Сегодня 24 марта 2017 г., пятница, 09:16USD 57.52 -0.1132EUR 62.09 -0.1740
Статьи газеты «Мир новостей»

Последняя гордость страны

16 мая 2013
hits 953
Последняя гордость страны

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКОЙ?

2011 год объявлен президентом России Дмитрием Медведевым годом отечественной космонавтики. В апреле исполнилось 50 лет первому полету Юрия Гагарина в космос. Есть чем гордиться. К сожалению, эта гордость относится к прежним достижениям. С начала юбилейного года произошло уже шесть серьезных происшествий в российской космической отрасли. Последнее случилось 24 августа, когда упал считавшийся сверхнадежным «Союз». Эта авария показала, что в юбилейный год российская космонавтика окончательно сдала свои позиции.

ПОСЛЕДНИЕ БАСТИОНЫ

Упавшая в августе ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс» без всяких условностей являлась последним бастионом российской космонавтики. Созданные более 40 лет назад, они сегодня главные космические извозчики.

После аварии «Союза» функционеры от Роскосмоса поспешили заявить, что техника в аварии не виновата. Мол, во всем виноват пресловутый человеческий фактор. Позже в прессу утекли сведения, что «Союз» взорвался из-за того, что «какой-то идиот перелил в баки ракеты топлива». А система контроля, разработанная украинскими смежниками и недавно внедренная на «Союзе», не среагировала на этот перелив.

- Вся российская космонавтика держится на достижениях советского периода, - говорит мне бывший конструктор РКК «Энергия» доктор технических наук Андрей Федорович Тихонов. - Новые разработки есть, но мы элементарно не можем довести их до практического использования.

Андрей Федорович обращает мое внимание на серию аварий с малыми ракетными носителями в середине 2000-х - «Волна», «Днепр», «Рокот».

- Самый ожидаемый военный проект «Булава» уже разрабатывается почти 15 лет, и до сих пор конца не видно. В следующем году будет ровно 20 лет, как мы бьемся над проектом «Ангара», которая должна заменить «Союзы» и «Протоны». В этом году на МАКСе показали лишь макет «Ангары», а первый испытательный пуск назначен только на следующий год, - продолжает Андрей Федорович. - И неизвестно, как она полетит, потому что главная проблема, как я уже говорил, - космическая отрасль России теряет свой научно-технический потенциал, теряет опытных сотрудников, а вместе с ними и возможность создавать и внедрять новые технологии. Вы, например, знаете, что цеха «Энергомаша» (это наиболее успешное предприятие космической отрасли России, где производят двигатели для «Союзов» и «Протонов») не модернизировались с конца 80-х? Сейчас они продают двигатель РД-180 американцам, но это тоже разработки сорокалетней давности. А сможет этот завод производить принципиально новые ракетные двигатели? Я очень в этом сомневаюсь.

ПРОБЬЕМ КУВАЛДОЙ ДОРОГУ К ЗВЕЗДАМ

Нужно сказать, что тревожные звонки раздавались уже давно. Например, год назад «Союз» с экипажем несколько часов не мог отстыковаться от МКС. Позже выяснилось, что под кожухом стыковочного блока спускаемого аппарата обнаружилась посторонняя деталь - шестеренка, которую там забыл кто-то из сборщиков. А несколькими месяцами позже упал в океан «Протон-М» вместе с тремя спутниками ГЛОНАСС на борту стоимостью 50 миллионов долларов. Официальное расследование показало, что один из разгонных блоков ракеты оказался с дефектами, ОТК попросту не протестировал его. Неофициальные же источники в РКК «Энергия» сообщили «МН», что это довольно распространенный случай, когда на сборке ставятся блоки, поступившие от смежников без соответствующего тестирования. Сегодня у РКК «Энергия» попросту нет средств, чтобы закупать новые стенды для испытания всех узлов и агрегатов.

Почему это происходит? Потому что сегодня головное предприятие космической отрасли России, РКК «Энергия», которое отвечает за пилотируемую программу, находится в тяжелом финансовом состоянии.

- Что происходит? - рассказывает «МН» бывший генеральный конструктор «Энергии» академик РАН Юрий Павлович Семенов. - Для того чтобы построить «Прогресс», который полетит через два года, корпорация вынуждена брать кредит в коммерческом банке. Все дело в системе финансирования. В США, например, старт каждого «Шаттла» был прописан отдельной строкой в бюджете. У нас деньги просто выделяются Роскосмосу, а дальше они начинают растекаться по бесчисленным посредникам. И никто за это не отвечает. О каком развитии мы можем говорить?

Вот и получается, что современную сверхсложную космическую технику вынуждены производить на оборудовании в лучшем случае 80-х годов.

Когда в декабре прошлого года упал «Протон», выяснилось, что из-за нехватки средств РКК «Энергия» не смогла застраховать груз стоимостью 50 миллионов долларов. Тогда президент Медведев впервые обратил внимание на состояние дел в космической отрасли и уволил руководителя Роскосмоса. Но это пока единственный случай.

