Сегодня 25 мая 2017 г., четверг, 04:27USD 56.27 -0.2809EUR 62.92 -0.6986
Статьи газеты «Мир новостей»

Школа ненависти

16 мая 2013
hits 1793
Школа ненависти

Психологи констатируют: в нынешних школах многие учителя и ученики не любят, а то и ненавидят друг друга. В итоге со школьной скамьи в большую жизнь все чаще выпускаются озлобленные неучи, у 80% которых серьезные психические проблемы.

КОГО НЕНАВИДЯТ ШКОЛЬНИКИ

Официальные данные российской психиатрии таковы: психически нездоровыми приходят в школу около 30% детей, а выходят 80%. И если большая часть психических отклонений у первоклассников - врожденные, то у выпускников - приобретенные.

О психических и невротических расстройствах, которыми заболевают школьники в процессе обучения, говорят давно. Есть даже такой диагноз - «школьный невроз». Ребенок не хочет посещать школу, становится упрямым и раздражительным. С каждым может случиться. Но если раньше неслухов среди первоклашек можно было пересчитать по пальцам одной руки, то сегодня для школьников с психическими отклонениями впору создавать целые классы.

Причины называют разные - от недоношенности до частых конфликтов в семье. Однако, как показывают исследования, главным источником стрессов для школьников являются... учителя. Так, 35% опрошенных детей признались, что испытывают к нескольким педагогам (в лучшем случае к одному) «чувство глубокой ненависти». Даже непутевые родители не вызывают у детей таких сильных чувств. В том, что не любят мать, признались около 10%, отца - 25%.

ЗА ЧТО НЕНАВИДЯТ ШКОЛЬНИКОВ

Учителя жалуются: работать с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Нынешние школьники отличаются в основной своей массе равнодушием, цинизмом, вольнодумством и отсутствием дисциплины.

Учитель истории из Пятигорска Любовь Григошина приехала в Москву несколько лет назад - тогда педагогов в столице не хватало. В Ставропольском крае Любовь Григошина была человеком известным - написала немало исторических трудов, издала два поэтических сборника.

«Мне всегда было легко и просто общаться с детьми в нашей школе, - рассказывает Любовь Алексеевна. - На Кавказе ребенок даже если и учится плохо, то хотя бы ведет себя примерно. Он знает, чуть что - вызовут отца, а отец на Кавказе - авторитет!»

В Москве - другое дело. Если в Пятигорске Любовь Григошина проработала двадцать лет, то в столице и несколько месяцев показались ей адом: «Уволилась - не выдержала. Знания в Москве, я вам скажу, ничуть не выше, чем у нас в Пятигорске, - хорошо знают предмет в классе всего два-три человека. Зато в столице каждый школьник считает себя гением! А родители какого высокого мнения о своих детях... Только попробуй вызови родителя и сделай ему замечание. Вместо того чтобы наказать ребенка, мать или отец начинают оскорблять учителя: «Как? Вы сомневаетесь, что мой ребенок - вундеркинд?»

В позднесоветское время самоубийство учителя было чрезвычайной редкостью. Сейчас педагоги кончают с собой с пугающей периодичностью - так часто учителя сводили счеты с жизнью только в период сталинских репрессий. День знаний в этом году, например, ознаменовался сразу несколькими громкими самоубийствами учеников и учителей. В этой среде пики самоубийств приходятся как раз на 1 сентября и выпускной вечер. Причем на 1 сентября самоубийств традиционно больше: школьники боятся встречи с учителями и одноклассниками, которые издевались над ними в прошлом учебном году. А учителя выбрасываются из окон потому, что боятся учеников и директора школы.

35% опрошенных детей признались, что испытывают к нескольким педагогам (в лучшем случае к одному) «чувство глубокой ненависти». 60% учителей - что не любят своих учеников.

КТО НАЧАЛ ВОЙНУ В ШКОЛАХ?

В школах как будто идет вой­на: война учителей с учениками и учеников с учителями. И в этой войне, как во всякой другой, есть убитые и раненые.

Накануне нового учебного года психолог Марк Сандомирский опубликовал у себя в блоге исследование, которое так и называется «Анти - 1 сентября». Вот его результаты. В ходе анонимного опроса 60% учителей признались, что не любят своих учеников. Это советская педагогическая школа считала нелюбовь к ученикам признаком профнепригодности. Теперь все иначе. Большинство молодых учителей и учительниц подходят к своей работе, если угодно, с рыночных позиций. А рынку высокие мотивы не свойственны. Детей здесь не воспитывают, не открывают им мир знаний, а предоставляют образовательные услуги: «учитель, собственно говоря, должен учить, а не любить», «любовь не входит в наши обязанности, пусть любят мама с папой», «за любовь нам не доплачивают» - так заявляют сами учителя. Некоторые высказывались еще более откровенно: «Учителя просто ненавидят этих сытых, тупых, самодовольных ублюдков».

