Сегодня 20 января 2017 г., пятница, 02:38USD 59.35 +0.1691EUR 63.18 -0.0449
Статьи газеты «Мир новостей»

Великое переселение безработных в России

16 мая 2013
hits 1428
Великое переселение безработных в России

От слов о необходимости реанимации моногородов страна перешла к делу. С подачи Роструда и Минсоцразвития начат эксперимент: около трех тысяч безработных жителей Тольятти решено перевезти в городок Тихвин, что в сорока километрах от “революционного” Пикалева. Бывшие сотрудники АвтоВАЗа и жители Ленинградской области, страдающие от нехватки денег и вакансий, сочли проект неудачной шуткой. Однако им объяснили: “Все серьезно. Это старт общероссийской переселенческой программы”.

Узнав, что за пару-тройку месяцев немалую часть одного города собрались “катапультировать” в другой, в десять раз меньший по территории и населению, мы позвонили в Тольятти: “Слышали, вас ждут на вагоностроительном заводе в Тихвине. Когда отправляетесь?”

- Такое только в рекламе бывает: “Для вас чистота дороже денег? Тогда мы идем к вам”, - ворчит старожил Автограда Сергей Мизрухин. - То-то Тольятти от ставших ненужными людей очистится. Да и безработным в Пикалеве веселее будет - народу на биржах труда прибавится. Ну что вы, никто из вазовцев в Тихвин по доброй воле не поедет.

- Поехать-то, может, и поедут, - задумчиво произносит председатель независимого профсоюза “Единство” (Тольятти) Петр Золотарев, - но при условии, что им посулят зарплату тысяч по сто в месяц. На меньшее народ не согласится.

Авторы программы переселения надеются заманить бывших работников АвтоВАЗа в Тихвин ежемесячным окладом 25-30 тысяч рублей. Говорят, эта сумма равноценна уровню квалификации машиностроителей.

- До весны на АвтоВАЗе сократят примерно 30 тысяч сотрудников. На предприятии останется 71 тысяча рабочих, - продолжает Петр Золотарев. - Многие уйдут на пенсию, в дочерние фирмы. Но переезжать в Ленинградскую область точно никто не захочет. Овчинка не стоит выделки.

Проект - детище Агентства по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов (АРИЖК). Поддержку обеспечивает финансово-промышленная группа ИСТ. Компания строит в Тихвине жилье для приезжих и готовит к открытию предприятие по производству вагонов.

По приблизительным подсчетам, АРИЖК может потратить на переселение тольяттинцев в Ленинградскую область 500 миллионов рублей. В штате вагоностроительного завода будут работать 3,5 тысячи человек. В конце 2010 года ИСТ сдаст в Тихвине 2800 квартир. С цифрами вроде все в порядке, но...

ВСЕ ПОРТИТ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС

Ключевое слово здесь конечно же квартиры. В нашей стране жилье - тот самый якорь, который держит людей на месте намертво. Именно по этой причине сошла на нет начатая несколько лет назад программа перераспределения трудовых ресурсов (читай: безработных) из трудоизбыточных регионов туда, где остро не хватает рабочих рук. И переезд потенциальным переселенцам обещали оплатить, и переобучение на новые востребованные специальности за казенный счет организовать, и много чего другого. А вот извечный жилищный вопрос решить так и не смогли. И - не пошло, вернее, не поехали.

Так что, может, зря так пессимистично настроены наши тольяттинские собеседники? Чего сидеть без всякой надежды на трудоустройство в родном городе с агонизирующим автогигантом? А в Тихвине пусть и не заоблачную зарплату, но обещают. И квартирами обеспечат.

Только вот на каких условиях? Обещаний мы уже наслушались и цену им знаем. Вот и переселенцам из Киргизии, полгода назад откликнувшимся на призыв губернатора Калининградской области Георгия Бооса и перебравшимся в Россию целым трудовым коллективом сахарного завода, много чего сулили. Сто наших зарубежных соотечественников разом поменяли место жительства, а через месяц поняли, что по-настоящему “янтарный край” в них не заинтересован. Теперь у них нет ни домов, ни прописки. В общагах - грязь, зарплата - крошечная. (“Мир новостей” подробно рассказывал об их злоключениях.) Ни региональные, ни федеральные власти приезжим не помогают.

В Тихвин тоже зовут “на перспективу”. Квартиры согласившимся на переезд вазовцам авторы программы предоставить обязуются. Но не сразу. “Первое время” предстоит ютиться в общежитии. Потом можно будет купить жилье по программе ипотечного кредитования. Или под залог прежнего, в Тольятти. Однако “первое время” - срок неопределенный. И кто из знающих российские реалии рискнет гарантировать, что временное не станет постоянным?!

Опять же моногород Тихвин существенно отличается от моногорода Тольятти. Последний имеет мощную социальную инфраструктуру. А на весь Тихвинский район всего 19 школ, катастрофически не хватает детских садов. Кинотеатров в городе нет, на единственной концертной площадке почти не бывает “культмассовых мероприятий”. Есть больничный комплекс, но в дефиците кадры. Из достопримечательностей - церковь да монастырь. По уровню безработицы (2,6%) район занимает четвертое место в регионе - на учете в центре занятости состоят 1100 человек. Любопытная альтернатива для уволенных сотрудников АвтоВАЗа, не правда ли?

