Сегодня 22 января 2017 г., воскресенье, 13:13USD 59.66 +0.3176EUR 63.72 +0.5469
Статьи газеты «Мир новостей»

Учителя вызывают школьников на бой

16 мая 2013
hits 898
Учителя вызывают школьников на бой

В Курской области ученики, их родители и правоохранительные органы впервые в России пытаются наказать педагога за “неисполнение обязанностей воспитателя”.
Виктория Медолович считает, что ее ученики опасны для общества


В старом фильме “Доживем до понедельника” педагоги были тонкими и мудрыми, а подростки - искренними и честными. До прошлой недели я надеялась, что в эпоху ЕГЭ и ГИА не увижу современных интерпретаций киноповести о молоденькой преподавательнице английского языка. Ан нет, один “ремейк” уже есть. Не придуманный сценаристами, а реальный. В городе Железногорске Курской области. И, судя по развитию событий, здешним учителям явно не хватает двух десятков статей, написанных региональными СМИ о скандале в школе №11. Они грозятся вызвать детей с родителями “на бой” в прямом эфире популярного ток-шоу Первого телеканала. Сейчас ведутся переговоры об их участии в передаче.

УШЕЛ НЕ ПО-АНГЛИЙСКИ

Викторию Медолович приняли на должность преподавателя английского языка в железногорскую школу №11 полтора года назад. С красным дипломом об окончании Орловского государственного университета, но без опыта общения с детьми. Девушка училась на языковых курсах в Германии, пару лет жила с семьей в Сербии, работала в Москве на курсах английского языка, где обучала исключительно взрослые группы. Тем не менее администрация школы №11 Железногорска доверила Виктории Анатольевне сложные классы: седьмые - девятые. Осенью Медолович познакомилась с учащимися, а зимой с ними разругалась. Конфликт случился в 8 “Д”. Сегодня это 9-й класс, а сама преподавательница ныне - обвиняемая по статье 156 УК РФ “Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего”.

- Я с детства люблю иностранные языки. Они мне близки, понятны, - признается Виктория Анатольевна. - И представьте, что такой человек, как я, вдруг нарвался на группу подростков, которые теперь подрывают мой авторитет.

В самом деле странно: откуда в школе взялись подростки? И почему они мешают любви учителя к языкам? Из вредности, наверное. Коллега Медолович, учитель биологии Валентина Минеева, в интервью железногорской прессе так и сказала: “9 “Д” - класс 5-6-го сорта. Отсеяли математиков, отцедили гуманитариев, остатки соединили. Много сложных, неуправляемых... Учителя брошены на съедение этим крокодилам”. Преподаватель физики Раиса Крюкова постаралась быть корректнее в оценках: “В 9 “Д” собрались педагогически запущенные дети”.

В общем, не повезло Виктории Медолович с воспитанниками. В Москве она учила уважать English сотрудников ЛУКОЙЛа, а в Курской области - “крокодилов”.

Так вот... Год назад на одном из уроков английского “дэшки”, как обычно, нарушали дисциплину. Виктория Анатольевна выпроводила из класса главных возмутителей спокойствия, но тише в аудитории не стало. Очередным кандидатом на вылет стал прежде смирный Руслан Леус.

“Я подошла к Леусу и спросила, почему он невнимателен, - вспоминает Виктория Анатольевна. - Тот неожиданно выкрикнул: “Да пошла ты на хрен, достала!” И убежал, хлопнув дверью. Раньше у меня с Русланом проблем не возникало. Он уравновешенный ребенок. Не хулиган”.

И дальше без паузы педагог продолжает: “На следующий день я написала докладную записку директору школы о том, что если учащийся неадекватно ведет себя с учителем, то он опасен для общества в целом. Директор ничего не предпринял, и я отнесла заявление в подразделение по делам несовершеннолетних ОВД”.

Милицейский инспектор начала проверку. Детей в сопровождении взрослых вызвали на школьный совет профилактики правонарушений, где выяснилось, что 13-летний Руслан Леус не с бухты-барахты нахамил учителю, а отреагировал на оскорбления преподавателя в свой адрес. Учащиеся и родители (их немало) сообщили сотрудникам правоохранительных органов, что Виктория Медолович не раз обзывала детей “баранами”, дергала ребят за волосы и уши. Милиция “усмотрела в ее действиях признаки ненадлежащего исполнения обязанностей воспитателя и жестокого обращения с несовершеннолетними”, признав потерпевшими пятерых подростков.

- Мальчишек ничто не оправдывает, - не снимает ответственности с детей Георгий Циколаев, папа ученика 9 “Д” класса. - Конечно, они безобразничают. Но ведь не школьники конфликт начали. Виктория Анатольевна кричала на парней, унижала. Даже бросала пренебрежительные реплики в адрес их родителей. А в 13-14 лет любое неосторожное замечание учителя в присутствии ровесников ранит.

Многие родители, с которыми я общалась в Железногорске, недоумевали, зачем учительнице понадобилось раздувать скандал из незначительного школьного эпизода: “Неужели нельзя было побеседовать с классом, с мальчиком? Тем более он перед ней извинялся. Зачем в крайности впадать?”