Родителей такие откровения повергли в шок: «В злобе и истерике учат», - возмущались они в комментариях.

По словам заведующего отделом суицидологии Московского НИИ психиатрии Мин­здрава РФ профессора Евгения Любова, в школах может быть задействован специальный скрининг, который позволит выявлять среди школьников потенциальных самоубийц.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ЗЛЫЕ УЧИТЕЛЯ?

По мнению психолога Марка Сандомирского, причина нынешнего кризиса отношений «учитель - ученик» - в упадке всей педагогической системы. Ныне она не дает учителю никакой системы ценностей, никаких нравственных координат.

«Недавно вышел закон, который предписывает школам зарабатывать за счет введения дополнительных добровольных занятий, - приводит пример Марк Сандомирский. - Понятно, что тем ученикам, которые ходят к учителю на платные занятия, он завышает оценки. Тем, кто не ходит, занижает».

Другую причину происходящего в школе Сандомирский описал так: «Значительная часть работающих там учителей - бывшие троечники, поступавшие в вуз без конкурса. Они пошли учиться в «пед», потому что никуда больше не могли поступить, потом пошли работать в школу - потому что никуда больше не могли устроиться после педвуза».

КТО ВИНОВАТ?

Психологи считают, что благополучным психологический климат в школах был до начала 80-х годов - с тех пор он только ухудшался. Сейчас наплевательское отношение к своему труду для многих учителей стало нормой, поэтому учителя, пришедшие в школу по призванию, нередко становятся объектом насмешек и травли всего педагогического коллектива.

Не везет и талантливым ученикам: будучи в прошлом троечниками, многие нынешние учителя больше всего ненавидят вундеркиндов и всеми доступными способами пытаются занизить им оценки, вытягивая, напротив, бездарей и подхалимов.

Не любят учителя и «богатеньких» учеников. Однако если «богатенькие» приносят им деньги, то учителя тут же меняют свое отношение и начинают гнобить тех, кто лишен возможности «задоб­рить» педагога.

«Если учитель хочет затравить ребенка, он использует такой прием: вызывает ученика к доске и, когда тот еще не успел ответить, запутывает его вопросами, начинает над ним шутить, вызывая смех всего класса», - рассказывает Марк Сандомирский.

По такой схеме довели до самоубийства девятиклассника из Ставропольского края, который в предсмертной записке обвинил в своей смерти учительницу по математике: она каждый день вызывала его к доске и публично оскорб­ляла. Аналогичная история случилась в мае этого года с 13-летним подростком из Архангельской области: перед тем как выброситься из окна, он написал записку, что «недоволен своим неправильным поведением» и ему «уже не исправиться».

ЧТО ДЕЛАТЬ?

При министре Фурсенко Центру им. Сербского было дано задание разработать специальные учебники. «Наша задача - справиться с проблемой нарастания волны депрессий у школьников. Дети нуждаются в психологических знаниях и поддержке», - говорил тогда профессор центра Зураб Кекелидзе. К сегодняшнему дню разработан только учебник для 3-го класса, и о его практической пользе говорить пока рано.

Жаловаться директору или в Министерство образования на злобных училок чаще всего бесполезно: вышестоящие педагогические органы почти всегда оказываются на стороне учителя. Перевод ребенка в другую школу тоже не выход: есть вероятность, что и там попадется учитель-садист.

Остаются два варианта: как-то договориться с учителем-обидчиком (необязательно, кстати, с помощью подношения) либо научить ребенка (квалифицированных специалистов хватает) не обращать внимания на зло­вредного учителя.

...А в исследовании Марка Сандомирского жирную точку, кстати, поставила учительница Ирина Анатольевна, которая написала ему: «Прелестные новые законы, мерзость и унижение подушевого финансирования, подлые онищенковские санитарные нормы - вот неполный список того, что успешно вытесняет нас из нашей некогда обожаемой профессии... А вина наша есть. Огромная. Ибо ведь это мы воспитали тех, кто теперь уничтожает образование на корню... Виноваты. Простите...»

Аделаида Сигида
"Мир новостей"


Просмотров: 1793
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.