Сегодня 24 мая 2017 г., среда, 11:09USD 56.55 0.0564EUR 63.61 0.4476
Статьи газеты «Мир новостей»

На хутор бабочек ловить

16 мая 2013
hits 885
На хутор бабочек ловить

В российской глубинке все активнее развивается сельский туризм. Но в большинстве регионов он пока похож на игру в жмурки. С той лишь разницей, что глаза завязаны у обеих играющих сторон - того, кто ищет, где отдохнуть, и того, кто этот отдых готов предложить.

ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА

Одними из родоначальников возрождения агротуризма в Ленинградской области стали братья Богатыревы. В 1990-е годы они, некогда городские жители, в числе фермеров первой волны получили землю в Лужском районе и начали хозяйствовать. Брались за многое, но постепенно определилась специализация - братья занялись заготовкой и продажей кормов. Но траву можно было косить два, от силы три месяца в году. А что делать остальные девять? Сидеть на печи и жевать калачи? Так на них еще заработать надо.

В остальное время будем продавать горожанам воздух, решили братья. Имея в виду не пустые, герметично закрытые баночки, какие втюривали некогда обалдевшим от моря отдыхающим предприимчивые одесситы, а самый настоящий деревенский воздух, насыщенный ароматами трав и цветов, вкупе с окружающей природой - лесом, озером, речкой, приправленный национальными традициями - банькой по-черному, квасом, гармошкой, пляской, песнями и прочими забавами. Взяли в кредит денег, и на фундаменте старой разрушенной мельницы на речке Черной стали строить первый гостевой дом. Впоследствии их туристическая база так и стала называться - “Мельница на Черной речке”.

Каким внутренним чутьем они угадали, что вскоре все это будет востребовано? Ведь примерно в то же время туроператоры Питера сбивались с ног, мечась по области в поисках - что бы этакое предложить городским клиентам, пожелавшим провести выходные или праздники на свежем воздухе? Места в пансионатах расходились быстро, да и были они дороговаты для горожан среднего достатка. А тут - старая мельница на речке, романтика, и цены более чем приемлемые.

Группа, которая впервые приехала на отдых в Лугу, и помогла братьям выплатить кредит, взятый ими на строительство. Новые деньги от новых гостей Богатыревы пустили уже на расширение своего предприятия. А сегодня здесь целый туристический комплекс с бильярдной, настольным теннисом, залом отдыха, круглый год подаются на стол экологически чистые продукты с натурального фермерского хозяйства: овощи, мясо кролика, мед, клубника. И за все это удовольствие надо заплатить около тысячи рублей с носа в сутки.

АВСТРАЛИЯ НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ

В те же 90-е годы приехал на Карельский перешеек в Выборгский район и Владимир Алкснис. Да не один, а с группой друзей - ученых-геологов, ходивших еще недавно вместе в экспедиции, но оказавшихся с перестройкой невостребованными, так как изыскательские работы в ту пору были никому не нужны. Приехали семьями, с чадами и домочадцами. Геологи были наивны. Они полагали за несколько лет заработать на болотистой ленинградской земле кучу денег, купить яхту и всю оставшуюся жизнь путешествовать по белу свету.

Через год стало ясно, что денег на земле не заработать не только на яхту, но и на более-менее сносную жизнь. Первыми покинули так до конца и не обжитую ферму в лесу, в ста километрах от Петербурга, жены геологов, называвшие себя декабристками. За ними уехали и сами геологи. В лесу на Карельском перешейке остались только Владимир и его жена Ирина. Сажали картофель, разводили коров, свиней. И птиц - гусей, индеек, ушастых охотничьих фазанов, цесарок, голошеих кур. Владимир мечтал еще о страусах. Почему именно о страусах, он и сам толком не знал. Быть может, так трансформировалась недавняя мечта о яхте. Но она, как болезнь, раз захватив, уже не отпускала.

Словом, однажды в сырых ленинградских лесах рядом с побережьем Финского залива появились диковинные южные птицы. И не только выжили здесь, но и прижились, стали нести яйца, выводить птенцов.

Исподволь возникла идея формировать тургруппы и зарабатывать на этом хоть какие-то деньги. Туристам организовывали обзорную экскурсию по самой ферме, которая включала в себя рассказ о современной страусиной индустрии, истории разведения этих диковинных птиц на фермах, а также о других животных и, естественно, общение с самими животными!

Позже экскурсия по ферме продолжилась походом на линию Маннергейма, которая проходила неподалеку. Еще позже - экологической тропой через озеро и болото в лес.

Находившись и наигравшись до головокружения на свежем воздухе, туристы стали спрашивать: а нельзя ли чего-нибудь у хозяев покушать? Возникла потребность в столовой. И она сама собой решила проблему не только голодных туристов, но и самих фермеров, ломавших доселе голову, куда и кому сбыть выращенную продукцию. Теперь на гостевой стол, многократно увеличиваясь в цене, пошли и мясо, и овощи, которые Алкснисы продолжали выращивать на своих землях.

