Сегодня 27 мая 2017 г., суббота, 16:55USD 56.75 +0.6859EUR 63.66 +0.6573
Статьи газеты «Мир новостей»

Волчья стая в средней школе

16 мая 2013
hits 866
Волчья стая в средней школе

Недавний скандал в городе Шелехове близ Иркутска, где ученики регулярно избивали 73-летнюю преподавательницу физкультуры, похоже, переполнил чашу терпения. Педагоги, психологи и социологи бьют тревогу: число подростков, склонных к немотивированной агрессии, в стране неуклонно растет, таких уже 75 процентов. И если продолжать делать вид, что ничего особенного не происходит, не принять экстренных мер, нам всем придется жить в волчьей стае.

Валентина Петровна Леонидова пришла в шелеховскую школу № 1 сорок пять лет назад. Отличник просвещения, заслуженная учительница, ветеран спорта, она и предположить не могла, что однажды юные воспитанники сделают ее “бабушкой для битья”, будут унижать, высмеивать, истязать физически. Профессиональный путь по вине собственных учеников она завершает в психиатрической лечебнице.

Отвратительную историю о детской жестокости после сюжета по телевидению обсуждает вся страна. Педагоги - в шоке, родители возмущены и напуганы, а подростки...

- Подростки, увы, безучастны. До 14 лет им несвойствен глубокий анализ. В силу ряда физиологических и психологических возрастных особенностей они не осознают сути страданий. Не понимают, что такое боль, отчаяние, душевные муки и даже смерть, - поясняет президент Всероссийского фонда образования академик РАЕН Сергей Комков. - Теме детской агрессии посвящено не одно исследование. Специалисты детально изучили причины ее возникновения и обстоятельства, способствующие массовому распространению в обществе. Известны и способы решения проблемы. Но болезнь зашла так далеко, что теперь остановить эпидемию детской жестокости можно лишь на государственном уровне. Судите сами. Еще три-четыре года назад к насилию были склонны около 60% наших школьников, а сейчас таковых 75%. В 2006 году в связи с “выплесками” немотивированной агрессии только в Москве были задержаны 13 тысяч ребят от 7 до 16 лет, в 2009-м - 30 тысяч. В регионах, поверьте на слово, положение не лучше.

В Вологде за три месяца нынешнего года инспекторами по делам несовершеннолетних зафиксировано 17 фактов так называемой внутришкольной агрессии (для сравнения: за весь 2009-й подобных случаев было 9). По ним заведены уголовные дела. И ровно столько же ЧП не получили юридического продолжения - участникам “классных” разборок не исполнилось 14 лет. Закон не позволяет их судить.

В Нижегородской области в прошлом году преступниками стали 950 учеников, в Тверской - 371, в Томской области - 155, в Пермском крае - 176.

- Реальные цифры на порядок больше, - убежден Сергей Комков. - Просто никто в России такую статистику не обобщает. Многое из того, что происходит между подростками, реже между учениками и учителем, как в Шелехове, остается за кадром. Школьная администрация не хочет выносить сор из избы, милиция тоже в этом не заинтересована - у нее и без не в меру расшалившихся ребятишек дел по горло. Иногда конфликты гасят влиятельные родители, чаще не дает делу хода директор, или в ситуацию вмешивается управление образованием. А дети, чувствуя безнаказанность, совершают новые проступки. Или преступления.

ИЗБИЕНИЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Определение happy slapping (избиение для развлечения) российские подростки впервые услышали в 2003 году, когда какие-то идиоты объявили внутришкольные бои со съемкой жестоких сцен на видеокамеры сотовых телефонов и выкладывание записей в интернете модной тенденцией. Очень хорошо помню первое такое happy slapping в стране. Тогда в поселке Полевской Свердловской области двенадцатилетние садисты в мороз загнали свою одноклассницу в прорубь, угрожая ей топором. Издевательства снимали на дорогостоящие мобильники. Мама девочки обратилась в милицию, и деток, вернее их родителей, оштрафовали на 500 рублей. А еще помню, что до окончания школы ни один из участников расправы так и не признал себя виновным. Напротив, и через год, и через четыре они чувствовали себя героями.

Сейчас в интернете можно найти видеоролики и пострашнее. То, что раньше именовалось моральным уродством, вдруг стало “крутым”, “прикольным”, этим принято хвалиться.

В Цимлянске Ростовской области месяц назад восьмиклассники зверски избили во дворе школы 11-летнего ребенка. Девчушку таскали за волосы, пинали ногами, заставляли лизать обувь старших мальчишек. Истязания снимали на видео. “Триллер” гулял по школе неделю, пока не попал к педагогам.

В селе Кинель-Черкассы Самарской области шесть школьниц избили одноклассницу. Директор учебного заведения пыталась случившееся скрыть, но после повторного обращения родителей пострадавшей в прокуратуру ее привлекли-таки к дисциплинарной ответственности.

