Сегодня 16 января 2017 г., понедельник, 18:06USD 59.60 +0.2367EUR 63.23 +0.1086
Статьи газеты «Мир новостей»

Моногорода-кочевники

16 мая 2013
hits 855
Моногорода-кочевники

В России около 460 монофункциональных городов и более 330 поселков. В них нет предприятий, денег, да и людей скоро не останется. Несколько миллионов наших сограждан живут хуже, чем цыгане в таборе: взрослые люди кочуют по регионам в поисках заработка, а их дети растут без родительского тепла и заботы.

По воскресеньям поезд Льгов -Москва возит в столицу жителей шести поселков и трех городов Курской и Орловской областей. В железнодорожном составе почти все пассажиры знакомы друг с другом. Это в Первопрестольной они - сотрудники разных предприятий: охранники, маляры, няни, продавцы, а у себя на малой родине - соседи по дому, родственники и старинные приятели.

“Гляди-ка, свободно. Видать, у льговских и хомутовских вахты поменялись, - со знанием дела говорят пассажиры. - Обычно общие вагоны битком набиты. По четыре человека на полке. В плацкарт тоже не протолкнуться - железногорцы билеты за месяц вперед выкупают. А нынче места есть. Хотя... скоро народ из Жилина и Мценска набежит”.

МОНО БЕЗ MONEY

Упомянутые Льгов, Хомутовку, Железногорск, Мценск, Жилино в общий список включила кризисная приставка “моно”. Впрочем, в центральной полосе России она обосновалась задолго до осени 2008 года. Отечественные мини - небольшие населенные пункты - давно превратились в монообъекты, не имеющие money (англ.: деньги) и возможности трудоустроить 50-60% своих обитателей. Провинциалы не первый год ездят на заработки в Москву. Катаются целыми семьями, а то и улицами. Представляете, только охранников - уроженцев Орловской области - в Москве сейчас девять тысяч человек. А торговцев, гувернанток, водителей, стремящихся в столицу ради окладов в 30-45 тысяч рублей, кто сосчитает? И кто суммирует потери, понесенные российскими “моногородами-кочевниками” в результате экономических реформ? Почему “кочевниками”? Да потому, что люди в них живут, как цыгане в таборе или как монголы при Чингисхане.

И если бы проблема ограничивалась одним лишь Черноземьем!

Во владимирской Судогде (с населением 15 тысяч человек) еще три-четыре года назад действовали завод стекловолокна “Красный химик”, хлебокомбинат, прядильно-ткацкая фабрика “Первомайская”. До 2009-го предприятия закрылись, 1275 горожан, по словам руководительницы территориального центра занятости Елены Павлючковой, встали на биржу труда. Около 6 тысяч мужчин и женщин еженедельно “путешествуют” в областной центр и Москву - ближе работу не найти.

Родители уезжают, за их детьми в отсутствие мам и пап следят бабушки или знакомые. “У судогдян нет другого выхода, - жалеет земляков директор средней школы №2 Нина Бирюкова. - В нашем учебном заведении 20-30% ребят тоже видятся с отцами и матерями в лучшем случае пару часов в день (если взрослым повезло трудоустроиться во Владимире) или раз в неделю (если большие зарабатывают в столице). Школа расположена в особом микрорайоне, построенном для специалистов “Красного химика”. Завод разорился, и многоэтажки вмиг опустели. В будни во дворах, кроме пенсионеров и подростков, никого не встретишь. А выходные мамочки тратят на стирки, готовки, уборки. Конечно, детям не хватает внимания, заботы, ласки. Разлуки влияют на психику. Но тут ничего не поделаешь - ведь без денег семьи совсем не выживут”.

“Не каждая бабушка способна справиться с ребенком 12-13 лет. За ними разве уследишь, - соглашается с коллегой директор школы №1 г. Судогды Наталья Гаврилова. - Выручают классы продленного дня - до вечера за мальчишками и девочками приглядывают педагоги, а ночуют учащиеся дома. Мы стараемся, чтобы дети не чувствовали себя одинокими. А вот мам жаль: работать-то они работают, но с больными за маленьких сердцами”.

Вряд ли Судогде нравится роль “моногородка-кочевника”. Разве это жизнь? Утром - рейсовый автобус до Владимира или Гусь-Хрустального, днем - нервотрепка: “Как там без меня сын (дочь)?”, поздно вечером - снова дорога. Работающие в Москве возвращаются домой лишь по пятницам, снимают самые дешевые комнаты и плохо питаются, чтобы сэкономить деньги на покупки для детей.

