Сегодня 27 марта 2017 г., понедельник, 08:00USD 57.42 -0.0981EUR 61.86 -0.2323
Статьи газеты «Мир новостей»

Платформа ушла из-под ног

16 мая 2013
hits 1380
Платформа ушла из-под ног

Ушедшая на дно Охотского моря нефтегазовая платформа «Кольская» и гибель на Камчатке нескольких десятков бурильщиков еще раз показали, что все в России - и в бизнесе, и в сфере надзора за ним, и в законодательной системе - поставлено с ног на голову.

К какому финалу пришла буровая платформа «Кольская», страна уже знает: из 67 человек, находившихся на борту, уцелели 14. Выяснением причин трагедии, поиском ответов на вопросы, почему «Кольская» перевернулась и утонула, как на ней оказались «лишние пассажиры», занимается специальная комиссия. Президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение найти и наказать виновных. Хотя самим жителям Камчатки не нужно гадать, кто и как «подготовил» очередную техногенную беду. Для них ЧП случилось не в минувшие выходные, а значительно раньше - в апреле 2011 года.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Весной предприятия «Арктикморнефтегазразведка» и «Газфлот» заключили контракт на выполнение работ по бурению и испытанию скважины «Первоочередная» в Охотском море. Сама платформа «Кольская» принадлежала ОАО «Арк­тикморнефтегазразведка». В былые времена она находилась в Северном море, занималась изыскательскими работами для иностранных заказчиков и приносила, как выяснили наши мурманские коллеги, по 2,5-3 млн долларов ежемесячно. Потом она надолго встала у причала, теряя по 600-700 тысяч долларов в месяц. «Кольскую» вернули в Россию, забрав ее у зарубежных арендаторов. И сделали это не по желанию бизнесменов, а по решению государства. Средств на удержание платформы «на плаву» государство, понятное дело, не выделило. При таком раскладе за деньгами «Кольская» могла отправиться не только в Охотское море, и не только зимой. Шторма пугали «Арктикморнефтегазразведку» меньше, чем безденежье.

Сообщение о начале буровых работ вызвало волну негодования среди населения Камчатки, поскольку случилось это сразу после того, как Федеральная служба по надзору в сфере природопользования вынесла отрицательное заключение о проекте. Бурение 410-метровой скважины на шельфе производилось с нарушением законодательства.

«Странно как-то. Народ на общественных слушаниях высказался категорически против добычи, - говорит житель Соболевского района Владимир Самборко. - Но корпоративные интересы перевесили доводы людей, Роспотребнадзора и Камчатского отделения WWF».

Общественный комитет по защите Западно-Камчатского шельфа действительно долго и настойчиво пытался выяснить, соблюдается ли российское законодательство при разведочном бурении, но так от «Газфлота» ничего и не добился.

Кстати, и перегон платформы по завершении буровых работ производился не в октябре, как полагается, а в декабре. Маловероятно, что коммерсанты не знали, какая погода царит в это время над Охотским морем и с какой силой дуют местные ветра.

«В СМИ показывают красивые фото, где «Кольскую» везет «Трансшельф» - специальное судно, на которое грузится платформа. Да, на нем она плыла из Мурманска на Камчатку, - свидетельствует жена пострадавшего члена рабочей бригады Елена Н. - Но из-за поломок путь затянулся на 4 месяца вместо двух. Была спешка, суета. На Сахалин «Кольскую» по воде тащил крошечный буксир. Опять же для того, чтобы сберечь деньги».

Пока установка шла в связке с буксиром, платформа еще держалась на плаву, когда же началась сильная качка, один из буксировочных тросов оборвался, и «Кольская» зачерпнула воду бортом. Трагедия в Охотском море полностью повторила события на Волге. Теплоход «Булгария» летом затонул так же. Только вода за бортом не была равна нулю по Цельсию.
Так выглядела «Кольская» до трагедии


«ГОТОВЫ ДУШУ ЗАЛОЖИТЬ»

Порт приписки «Кольской» - Мурманск. Многие из погибших и пострадавших - 33 человека - северяне.

«Счастье, что мой муж выжил, - благодарит судьбу жена слесаря бурового оборудования Анатолия Кумукавы, Лариса. - Вторая смена стартовала на платформе в конце октября. Мужчины еще говорили, что поздно, как бы погода не подвела».

