, в Приморье пойдут митинговать, несмотря на крещенские морозы, и что преподаватели-предметники из почти 40 регионов страны подпишутся под коллективным обращением в адрес Владимира Путина: «Звоном в кошельке проблем не решить. Отечественной школе - конец».

ФИКТИВНАЯ ПРИБАВКА

В сложившейся ситуации чиновники из ведомства Андрея Фурсенко мнят себя героями пьесы Островского «Без вины виноватые», видя в учителях обладателей «доходного места» и «бешеных денег». Дескать, мы их озолотили, а они, бессовестные, бунтуют. Но странными кажутся как раз не претензии российских педагогов, а надежды Минобрнауки на благодарность работников образования за неразбериху в оплате их труда.

Поставив доход учителей в зависимость от регионов (за финансирование школ второй год отвечают краевые, областные и городские администрации), от стимулирующих баллов и оценок за ЕГЭ, министерство обрекло их на подсчитывание копеек.

«Где-то оклады подняли на 30%, где-то вместо ежемесячной прибавки дали разовую премию, - объясняют премьер-министру правительства РФ преподаватели литературы, физики, математики и географии. - За классное руководство, проверку тетрадей сейчас почти не платят. Люди, стремясь выйти из материальных затруднений, берут дополнительные нагрузки: две и более ставки, что не лучшим образом влияет на качество образования».

В провинции учителя высшей категории со стажем 25 лет получают при норме 18 часов в неделю не более 8 тысяч рублей в месяц. В Подмосковье педагог с 34-летним стажем, имеющий высшую квалификационную категорию, кормит семью на 14 000 рублей. Поэтому многие наставники работают по 30-40 часов в неделю. Переутомление, стресс приводят к трагедиям. Уже были случаи, когда немолодые специалисты умирали в стенах учебных заведений. Недавно в Омске во время урока скончалась 53-летняя преподавательница английского языка Ольга Филимонова.

Администрации школ не хотят трудоустраивать пожилых педагогов на полставки, чтобы не отбирать деньги у постоянных учителей. Чем больше часов люди работают, тем выше их зарплата. Мало того, по новым правилам доход директора не должен превышать трех размеров средней зарплаты по школе. Значит, и лично ему выгоднее держать на работе тех педагогов, у которых больше нагрузка.

Осенью 2011 года директор Департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко призналась в прессе, что отечественной школе не хватает 20 тысяч педагогов. Коэффициент внутреннего совместительства, по данным министерства, равен 1,3. Авторы коллективного письма Владимиру Путину подсчитали: из 1 миллиона учителей 300 тысяч заняты совместительством. И если они от него откажутся, учебный процесс остановится.

ПРЕСТЫДНАЯ ПРОФЕССИЯ

В Кировском районе Приморского края образовательный процесс остановился 26 января, когда коллектив школы №1 объявил забастовку. При температуре воздуха минус 20-22° предметники во главе с историком Анной Симулик вышли на митинг с требованием повышения заработной платы. На днях их примеру собираются последовать еще 17 учебных заведений.

«После введения новой системы оплаты труда краевые власти заверили педагогов, что районные администрации будут своевременно перечислять школам деньги для формирования стимулирующих фондов. Но с ноября 2011 года мы ничего не получили, - жалуется директор бастующего учреждения Ольга Тунцова. - Зарплата учителей складывается из базовой части, которую в Приморье повысили на 29,7%, и стимулирующей. Последней у нас нет. По вине чиновников люди ежемесячно теряют по 3-4 тысячи рублей. Средняя зарплата по школе - 15 тысяч рублей вместо 18-19 тысяч. Краевой департамент образования рекомендует оптимизировать расходы, то есть сократить персонал. Женщины ругаются. И я их понимаю: федеральные ведомства отчитываются о повышении зарплаты, а в регионах все наоборот. Нам ведь сняли надбавки, доплаты. Педагоги потеряли деньги, а не приобрели».

Аналогичная ситуация повторяется почти в 40 областях и республиках России. В Краснодарском крае зарплата учителей выросла на 15%, в Ростове-на-Дону - на 7%, в Астрахани - на 5%. Жительница удмуртской глубинки Наталья Короткова работает учителем начальной школы 16 лет. Государство оценивает ее труд в 9,5 тысячи рублей.

«В 2012-ом прибавили 1012 рублей, - говорит Наталья Ивановна. - Чтобы прокормить семью, приходится выращивать картошку, держать скотину. Овощи и мясо иногда продаем. Живем в маленьком деревянном доме, где нет центрального водопровода. За газ зимой платим 2 тысячи рублей. Около тысячи уходит на остальные коммунальные услуги. Не на что своих детей одевать-обувать. А чужим не могу честно ответить на вопрос: «Учитель - престижная профессия?» Престыдная, ребята».