- Мы уже сегодня отстали на 10-15 лет прежде всего потому, что у нас не обновляются производственные фонды, - говорит Андрей Федорович Тихонов. - Тот же «Союз» постоянно модернизируется, базовая конструкция хоть и остается прежней, но на него ставятся современные блоки. А у нас нет элементарного оборудования, чтобы проконтролировать все параметры установки. Я уже не говорю о том, что средний возраст сотрудников «Энергии» приближается к 50 годам.

«Провал наземного сектора ГЛОНАСС - трагический итог развала оборонно-промышленного комплекса и деградации нашей электронной промышленности.»

Академик Борис Черток






А ГДЕ ПРОРЫВ?

Как рассказал «МН» легендарный академик Борис Евсеевич Черток, последний из оставшихся в живых соратников легендарного Королева, основные достижения современной космонавтики связаны, как ни странно, с пилотируемыми полетами. С точки зрения фундаментальной науки больше всего пользы здесь принесли исследования с помощью автоматических спутников. Но в 2000-х годах после ряда неудач российская марсианская программа была тихо свернута. Второй по значимости для человечества технологический прорыв в космосе связан с системами дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) и созданием глобальных систем навигации и связи. И если с первым (ДЗЗ) по умолчанию у нас вроде все в порядке (по умолчанию, потому что это военные системы, о которых мало что известно), то с отечественной системой навигации ГЛОНАСС, которую считают настоящим прорывом России в будущее, не все так просто. У академика Чертока своя точка зрения:

- В России разработана своя навигационная система ГЛОНАСС. Ее потенциальные возможности практически не уступают американской системе GPS. Но у нее было слабое место - недолговечность спутников. Провал наземного сектора ГЛОНАСС - трагический итог развала оборонно-промышленного комплекса и деградации нашей электронной промышленности. Это сильно сказывается на всей нашей космонавтике. Громкая риторика и реклама ошейника для собаки нам не помогут. Быстро исправить ситуацию будет невозможно.

В частности, великий ученый, которому в этом году исполнилось 99 лет, говорит о том, что спутники ГЛОНАСС имеют срок эксплуатации всего несколько лет и проектировались еще в 70-е годы под совершенно другие задачи. Сегодня в завершающей стадии находятся работы над спутником-долгожителем «Ураган-М», созданным специально для ГЛОНАСС. Однако руководством страны в 2007 году было принято решение развернуть систему, не дожидаясь окончания работ над «Ураганом». В итоге мы имеем ненадежную, недолговечную систему навигации с затратами в несколько миллиардов долларов.

О БЕДНОМ «БУРАНЕ» ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Пожалуй, нагляднее всего иллюстрирует состояние российской космонавтики гибель НПО «Молния», построившего легендарный «Буран». В апреле, аккурат к юбилею полета Гагарина, американцы произвели первый успешный пуск беспилотного орбитального самолета ХС-37. На орбиту самолет вывела новейшая американская ракета «Атлас», в которой используются российские двигатели РД-180. Обидно до слез, потому что наша страна построила и испытала подобный проект еще в 1976 году - проекты «БОР» и «Спираль». Американцы свой ХС-37 начали разрабатывать в начале нулевых, когда российское уникальное НПО «Молния» уже предложило готовый проект и практически рабочую модель орбитального многоцелевого самолета «МАКС», по сути облегченную версию «Бурана».

- Про «Буран» в 90-е годы было сказано много несправедливых слов, - рассказывает мне один из конструкторов советского «челнока» Сергей Николаевич Семенов, ветеран НПО «Молния». - А ведь по многим характеристикам он превосходил «Шаттл». У «Бурана» была на 6 тонн больше грузоподъемность. Ракета «Энергия» была сконструирована как универсальный носитель. Я уже не говорю о системе беспилотного возвращения. Американцы это смогли сделать только сейчас. При этом у нас был уже готов «челнок» следующего поколения - «Ураган». Если бы этот проект был доведен до конца, мы бы уже лет десять совершали пилотируемые полеты на Луну. Про проект «Спираль» и «МАКС» я даже не говорю. Чтобы «МАКС» летал, нужно-то было несколько десятков миллионов долларов. Тогда пожадничали, а сегодня у американцев уже есть аппарат, способный преодолевать нaши хваленые С-400. А у нас ничего подобного нет.

- При этом НПО «Молния», созданное специально под разработку подобных проектов, объявлено банкротом, - говорит мне Семенов.- Сумма дебиторской задолженности - 600 миллионов рублей. При этом одних площадей в собственности НПО почти 100 тысяч кв. метров. Уникальное оборудование разворовывается. Уже разворована уникальная интеллектуальная собственность - сегодня за НПО числится всего 5 патентов. А были десятки тысяч - наши конструкторы создали целые направления в космических технологиях. Где все это? Тратить миллиарды на Олимпиаду и не найти денег на уникальное предприятие - это безумие в масштабах страны.

Марат Хайруллин
"Мир новостей"


Просмотров: 953
Поделиться
Следующая новость Батареи просят тепла


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.