Нагулялись, наелись туристы, купили домой экологически чистых продуктов - и в обратный путь.

Потом приезжие стали спрашивать: а нельзя ли здесь переночевать, приехать на выходные или праздники, привезти из города семью на летний месяц? Ага, подумали Алкснисы, надо расширять не столько фермерское хозяйство, сколько туристические услуги. И на фундаменте, предназначенном поначалу для свинарника, принялись строить гостевой дом. Ферму назвали “Австралийский хутор”. Дело пошло...

- Сельский туризм набирает популярность не только потому, что кризис заставил многих пересмотреть традиционную формулу летнего отдыха: солнце-пляж-море, - говорит Владимир Алкснис. - Люди хотят и более наполненного времяпрепровождения.

По его мнению, агротуризм немногим отличается от дачного, который существовал ранее, когда люди снимали дачу на лето. Но существенная разница в том, что прибывшие на природу глава семьи и его жена, и так круглый год обремененная домашними хлопотами, могут полностью расслабиться. Всю заботу о госте берет на себя принимающая сторона: селит, кормит, ухаживает, предлагает услуги. И чем больше всяких разных услуг выдумает, тем больше будет ее доход.

ДОМИК “ПЯТЬ РОМАШЕК”

- И все бы замечательно, однако не хватает одного звена в стандартной схеме туристского воспроизводства, - считает представитель администрации Ленинградской области Татьяна Гаврилова, которая уже не первый год координирует развитие сельского туризма в регионе. - Есть производители услуги, есть потребители, но они никак не соединены между собой. Нет того, кто продает эту услугу, кто ее продвигает.

Головной болью для организаторов деревенского туризма являются цена за электроэнергию и большие налоги. Они и съедают основные доходы. А небольшая прибыль почти полностью уходит на содержание огородов, деревянных домов, скотины и экзотических животных. На рекламу средств нет, и единственным инструментом пиара остается сарафанное радио. Но, главное, некие расторопные люди все настойчивее пытаются увести этот новый пока для нашей глубинки, но, безусловно, перспективный бизнес в тень.

- На сегодня существуют три блока вопросов, - говорит Татьяна Гаврилова. - И если мы два из них - совершенствование законодательной базы и формирование стандартов обслуживания - решим, то третий - налогообложение - выстроится сам.

Пока же законодательная база значительно отстает от реальности. В ней нет даже такого понятия, как гостевой домик, потому часто налоговики уравнивают избушку без удобств с отелем, а пожнадзор, санслужба предъявляют к ним совершенно безумные требования. Кстати, в Польше, если ты в деревне сдаешь под проживание до десяти мест, то вообще под налог не подпадаешь.

Но и ставить на одну доску номер с санузлом, телевизором, душем и времянку с удобствами во дворе тоже нельзя. Необходимо, исходя из условий проживания и перечня услуг, провести градацию всех гостевых домов, используя для этого не звезды, как делается в гостиницах, а иную символику - елочки там, ромашки. Белорусы, к примеру, рисуют цапель. Но при этом сельский “отель” ни в коем случае не должен превращаться в мини-гостиницу. Его изюминка как раз и заключается в том, что он стоит на территории крестьянского или фермерского хозяйства, где можно сорвать с грядки клубнику, покормить поросят, подоить корову, испечь вместе с хозяйкой пироги, порыбачить на речке, а вечером у костра попеть песни под гармошку.

В Ленинградской области, которая сейчас является одной из базовых по развитию сельского туризма, его поначалу попытались монополизировать турфирмы - подмять под себя, оставляя крестьянину какие-то крохи. Но вмешалась областная администрация.

- Чтобы убрать этот бизнес из тени, мы прислонили его к крупным туристическим агентствам и информационным центрам, созданным на бюджетной основе, - делится опытом чиновница Гаврилова, некогда сама работавшая в одном из турагентств. - Там существует наработанная годами форма взаимодействия между производителями услуг и его реализаторами, по которой у туристического агента норма прибыли не может быть свыше 10 процентов.

А информационные центры, которые созданы на базе центров поддержки предпринимательства, готовы вообще взять на себя всю ответственность по уплате налогов за оказание туристических услуг крестьянскими семьями. Допустим, некая семья хочет попробовать себя в этой сфере и пригласить первых гостей. Зачем ей создавать юридическое лицо, совершать другие бюрократические действия, которые она не знает и боится как черт ладана? Достаточно лишь заключить договор с информационным центром. По такому договору семья обязуется раз, два, три или сколько пожелает раз за лето сдать свой домик под туристическое обслуживание, а ищет клиентов и платит налоги сам центр. Крестьянин же получает плату за аренду домика. По заранее установленным расценкам.

Один из братьев Богатыревых признался: в прошлом году исключительно на туризме заработал свой первый миллион. Нет, не долларов, а рублей, но тоже немало, если учесть, что это не просто доход, а чистая прибыль.

Александр Калинин
Ленинградская область


Просмотров: 885
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.