«Мне обидно за нашу систему образования», - поддерживает Наталью Короткову ленинградский педагог Людмила Гончарова. Профессиональный стаж Людмилы Александровны - 25 лет, зарплата - 12 тысяч рублей. Работает в одной из школ Кингисеппского района. Инвалид 2-ой группы с онкологическим заболеванием, Гончарова живет в неблагоустроенной квартире. Дом заражен грибком, оконные рамы и полы гниют, комнату не протопить - расход дров слишком большой. Перед зданием - выгребная яма, которую коммунальщики не чистят около года. Не быт, а современная педагогическая поэма. Обращалась в районную администрацию - отправили к сельским бюрократам. Пришла в Опольевский сельсовет - отчитали: «Кто вам позволил плакаться вышестоящему начальству? Как посмели?» Лучшее, что ждет Гончарову (и это ужасно), - горький финал в доходном доме, построенном специально для бюджетников.

Российской школе не хватает 20 тысяч педагогов. Из 1 миллиона работающих в стране учителей 300 тысяч заняты совместительством. И если они от него откажутся, учебный процесс остановится.



СИМУЛЯЦИИ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ

«Не надо думать, что московские педагоги устроились комфортнее, чем их провинциальные коллеги, - убежден эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук Олег Сергеев. - Минобрнауки превратило учителей в чиновников, обязав их писать по 150 отчетов в неделю: бумажных, электронных. Вынудили заниматься статистикой - она влияет на зарплату. Школу захлестнула волна формализма. У меня недавно знакомый, директор престижного лицея, уволился. Устал от показухи. Перед тем как уйти, показывал присланные начальством бумаги, где ему приказано весной оставлять траву вокруг учебного заведения не выше 10 сантиметров высотой и советуют стричь ее газонокосилкой сначала вдоль, а затем поперек. Мы до чего дошли?»

«Завидую этому директору. Я хотела бы хлопнуть за собой дверью, но не могу - поздно. Отдала профессии 30 лет, - преподавательница русского языка и литературы Елена Александровна Н. из Подмосковья согласилась быть с нами откровенной лишь при условии, что ее фамилия останется в тайне. - Чиновники от образования загнали учителей в угол. В школах исчезли классы компенсирующего обучения. Преподавателям запретили ставить лодырям двойки. Общий уровень подготовки детей снизился. Реальных знаний нет, есть подгонка под тесты ГИА и ЕГЭ. Мои коллеги идут на всевозможные ухищрения, чтобы увеличить стимулирующую часть зарплаты. Например, получить дополнительные баллы (а каждый балл равен 25 рублям) за «повышение успеваемости в классе» можно, занижая оценки ученикам в первых четвертях и завышая их в отчетный период. «Прогресс» налицо. Или отправляя школьников на олимпиады. Нам ясно дают понять: не обеспечите явку на конкурсы - последует дисциплинарное наказание. Оставите себя без денег, а школу - без мебели. Педагогам ставятся баллы за участие ребят в платных интернет-конкурсах «Инфо-знайка», «Русский медвежонок», «Кенгуру», за «динамику материально-технического оснащения кабинета», «отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы», поэтому в некоторых учреждениях дети дежурят чаще, чем санитарки в клиниках. Из-за баллов за «здоровьесберегающие технологии» учителя физкультуры в третьей четверти отменили занятия на лыжах, чтобы мальчишки не сломали себе руки-ноги. Кому мы пускаем пыль в глаза? Вся эта распрекрасная отчетность в итоге приведет к тотальной безграмотности населения, необразованности нескольких поколений и краху российской школы. А учителя постепенно станут материалом для маргинальных оппозиций».

Авторы письма, адресованного Владимиру Путину, тоже предельно честны с премьер-министром: «Положительная статистика по образованию в стране фиктивна, потому что правда больно отражается на конкретных людях. Система образования нуждается в глубинной реформе. В ее нынешнем виде она вызывает недовольство у педагогов, учеников и родителей».

Вопрос в другом: нужна ли правительству РФ их честность? Кому и куда оно перешлет их послание? И кто ответит на него новой «позитивной статистикой» о мифических успехах отечественного образования?

Анна Бессарабова, Ксения Ардова, Ижевск
"Мир новостей"







КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Депутат Госдумы РФ, член-корреспондент Российской академии образования Олег Смолин:

«Не надо было перекладывать социально-образовательную политику на «плечи» регионов. Я говорил об этом Владимиру Владимировичу Путину во время нашей личной беседы. Он возразил: «Мы губернаторам деньги дали, а дальше пусть они сами решают: ремонтировать ли им сараи, спиливая при этом 20% от суммы, или повышать зарплату педагогам». Не хочу это комментировать. Скажу одно: нужно почаще вспоминать слова Черчилля: «Школьные учителя обладают такой властью, о которой даже не мечтают премьер-министры». И не мешало бы подумать о том, что избирательные комиссии в России на одну треть состоят из педагогов».







Просмотров: 984
Поделиться
Следующая новость Народ и власть


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.