Виктория Медолович не слышит этих доводов и сейчас. Более двух часов она читала мне лекцию о деградации подрастающего поколения, гневно обличала дирекцию 11-й школы, знакомила с юридической классификацией определения “жестокое обращение с несовершеннолетними”: “Это систематическое физическое насилие над ними”. Только о моральном климате в 9 “Д” ни слова не обронила. Между прочим, под “жестоким обращением” уполномоченные по правам детей в РФ понимают и “периодическое словесное оскорбление ребенка” и даже “демонстрацию неприязни к нему”.

ЧЕМУ УЧИТ СУД?

Конфликт между преподавателем английского языка и учениками затянулся на год. По сию пору дети и педагог выясняют отношения в присутствии судей. Полдня учатся, полдня дают показания. Небольшая группа учителей активно поддерживает Медолович и под шумок пытается “свергнуть” директора, остальные бесстрастно наблюдают за происходящим.

- Обстановка словно перед гражданской войной, - вздыхает председатель школьного профкома Валентина Ловцова. - Нервозная.

Виктория Медолович и сейчас ведет уроки в 9 “Д”. Подростки ходят на них как на Голгофу. По логике вещей, учительницу должны были временно отстранить от преподавания на период следствия и суда.

- А на основании каких документов я это сделаю? - пожимает плечами директор школы Юрий Селищев. - Мы хотели устранить конфликт, но он растет как снежный ком. Придется ждать приговора суда.

О подростках - тех самых “крокодилах” из 9 “Д” - персонал 11-й школы уже не думает. Никто не анализирует причины стресса у Руслана Леуса, не вникает в проблемы 14-летнего Бори Циколаева, не удивляется, почему съехала на тройки Катя Скиба и отчего их сверстники размышляют о смене учебного заведения. На вопросы о моральном состоянии ребят педагоги отвечают: “У всех есть родители”.

Но вообразите, что чувствует подросток, которому ежедневно во всеуслышание повторяют: “Ты бестолочь, баран. Ты ни на что не годен”. Которого гоняют из класса в класс, потому как его отметки по биологии или английскому языку портят общую картину успеваемости. И чьи учителя считают себя вправе обсуждать родителей учащихся: “Этот тунеядец. Эту больше заботят деньги, а не семья. Эти наверняка пьют”.

Я общалась с учениками 9 “Д”. Обычные мальчишки и девчонки. Вот только их детство не похоже на беззаботные будни богатых наследников. Один переехал с родителями в Курскую область из Таджикистана - не из газет знает, что такое комендантский час, боевики, национальная вражда. Другого подростка воспитывает бабушка - мама никак не может продать квартиру в Казахстане и оформить российское гражданство. Люди живут на два государства, и в каждом из них они чужие. У третьего из родни лишь мать, вкалывающая с утра до ночи, чтобы обеспечить ребенка. Такие дети реагируют на хлесткие замечания учителей острее, чем сверстники из обеспеченных и полных семей.

Конфликт в 11-й школе разделил Железногорск с его 100-тысячным населением на два лагеря - обвинителей Медолович и ее адвокатов. Последние уверены, что учащиеся и их родственники сговорились с администрацией школы, чтобы избавиться от неугодного учителя. Никакого сговора нет, сплоченным 9 “Д” не назовешь: дети, как вечные ссыльные, ждут очередных пертурбаций.

Несколько недель назад городское управление образования аттестовало Викторию Медолович. Если раньше у нее был 9-й разряд, то теперь 1-я категория.

- Пришлось это сделать, иначе нас обвинили бы в нарушении прав учителя, - поясняет “МН” заместитель начальника управления образования г. Железногорска Любовь Окаева, добавляя: - К сожалению, мы слишком поздно узнали о происходящем в 11-й школе. Когда скандал получил широкую огласку. Виктория Анатольевна - грамотный специалист, но для хорошего учителя этого мало. Безусловно, администрация учебного заведения должна была сгладить углы. Может, суд чему-нибудь и научит молодого педагога, педколлектив и детей.

А чему могут научить уроки ведения судебных тяжб? Сутяжничеству. И нелюбви не только к английскому языку, но и к людям.

Анна Бессарабова
Фото Николая Николаева






P.S. О том, что непонимание педагогом психологии подростка может закончиться самоубийством ребенка, см. на стр. 12





КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ирина МЕДВЕДЕВА, детский психолог, писатель, директор Института демографической безопасности:

- Такие истории приводят к потере авторитета российского учительства в принципе. Головы молодых преподавателей и детей в последнее время перегрузили информацией о правах и законах, и они по любому поводу бегают с заявлениями по судам и прокуратурам. Взрослые и дети разучились разговаривать. Суды, расследования - как спичка, поднесенная к пороховой бочке. Любая развязка не улучшит положение в школе. Если учитель выиграет процесс, а дети при этом правы - удар по ученикам. Если победят дети - почувствуют себя героями и научатся манипулировать взрослыми. Нельзя было втягивать ребят в судебное разбирательство. Доносы и педагогика - разные вещи.
Просмотров: 898
Поделиться


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.