Так ради чего бросать все - квартиру, родственников, знакомых, привычный быт - и уезжать за тридевять земель? Ради зарплаты в 30 тысяч рублей и комнаты в общаге? Хотели бы мы взглянуть на того, кто отважится на подобный шаг в здравом уме и трезвой памяти.

- Тольяттинцы даже на олимпийские стройки в Сочи не поехали бы, не то что в Тихвин, - уверен социолог Андрей Балин (Тольятти). - Вазовцы убеждены, что государство ни при каких обстоятельствах их не бросит, так или иначе восстановит завод. И деньги огромные в предприятие вливаются, и льготы на приобретение вазовских моделей продлеваются. А тогда зачем убегать? Вторая причина - профессиональная самооценка. До сих пор они делали сложную потребительскую продукцию, а теперь специалистам предлагают клепать колесные пары к вагонам. Да и с точки зрения экологии, природных и социальных условий Тихвин тоже непривлекателен для тольяттинцев. Люди не считают переселение выгодным вариантом. Оно потребует больших затрат и ничего не даст взамен. Мужчины после 30 лет с семьями (а проект как раз на эту аудиторию и нацелен) рисковать не будут. Им есть что терять.

ДЕПРЕССИЯ В КВАДРАТЕ

Социолог Андрей Балин удивляется: зачем понадобилось “скрещивать” два депрессивных города? Неужели в Ленинградской области мало своих безработных? Разве нельзя бороться с кризисом без географических анекдотов?

“Квалификация специалистов Ленобласти не отвечает требованиям запускаемого в Тихвине вагоностроительного завода, - сообщила “МН” пресс-служба финансово-промышленной группы ИСТ. - Предприятию нужны инженеры, рабочие, есть вакансии в отделах конструкторского и технологического сопровождения, планирования производства. На нем будут осваиваться иностранные технологии, роботизированные линии, людей планируют отправлять на обучение за рубеж. А у вазовцев есть необходимая начальная база”.

- Тогда почему руководящий состав для вагоностроительного набирают из наших бывших управленцев? - замечает председатель профсоюза “БазэлЦемент-Пикалево” Светлана Антропова. - Здесь, в Пикалеве, они все с треском провалили, а теперь в Тихвин рванули. А вот рядовым пикалевцам не предлагали подавать резюме на вакансии нового предприятия. Хотя, думаю, их без проблем можно было бы обучить работе на конвейере. Тут, видимо, другой интерес: местным жилье не продашь, а приезжим волей-неволей придется квартиры покупать.

Уровень безработицы в Пикалеве по-прежнему 5,3%. Градообразующие заводы возобновили работу, но снизилась зарплата у сотрудников - до 8-14 тысяч рублей. Для них 25-30 тысяч не просто хорошие деньги, а очень хорошие.

Не лучше ситуация в Подпорожском и Кингисеппском районах области. И у ближайших соседей - в Республике Карелия - каждая вторая семья сегодня числится на бирже труда.

- А в Тольятти, по статистике, на каждую семью приходятся одна-две машины и дача, - сравнивает моногорода социолог Балин. - Вазовцы - кредитоспособны.

Видимо, кредитоспособность и является главным “переселенческим” фактором. У жителей Карелии и Ленинградской области денег на участие в эксперименте нет.

«РОССИЯ ВСЕ ЖЕ НЕ ЕВРАЗИЯ, ОНА СКОРЕЕ АЗИОПА»

- Наш район - принимающая сторона, но к разработке программы переезда тольяттинцев местную администрацию не привлекали, - говорит заместитель главы Тихвинского района по социальным вопросам Елена Париевская. - Мы следим за строительством жилья - 14-, 9- и 5-этажных домов. Контролируем работы по восстановлению детского сада. Недавно были на роскошной презентации проекта.

По свидетельству Париевской, Тихвин - город мигрантов. При советской власти на местные заводы вербовали рабочих из других регионов. Так что партия “лимитчиков” 2010 года, уверена чиновница, не будет испытывать дискомфорта.

- Точно не будет, потому что никто никуда не поедет, - смеется профсоюзный лидер из Тольятти Петр Золотарев. - Программа переселения - это выброшенные деньги.

Роструд и Министерство социального развития неоднократно жаловались президенту России на “немобильность” соотечественников. Дескать, вон в Америке, Англии, Франции народ запросто кочует из города в город, а наш сидит сиднем, с места его не сдвинешь.

- Так в Европе, США все города имеют равные социальные условия, это единое пространство. Мигрируя, человек ничего не лишается. Наоборот. Он соглашается на зарплату, в два раза превышающую прежнюю. И бытовых проблем при этом у него как минимум не прибавится. Снять дом, сходить к врачу, нанять няню для ребенка - там, на Западе, пустяки, а не бедствие, как в России, - делится своими соображениями социолог Андрей Балин. - Мы не Европа. И не Азия. В нашей стране марш-бросок ради сомнительной вакансии если не полный идиотизм, то точно большой риск.

Анна Андреева


Просмотров: 1428
Поделиться
Следующая новость Тупой платит дважды


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.