Сегодня 28 мая 2017 г., воскресенье, 09:46USD 56.75 +0.6859EUR 63.66 +0.6573
Статьи газеты «Мир новостей»

Экзамен на выживание

16 мая 2013
hits 686
Экзамен на выживание

Наше образование уже трясет от реформ. Переживут ли очередную миллионы школ в российской глубинке, которые не оправились еще от прежних новаций?

Когда образование перевели на так называемое нормативно-подушевое финансирование и деньги начали выделять в зависимости от числа учеников, сельские малокомплектные школы в борьбе за малооплачиваемую душу ребенка стали поглощаться более крупными районными одиннадцатилетками. Таким образом, начиная с 2001 года в стране было закрыто свыше 9 тысяч сельских школ, и, следовательно, умерли около 9 тысяч сел и деревень. То, что без школы село погибает, доказано практикой. И хотя ни Министерство образования и науки, ни правительство этот процесс официально не планировали, всячески открещиваются от своего участия в нем (дескать, решение принималось местными властями), но без негласной установки вряд ли началась бы такая вакханалия.

КОГДА МИНУСЫ ДАЮТ ПЛЮС

В Аткарском районе Саратовской области пошли не в ногу. Там не закрыли ни одну малокомплектную сельскую школу. Событие это никак не вписывается в общую картину по России.

Удалось это в первую очередь благодаря воле главы района Юрия Кошелева, которого единодушно поддержал весь депутатский корпус. И отстаивали они свое решение с цифрами и расчетами в руках.

К примеру, начальная школа в селе Средний Колышлей обходится бюджету в 302 тыс. рублей. Сюда входит зарплата учителя начальных классов, учителя иностранного языка, который, кстати, приезжает из райцентра, полставки технического работника, плата за свет, газ, тепло и т.д. Если ее закрыть, то бюджет вроде бы сэкономит 302 тысячи. Но цифра эта лукава. Чтобы возить детей в городскую школу, потребуется как минимум “газель” - она стоит 613 тыс. рублей. В селе держать машину негде, значит, придется ей ежедневно совершать четыре рейса по маршруту город - село. В год набегает 180 тыс. руб. только на бензин. Плюс 67,2 тыс. зарплата водителя. 80 тысяч - на медицинские, технические осмотры и различные договоры. В 50 тыс. обойдутся запчасти, резина, масла. Набирается 377,2 тыс. рублей. Уже больше, чем тратится сегодня. Даже не считая покупки машины. В последующие годы расходы на содержание и обслуживание машины вырастут еще на 150-200 тысяч. Это без учета ремонта, расчистки дорог, обеспечения безопасности перевозок детей. В итоге с 302 тыс. расходы уходят за миллион. Какая же тут оптимизация?

Расчеты аткарцев областных чиновников от образования если и не убедили, но заставили отступиться. Ладно, делайте, что хотите, однако в фонд зарплаты, кровь из носу, уложитесь. И расходы (где хотите, там и ищите) должны быть сокращены на 10 процентов.

Что ж, стали искать, как можно уменьшить расходы, не сократив людей. В первую очередь ликвидировали вакантные ставки или те, без которых можно было обойтись. Например, лаборанта, поскольку сейчас лабораторные работы проходят с помощью компьютерной графики, без колбочек и пробирок. Кого-то с двух или полутора ставок переводили на одну, технических работников со ставок - на половину, гардеробщиков стали нанимать на сезон. Резко менялись функциональные обязанности. Директор школы становился бухгалтером, экономистом, менеджером. Потому что если где-то просчитаешься, не уложишься в график расходов, то к концу года можешь оставить коллектив без зарплаты и будешь объясняться по этому поводу с прокурором. Обязанности по организации образовательного процесса полностью ложились на завуча.

Предметников, которых не хватает в деревне, нанимают в городских школах. Те помимо платы за уроки получают 25 процентов надбавки, как и все сельские учителя. И им хорошо, и бюджету выгодно. Все-таки дешевле возить учителя к детям, чем детей к учителю. В практику вошли подворные обходы. В селе Средний Колышлей, к примеру, на сегодняшний день насчитывается 17 детей до семи лет. Это будущее школы. Весомый аргумент в ее пользу. В селе Приречное 38 ребятишек учатся в школе и еще 40-45 - на подходе, пока ползают по лавкам или бегают по деревне. Считают даже беременных. Такая арифметика ведется во всех сельских округах. В ряде школ часть зданий отдали под детские сады (бывшие колхозные садики давно закрыты и разграблены), которые становятся не ведомственными и даже не муниципальными учреждениями, а структурными подразделениями самих школ. И они дают рабочие места как сокращенным педагогам, так и безработным жителям села. Кое-где одну крышу со школой делят библиотеки, администрации сельских поселений, конторы сельхозкооперативов. Фермеры и руководители СПК помогают “своим” школам стройматериалами, продуктами, транспортом, если надо отвезти детей на конкурс или олимпиаду. Покупают оборудование, пашут не только пришкольные участки, но и учителям огороды. Потому что понимают: не будет школы - не будет и села, и придется возить рабочих для своего хозяйства из города. Родители, получая за аренду своих земельных паев муку, половину отдают школе. Делятся своими припасами даже те, кто не имеет детей.

ЗАДАЧА С НЕИЗВЕСТНЫМИ

Да, в Аткарском районе Саратовской области не сокращено ни одной сельской школы. По программе “Дети России” во все учебные заведения подведен интернет, везде есть компьютеры и даже созданы свои сайты. Значит ли это, что битва за малокомплектную сельскую школу выиграна раз и навсегда? Увы, нет.

Платное образование глубинка с тотальной безработицей не потянет - это точно. А пока за два дня с заведующей отделом образования районной администрации Ольгой Бычковой мы объездили 6 сельских школ. Везде она напоминала одно и то же:

- Если бы на защиту школ не встал депутатский корпус и эту борьбу не возглавил глава района, ничего бы у нас не получилось. Они поддержали нас в самую критическую минуту. Но теперь сами нуждаются в вашей поддержке. И заключается она в том, чтобы доказать: образование в тех школах, которые хотели закрыть, но не закрыли, не хуже, а может, даже и лучше, чем в школах, куда хотели перевести детей. Если мы не пройдем летом аттестацию по результатам ЕГЭ, у нас не останется морального права дальше здесь оставаться. Это будет аттестация не столько ученика, сколько школы.

В деревне так все тесно переплетено, что не знаешь, что является причиной, а что следствием. Тезис, что, если умрет школа, умрет и село, - верен. Но так же верно и обратное: умрет село - умрет и школа.

Школа умрет и в том случае, если не будет детей. И без омоложения педагогических кадров. А омоложения не получится, если не строить жилье. Жилье нельзя построить без подъема экономики. Экономика не поднимется, если умрет деревня...

Такая вот сложная задачка со многими неизвестными. Удастся ли ее решить? А это уже вопрос выживания страны, нации. Или кто-то думает иначе?

Александр Калинин,
Саратовская обл.


Просмотров: 686
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Чемпионы у разбитого корыта


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.