Сегодня 22 января 2017 г., воскресенье, 17:26USD 59.66 +0.3176EUR 63.72 +0.5469
Статьи газеты «Мир новостей»

Отрезанные ломти России

30 апреля 2013
hits 1709

Российские железные дороги отменяют поезда дальнего следования десятками, электрички - сотнями, часть составов переводят с круглогодичного на сезонный режим работы и объясняют все это финансовыми трудностями.У народа, лишенного возможности передвигаться из точки А в точку Б, «рельсовые» нововведения вызывают бурю негодования.

СТОП, МАШИНА!

Нехорошие симптомы стали появляться в 2010 году, когда ОАО «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД) начало хронически недофинансироваться из федерального бюджета. За последние два года дефицит госсубсидий на пассажирские перевозки составил более 13 млрд рублей. В этом году компания рассчитывала на 36,3 млрд рублей, но реально получит из российского кошелька только 14,8 млрд.

Такая ситуация якобы не оставила ФПК выбора - пришлось действовать «методом рубильника»: закрывать малоэффективные предприятия, сокращать ряд убыточных поездов и графики курсирования значительного количества составов. По сути, компания занялась модным нынче в стране процессом - оптимизацией внутренних издержек. А за счет кого она у нас обычно происходит? За счет людей. В данном случае как бы за счет поездов, но, как ни крути, все равно получается за счет людей, лишившихся права передвигаться привычными и удобными маршрутами.

- Мы сожалеем о том, что реализовывать программу оптимизации приходится в основном за счет отмены курсирования поездов, не обеспечивающих свою рентабельность. Ситуация, когда компания получает компенсацию выпадающих доходов в 2,5 раза меньше, чем необходимо, ставит нас в очень сложное положение и фактически останавливает развитие пассажирского сообщения, - говорит вице-президент РЖД - гендиректор ФПК Михаил Акулов.

О чем бы и как сильно ни сожалели «оптимизаторы» из РЖД и ФПК, с начала 2013 года по стране нерентабельными для них оказались 18 поездов дальнего следования и ряд прицепных вагонов. С 26 мая в масштабах страны планируется отменить еще 44 состава (три специализированных поезда, перевозящих детей с севера Урала на курорты Кубани: Новый Уренгой - Анапа, Новый Уренгой - Адлер, Нижневартовск - Адлер, а также, предположительно, Сосногорск - Троицко-Печорск, Екатеринбург - Бокситы, Екатеринбург - Санкт-Петербург, Иркутск - Санкт-Петербург, Астрахань - Волгоград и др.), а осенью аннулировать еще 13 поездов. На фоне этого идет сокращение периодичности курсирования еще десятков поездов. А тут еще из-за финансовых трудностей скоро, глядишь, и составы-то уже не из чего будет формировать. В 2011 году ФПК списала 565 вагонов, а закупила 380. В этом году спишет еще 643 плацкартных вагона, а парк пополнит 145 новыми вагонами всех типов.

Что же получается? Государство недофинансирует отрасль, урезая ей дотации, монополист-РЖД в ответ, сокращая свои убытки, уводит с рельсов поезда и как бы дает понять: не дадите денег из бюджета, будет только хуже.

НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ

- Мои односельчане оказались в сложной жизненной ситуации, - рассказала «МН» наша читательница Любовь Журавлева. Сейчас она живет в Москве, но часто навещает родственников в поселке Выша Зубово-Полянского района Мордовии. Вернее, навещала, ведь с некоторых пор на малую родину ей практически не добраться. - В отличие от многих других сельских поселений в нашем жизнь кипит. Пожилых много, да дети их не забывают, часто приезжают. Есть и люди среднего возраста - работа находится каждому. В поселке подрастает новое поколение. Но с января люди не могут ни выехать из поселка, ни приехать в него. Дело в том, что отменен пригородный поезд, ходивший по маршруту Сасово - Земетчино. Время его отправления было приурочено к прибытию электрички из Рязани и поезда №356 из Москвы. На них люди добирались до Сасова, затем пересаживались на пригородный поезд до Земетчина. Он был нашей связующей нитью. И вот днем 2 января я из Москвы доехала до Сасова и, как обычно, хотела пересесть на пригородный поезд, но кассир объявила мне и еще 45 таким же, как я, пассажирам об отмене поезда, посоветовав ехать до Земетчина на другом поезде, который придет следующим утром. Несколько человек вызвали родственников с машинами, кто-то вернулся в Рязань, а человек 30 остались на вокзале. Всеми правдами и неправдами в тот день мы заставили руководство ФПК пустить наш поезд по привычному маршруту, а потом узнали, что начальник станции Сасово сообщил руководству: на пригородный состав покупают билеты не больше двух человек, так что поезд нерентабельный. Бред какой-то! Благодаря такой ложной информации люди теперь не могут добраться до шести поселков. А в них, между прочим, живет более 25 тысяч человек! При такой дискриминационной политике на территории собственной страны этим населенным пунктам грозит вымирание.