Сейчас в российских краях, областях и республиках педагоги проводят совещания и конференции по поводу ЧП с участием шелеховской учительницы и ее воспитанников. В Челябинске, например, работники образовательных учреждений пришли к выводу, что в садиста подросток превращается в семье и уже оттуда приносит злобу в школу.

- Причина не в семьях, а в состоянии общества, - возражает психолог-клиницист, директор Института демографической безопасности Ирина Медведева. - У нас же оно таково, что героизм, благородство, духовные ценности не имеют прежнего значения. Добродетели высмеиваются, а подлость, корысть, жестокость превратились в поведенческий эталон. Работая с подростками, я на практике сталкиваюсь с результатами воздействия молодежной субкультуры на детские мозги и на их мировосприятие. Под субкультурой понимаю и телевидение, и музыку, и рекламу, и СМИ. Все перечисленное зачастую нацеливает подростков на функцию потребления, растормаживает низменные инстинкты. Ребятам вольно или невольно внушается: главное - получать удовольствие.

Сотрудники правоохранительных органов связывают рост детской агрессии с сокращением штата социальных педагогов в школах.

- До 1990-х с воспитанием подростков неплохо справлялись и без социальных работников, - замечает на это президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Беда в другом... В какой-то момент государство решило деидеологизировать школы и отменило в них любые детские организации. Заодно закрылись кружки, секции. Учебные заведения превратились в комбинаты образовательных услуг. Они дают знания, но не воспитывают. Было отменено и классное руководство. В прошлом году, правда, его восстановили, но формально. Теперь это скорее кураторство. В итоге энергия подростков, не находя творческого, позитивного применения, сублимируется в агрессию.

СЛЕДУЮЩАЯ РАЗБОРКА - В ДЕТСКОМ САДУ?

Эксперты из Российской академии образования констатируют стремительное снижение возраста юных насильников. В 2009-2010 годах правонарушения совершают и 12-летние, и 8-летние. В Москве ученик пятого класса бьет классную руководительницу за невинный вопрос: “Родители вообще интересуются, как ты учишься?” В Красноярске восьмиклассница после уроков наносит ножевые ранения нелюбимой учительнице. В Челябинске 11-летние мальчишки насилуют пятиклашку. Эдак через пару годиков мы и до разборок в детских садах доберемся.

- Если не предпринять срочных мер, то при существующей системе образования в подавляющем большинстве школ ученики уже через несколько лет станут одной большой волчьей стаей, - предупреждает доктор педагогических и философских наук Сергей Комков. - Чтобы этого не произошло, прежде всего надо вернуть в учебные заведения процесс духовно-нравственного воспитания. Возродить в стране неполитизированные детские организации. Изменить систему подготовки учителей. И позаботиться о том, чтобы они имели непререкаемый, безоговорочный авторитет. А сейчас педагог воспринимается обществом либо как неудачник, который не нашел лучшего места в жизни, либо как человек со странностями, ради непонятной идеи готовый выкладываться за мизерную зарплату. Действительно, ее средний уровень ныне равен 40% от зарплаты людей, занятых в промышленном производстве. За рубежом, к слову, соотношение таково: учитель получает 110%. Но никакие перемены без вмешательства государства невозможны. А Министерство образования от проблем средней школы устранилось. У нас с Фурсенко было немало острых диалогов по этому поводу. Но ведомство не принимает никаких аргументов. Депутаты Госдумы, Общественная палата тоже ничем не занимаются, кроме самопиара.

- Надо смотреть правде в лицо. Дети сейчас растут без должного присмотра родителей, без благотворного влияния школы. Они не обременяют себя какими-то отвлеченными, на их взгляд, правилами общежития, ведут, как считают нужным, как им удобнее, - дополняет директор Института демографической безопасности Ирина Медведева. - У них нет сдерживающих факторов. Знаете выражение: “Мужчина звереет без еды”? Вот и душа подростков звереет, когда взрослые о ней забывают. И в этой критической ситуации власти пытаются навязать стране еще и ювенальную юстицию. Она нас точно добьет. В школах детям рассказывают об их правах, но если при этом нет обязанностей, за неисполнение которых строго спросится, нет ответственности, то права превращаются во вседозволенность. Вольно или невольно культивируя в подростковой среде неподконтрольность, неуправляемость, мы идем вразрез с цивилизованным миром. Государство должно законодательно вернуть школе воспитательные функции, а Минобр - пересмотреть учебные программы, сделать упор на тематику нравственности, морали, милосердия.

По мнению председателя Комитета по образованию и науке Совета Федерации Хусейна Чеченова, “если учитель знает о преступлениях, совершаемых подростками, и молчит, значит, он не педагог. В каждом конкретном ЧП нужно наказывать всех участников эпизодов насилия: детей, их классных руководителей, родителей, надо заводить уголовные дела на администраторов школ, не желающих выносить сор из избы. Тогда маленькие изверги задумаются, чем чревата их агрессия, а взрослые будут внимательнее относиться к подрастающему поколению”.

Анна Бессарабова


Просмотров: 866
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость В Сочи с экологией не очень


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.