“Такие поселения, как наше, существуют в ритме, заданном государством. Российская экономика от Судогды не слишком зависит, но Судогда от экономики - очень, - считает сотрудница городской администрации Любовь Деминская. - Люди попытались в условиях кризиса заняться малым бизнесом - не получилось. Фирмы и пилорамы закрываются, народ потихоньку разбегается. Моногорода зависимы от старых предприятий. Почему нельзя их переоборудовать, реанимировать? Без них не будет стабильности. И счастья у людей не будет”.

ГДЕ НА РУСИ ЖИТЬ НЕХОРОШО?

Институт региональной политики относит к монофункциональным 460 отечественных городов и 332 поселка. Это примерно 25 миллионов человек. Несложно сообразить, по скольким людям ударили экономические новации последних лет. Наследие советского прошлого (промышленность, сельское хозяйство) в начале 2000-х разбазарили чиновники регионального и федерального уровней. Приватизации, коммерциализации и другие “..ции” привели к полному развалу предприятий и надолго опустошили местные бюджеты и личные кошельки россиян.

В 2010 году государство планирует потратить на поддержку моногородов 20 миллиардов рублей. Как, полагаете, хватит 20 миллиардов на 25 миллионов человек из почти 800 населенных пунктов?

В монопоселке имени Максима Горького все той же Владимирской области в этом сомневаются. Здесь ситуация развивается по сюжету известной пьесы писателя-”буревестника” “На дне”. Ночлежкой Костылева впору именовать местную прядильно-ткацкую фабрику. В прежние времена (до 2009 года) она обеспечивала работой 450 человек. Цифра весомая, если учесть, что в поселке проживают всего 2400 человек и 1600 из них - трудоспособные граждане.

“Теперь у нас 1300 безработных. Примерно 800 человек пытаются найти вакансии в Москве, Владимире, Коврове, - огорчается заместитель главы поселковой администрации Юлия Уманова. - Прядильную фабрику выкупила какая-то вьетнамская фирма. Затеяла восстановительные работы, но ничего у вьетнамцев не получилось... Народ в течение года сидит без денег и перспектив, но продолжает надеяться, что государство разберется с собственниками предприятия, обновит оборудование, окажет поселку финансовую поддержку. Конечно, в Москве можно заработать больше, чем на периферии, но такие скитания, знаете, до добра не доведут - семьи уже распадаются, дети при живых родителях сиротствуют”.

В орловском поселке Жилино поездки мужчин и женщин “за длинным рублем” стали нормой. Не обсуждаются и не осуждаются. Две недели взрослые проводят в столице, две - дома. Работают в московских фирмах охранниками. Получают по 15-17 тысяч рублей в месяц. На малой родине зарабатывали бы по 5-6 тысяч. Но из-за кризиса и с такими окладами вакансий не сыскать. Поэтому неудивительно, что 26 недель в году, кроме детей и стариков, в Жилине нет ни души - Первопрестольную папы, мамы сторожат.

Во владимирской Судогде - похожий календарь.

“У меня обе дочери в Москве работают. Благодаря им от пенсии до пенсии дотягиваю. Из 4000 рублей 3500 сразу отдаю за квартиру. Если б дети туда-сюда не мотались, по миру пошла б, - сокрушается пенсионерка Нина Андросова. - Работать в Судогде негде, а цены в магазинах, как в мегаполисе. Мы с подругами за продуктами во Владимир ездим - дешевле выходит. Все у нас в стране не по-людски”.

В 2015 году в России, по словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Станислава Наумова, не останется ни одного моногорода, зависимого от крупных градообразующих предприятий. Их ждет очередная “..ция” - диверсификация, то есть одномоментное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства. Интересно, за счет чего? По оценкам Института региональной политики, для перевода монофункциональных городов и поселков на “новые экономические рельсы” стране понадобится как минимум 300 миллиардов рублей. Думаете, государству нужны такие расходы? Скорее всего, оно решит, что куда проще забыть о существовании почти 800 населенных пунктов, чем помогать им выживать.



Анна Бессарабова








Просмотров: 855
Поделиться
Следующая новость Роды на дорогах


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.