Сегодня 19 января 2017 г., четверг, 18:06USD 59.35 +0.1691EUR 63.18 -0.0449
Статьи газеты «Мир новостей»

Американцы утащили наших детей в свою мифологию

16 мая 2013
hits 640
Американцы утащили наших детей в свою мифологию

О проблемах детского и подросткового кино Владимир Грамматиков знает не понаслышке. За 40 лет работы в кинематографе он снял хиты “Усатый нянь”, “Шла собака по роялю”, “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”, “Мио, мой Мио”, “Маленькая принцесса”... А также сюжеты для киножурнала “Ералаш”. Президент Международного фестиваля детских фильмов в “Артеке”, Фестиваля визуальных искусств в “Орленке”. А сейчас возглавляет Всероссийский форум детского и юношеского экранного творчества “Бумеранг”. С вопросами, каким должно быть детское кино, к мэтру обратился наш корреспондент.

- Владимир Александрович, наверное, очень трудно снимать детское кино: дети-актеры быстро устают, их внимание трудно удерживать. У вас такого ощущения никогда не возникало?

- Работа с детьми требует от режиссера совершенно других затрат энергии. Одна из последних моих работ - сериал “Горыныч и Виктория” с Володей Ильиным, Гурченко, Ахеджаковой, Ясуловичем и Филозовым. Какое удовольствие работать с хорошими актерами, которые все понимают с полуслова... С маленькими детьми, конечно, сложнее, но зато они способны передавать необыкновенно искренние чувства. Самый проблемный возраст - это подростки. Им нельзя врать и огульно критиковать, дескать, вы проститутки, наркоманы, не давая совета, как помочь и вырваться из неблагоприятной среды. Разговор о подростковых проблемах нужно облекать в занимательную и близкую им форму.

- Почему в последние годы практически нет подросткового кино?

- Дело в том, что киношники боятся входить в эту зону высокого напряжения. Туда нельзя вторгаться только со своими творческими изысками и пусть даже правильными концепциями. Там надо болеть и сострадать. А сверхзадачей должно быть только одно: помочь. Это сложный и неблагодарный путь, где успех не гарантирован. Зачем крупному режиссеру так рисковать? Но самое главное, что таким кино не хочет заниматься ни государство, ни телевидение.

- Почему же западные кинематографисты по этой “зоне” двигаются вдоль и поперек?

- Там это основной бизнес. В современные “долби”-звуковые кинотеатры с чипсами и орешками ходят дети от 12 до 18 лет. Спилберг построил целую империю на знании детской и подростковой кинопсихологии.

Теперь и в российских кинотеатрах жестко запрограммирован американский прокат. Это экспансия. Но мы делаем вид, что ничего страшного не происходит. А как российской детской картине проникнуть в отечественный кинотеатр? Сегодня это практически невозможно.

- Зачем тогда производить продукт, который не можешь продать?

- Если так рассуждать, то нужно закрывать отрасль. И наши детишки будут смотреть только западное кино. Если мы не будем производить ничего своего, то наши студии превратятся в дешевые услуговые базы для европейских или американских кинокомпаний.

Американцы утащили наших детей в какие-то галактические, неведомые дали или в свою национальную мифологию. И наши дети вдруг стали “пришельцами” в своей стране. А нам важно развивать в них самосознание и любовь именно к своей стране. А не к чужой. И мы обязаны это сделать.

- Но как?

- Американцы вернули себе зрителя через семейный фильм. Это была мощная идеология государства. На первое место вышла Семья. Вторую строчку заняло Здоровье. А Государственность оказалась только третьей. И кинематограф тут же откликнулся. Вы думаете, это случайно? С экранов исчезли бугаи-супермены, уступив место обычным обывателям, которые поначалу представлены неудачниками, а к финалу становятся победителями жизни. Вот вам пример, как американское государство приняло стратегическую программу и воплотило ее в жизнь, в том числе и с помощью кино. А мы за эти годы единственно чего добились, так это создали бесстыдный тезис личного благополучия.

- А подойдет ли нашему кино одежда с чужого плеча?

- В том-то и дело. У нас несколько другие проблемы. Нам не так легко объяснить подростку, что деньги - это еще не все в жизни. Сейчас любой пацан от Уренгоя до Чопа твердо уверен: если у него будут деньги, то он получит все, что захочет. И, как он считает, будет счастлив. За последние годы развилось столь неуважительное отношение к образованию и учителям, что подросток думает: а на фига оно мне надо, я спокойно проживу даже и без аттестата зрелости. И мы должны объяснить, что сейчас проходит очень короткий фрагмент его жизни. Потом все изменится. И кино в силах помочь в решении этой и многих других задач.

- Как вы относитесь к таким детским сказкам, как “Шрэк”, основанным на штампах голливудского кино для взрослых?

- Как бы я ни относился, но мои внуки смотрят это с интересом и все намеки “считывают”. Но нельзя просто запретить “Шрэк”. Нужно создавать альтернативу, что-то свое. Попытки есть. “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”, “Князь Владимир”, “Карлик Нос”... Что-то еще нужно менять, укрупнять, но это уже самостоятельный путь. На основе популярных мультфильмов формируют компьютерные игры, приносящие их производителям и дистрибьюторам баснословные доходы. Эта отрасль нами проиграна Западу вчистую. Российские дети играют западными персонажами. Все вроде бы условно, но с очень серьезной подоплекой и последствиями. Поэтому нам с Западом конкурировать нужно. Пусть это будут кулачные бои Ильи Муромца или взгляд из танка Т-34 на Сталинградскую битву. Наши персонажи должны биться и побеждать.

Анатолий Стародубец


Просмотров: 640
Поделиться


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.