Следственный комитет России в начале этой недели назвал нарушение правил безопасности при проведении буксировки и ее осуществление без учета погодных условий главными версиями трагедии в Охотском море. А мурманскую и камчатскую прессу интересуют другие моменты: во-первых, почему компании-собственники сэкономили деньги на дополнительный транспорт для бригады перегонщиков - вместо 67 человек на плавучей установке должны были переправляться 40, а во-вторых, почему даже после решения межрайонной природоохранной прокуратуры о признании бурения на шельфе в Охотском море незаконным не последовало никаких санкций - компания «Газфлот» весной и летом никоим образом не пострадала. Зимой 2011-го пострадали люди.

И что мы слышим от гендиректора ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Юрия Мелехова: «Капитальный ремонт «Кольской» закончился в феврале 2011 года, за проведением работ наблюдали норвежское общество DNV и Российский морской регистр судоходства. Не надо ставить под сомнение высокий профессионализм экипажа буровой платформы. Сотрудников учат бороться за жизнь, оказывать помощь поврежденным объектам. У компании есть своя школа профессионально-технического обучения».

В экипаже как раз никто не сомневается. Родные и знакомые пострадавших ждут от собственников «Кольской» не отчетов о школах профобучения и капремонте, а объяснений, почему деньги для российских бизнесменов стоят больше, чем человеческая жизнь, и почему они стремятся к ним любой ценой. Вопреки здравой логике, природе и законам.

Примерно полтора года назад наша газета рассказывала о тяжелом положении отечественных геолабораторий и глубинных буровых скважин. Доктор технических наук, академик РАЕН Давид Губерман сетовал тогда, что геология умирает как направление. Осенью 2011 года Давид Миронович скончался. Его предупреждение-предостережение осталось неуслышанным: «Отрасль в упадке, оборудование демонтируется, редчайшие установки сдаются на металлолом, исследования прекращаются. Мы движемся к беде. Колоссальные государственные ресурсы отданы на откуп коммерсантам, которым не нужно ничего, кроме сиюминутной прибыли. За это они готовы душу заложить».

Заложили. И не одну душу. На момент подписания номера в списке погибших у шельфа в Охотском море значилось 16 фамилий. Остальные 37 человек пока числятся без вести пропавшими.

Из интернет-переписки родственников и знакомых команды «Кольской»

«Эти сволочи экономят деньги. Экипаж должны были снять с буровой на время перегона. Мой отчим умолял, чтоб это сделали, а теперь он в списках пропавших. Начальник же буровой выжил. С..! Разве не он должен был отправить экипаж на берег».

«Капитан выполнял приказ. Если бы он отказался, его бы уволили и наняли бы другого капитана. И платформа все равно вышла бы в море. Против лома нет приема».

«Хорошо бы сейчас Путина спросить: «Какие дополнительные меры госвласть намерена предпринять для минимизации трагических последствий техногенных и иных катастроф?»

«Экологи сколько твердили, что 12-мильная морская акватория в районе Западно-Камчатского шельфа представляет особую рыбохозяйственную ценность для страны и нефтедобывающая деятельность в ней недопустима? Здесь ежегодно добывается четверть морских биоресурсов страны. Заповедная зона. Почему для бизнесменов сделали исключение? Им что? Закон не писан?»

«К сожалению, шансы убывают с каждой минутой. Сейчас стемнеет и всё. Вертолетов всего два. МИ-8, частные, могут только вести поиск и эвакуацию уже найденных ледоколом и буксиром. С воды эти вертолеты людей не поднимают. Где сейчас Шойгу и МЧС? Может, принца английского позвать? Он наших моряков уже спасал».

«Виноват тот, кто заставил буксировать эту платформу. Навигация заканчивалась, ее срочно нужно было перевозить, счет шел на часы. Вспомните прошлый год, когда там же исследовательский корабль месяц вызволяли изо льда. Иначе потеря денег. А экипаж, как всегда, крайний».


Анна Бессарабова, Ирина Турова, Мурманск.
Фото участников интернет-форумов
"Мир новостей"


Просмотров: 1380
Поделиться
Российский путь лежит через Коннектикут? Далее в рубрике Российский путь лежит через Коннектикут?


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.