Примеров, когда пассажиры случайно узнавали в кассах, что больше не смогут купить билеты на свои поезда, по стране - вагон и маленькая тележка. Впрочем, иногда людям все же удавалось вернуть составы на прежние рельсы. Получилось это, например, у жителей Тындинского района Амурской области. Узнав, что поезд Тында - Комсомольск-на-Амуре с января ходить не будет по причине нерентабельности (по данным ОАО «ФПК», он приносит более 700 млн рублей убытков в год), они в 40-градусный мороз вышли на митинг с требованием сохранить движение по БАМу. Да и как было не выйти, если поезд - единственная связь с миром для тех, кто живет на востоке от Тынды? Здесь расположены девять таежных поселков - Маревая, Дипкун, Тутаул, Верхнезейск, Огорон, Тунгала, Дугда, Февральск и Иса, жителей которых хотели отрезать от внешнего мира. Плохонькая, но хоть какая-то автомобильная связь с центром есть только у Февральска.

- Например, Дипкун от Тынды отделяет 170 километров бездорожья, - говорит глава Дипкунского сельсовета Галина Топор. - Поезд доставляет в поселок пенсии и пособия, почту, завозит промышленные и продовольственные товары... С отменой поезда более 10 тысяч жителей девяти приамурских поселков не смогли бы получать экстренную медпомощь и обращаться в различные соцучреждения.

После того как народ пригрозил перекрыть ветку БАМа, если «поезд жизни» снова не пустят, а правительство Амурской области направило правительству РФ письмо, в котором возмутилось позицией ФПК, решающей свои коммерческие интересы за счет жителей Амурской области, Тында - Комсомольск стал курсировать по прежнему расписанию. Как и поезд Томск - Белый Яр. У тех, кто пользовался этим маршрутом, также не было альтернативных видов сообщения.

СУБСИДИИ: ДАДУТ - НЕ ДАДУТ?

В РЖД признают, что при сокращении нерентабельных поездов больше всего пострадают регионы Сибирского федерального округа «и существенно ухудшается транспортная доступность удаленных населенных пунктов и городов с численностью жителей менее 100 тысяч человек, недостаточно развитой сетью автодорог и отсутствием регионального авиасообщения». К гадалке не ходи - при таком раскладе и без того непростая жизнь за Уралом и вовсе станет невыносимой.

Президент РЖД Владимир Якунин, описывая тяжелое финансовое положение Федеральной пассажирской компании, написал не так давно в своем блоге: «ОАО «РЖД» уже обвиняют ни много ни мало в уничтожении транспортного сообщения между городами. Подобные обвинения - чистой воды популизм, рассчитанный на обывателя, который не в курсе, что пригородные перевозки на своих территориях регулируются региональными властями. Мы с себя ответственности не снимаем, но не надо сваливать все проблемы социальных перевозок только на РЖД. Для того чтобы в этом сегменте начались реальные улучшения, государство должно обеспечить их безубыточность. Тогда пригородные компании смогут и новый подвижной состав приобретать, и повышать качество сервисов. Именно так функционирует пригородный комплекс в большинстве развитых стран. На дотирование регулируемого сегмента дальних перевозок (плацкарт), по расчетам ФПК, нужно не менее 36 млрд рублей». Если бюджет их не выделит, предупреждает г-н Якунин, «для сокращения дефицита ОАО «ФПК» будет вынуждено отменить около 235 поездов, причем часть из них межрегионального значения! Ситуация может дойти  до того, что из Томска в Новосибирск будет возможно добраться только через Москву!».

Учитывая, что пока речь идет об отмене 76 поездов к осени этого года, слова г-на Якунина могут сбыться на 30%. Лиха беда начало.

И все же в ФПК надеются, что в ближайшее время будут реализованы решения, принятые в аппарате правительства в ноябре прошлого года. Как стало известно «МН», по итогам I квартала должен быть рассмотрен вопрос о выделении субсидий Федеральной пассажирской компании до необходимого уровня в 2013 году. Минтрансу дано поручение рассмотреть возможность выделения этих средств. В случае положительного решения это позволит железнодорожникам остановить оптимизацию расходов и прекратить отмену поездов, несущих социальную функцию.

Елена Хакимова

Фото FOTOBANK.COM

Просмотров: 1709
Поделиться
Врачи бросили вызов Далее в рубрике Врачи бросили вызов


Загрузка...
Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.