Сегодня 19 января 2017 г., четверг, 01:18USD 59.18 -0.2185EUR 63.22 -0.0612
Статьи газеты «Мир новостей»

Станет ли Ленинский проспект московским Охта-центром?

22 мая 2013
hits 3712

Реконструкция Ленинского рискует превратиться в главный строительный конфликт столицы.Против превращения проспекта в бессветофорную магистраль с эстакадами и туннелями уже подписались транспортные эксперты и многие тысячи простых москвичей.

«В общественных слушаниях приняли участие более 5 тысяч человек, из них 4 тысячи человек поддержали проект, а тысяча человек не поддержала», - прокомментировал недавно слушания по реконструкции Ленинского проспекта мэр Москвы.

- Откуда эти смешные цифры, кто их мэру подсунул? - недоумевает муниципальный депутат Гагаринского района Елена Русакова. - Один только «Союз жителей Гагаринского района» собрал уже порядка 10 тысяч подписей против проекта. А ведь свои подписи люди давали и независимо от организации.

ДОРОГА ДО ПРОБКИ

Реконструкция планируется на 2,5 года. По окончании работ Ленинский проспект должен лишиться светофоров. Для этого в НИиПИ Генплана запланировали построить две эстакады, три туннеля и семь подземных переходов.

Главная идея в том, чтобы движение по трем левым полосам в каждую сторону ничто не сдерживало - тут машины будут нырять в туннели и подниматься на эстакады. Еще по одной полосе в каждую сторону отводится под общественный транспорт, эти полосы будут, как сейчас, со светофорами и без туннелей. Наконец, по одной-две полосы (в разных местах ширина магистрали будет разной) остаются для тех, кто собирается съехать с проспекта или свернуть куда-нибудь вбок. В результате, как легко заметить, выходит дорога, по которой приятно ехать прямо, но не очень удобно куда-то сворачивать.

Проблема в том, что прямо ехать особенно и некуда. Проспект одной стороной упирается в МКАД, а другой - в площадь Гагарина. Утром жители Новой Москвы смогут с ветерком долететь до пересечения с Третьим транспортным кольцом и уже там встать в плотную пробку. После уничтожения светофоров на всем остальном Ленинском дорога между площадью Гагарина и Садовым кольцом шире не станет.

МОЖЕТ, ЛУЧШЕ РЕЛЬСЫ?
Еще зимой московский департамент транспорта предлагал альтернативу дорогостоящим туннелям и эстакадам - пустить по Ленинскому проспекту трамвай. Такая линия может перевезти гораздо больше народу, чем несколько полос асфальта, - 150-160 тысяч человек в день. А вот разработчики сомнительной дорожной стройки из НИиПИ Генплана сейчас уверяют, что в районе не так высока нагрузка на пассажирский транспорт, «чтобы был необходим такой дорогостоящий вид транспорта, как трамвай». Странное дело, ведь по Генплану тут вообще запланирована новая ветка метро.

Более того, часто забывают, что светофоры не только регулируют транспортные потоки, но и работают дросселем - заставляют машины двигаться медленнее, но более равномерно. Так пропускная способность магистралей получается выше.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин вместе с еще четырьмя архитекторами-урбанистами недавно написал открытое письмо о том, что с точки зрения транспортной науки ничего путного из запланированной реконструкции Ленинского не выйдет. «Вместо череды предсказуемых по длине очередей у последовательных светофоров, рассредоточенных сегодня от улицы Миклухо-Маклая до Университетского проспекта, мы получим одну большую неуправляемую хроническую пробку на рубеже ТТК», - предупреждают авторы письма.

На фоне этого сомнительного достижения транспортная ситуация в окрестностях самого Ленинского проспекта только ухудшится. Например, улицы Панферова и Строителей останутся без сквозного проезда. Добираться с одной на другую придется через Ломоносовский проспект или новую эстакаду на улице Кравченко. Улицы Молодежная и Марии Ульяновой вообще лишатся выезда на проспект, теперь с них можно будет попасть только на дублер. В связи с этим движение на дублерах, идущих непосредственно под окнами домов, изрядно вырастет.

- Общественный транспорт не только ничего не приобретает, но и теряет, - констатирует архитектор и  житель Ленинского проспекта Оксана Омельяненко. - Сейчас у нас есть выделенная полоса. Но после реконструкции на перекрестках обещают давать преимущество хордовым направлениям. Так что автобусы будут дольше нынешнего стоять на светофорах.

С ШУМОМ И ПЫЛЬЮ

«Базовое условие проекта: проезжая часть ни на метр не приблизится к жилым домам», - вещает мягкий мужской голос. По обновленному проспекту резво бегут маленькие нарисованные машинки. Это видео - один из рекламных материалов, призванных объяснить москвичам достоинства намеченных дорожных работ.

- Тут подмена понятий, - объясняет Оксана Омельяненко. - Проспект не будет расширяться, только если считать дублеры его частью.

Сейчас основное движение идет лишь по самому проспекту. По краям его бульвары, защищающие местных жителей от шума и грязи. А уже дальше, почти вплотную к домам, дублеры, по которым ездят очень мало.

- По проекту на всем протяжении проспекта бульвары подрезаются, а там, где проходят туннели и эстакады, уничтожаются вовсе, - констатирует Оксана Омельяненко. - Проезжая часть сливается с дублерами и приближается к домам.

Хорошо, что среди местных жителей нашлись архитекторы. Вместо официальных листовок они проанализировали проект планировки НИиПИ Генплана и обнаружили, что в зоне туннелей граница основной дороги приближается к фасадам домов на 7,5-11 м, в районе остановок общественного транспорта - на 4,5-5 м, в остальных местах - на 1,5-2 м.

- Согласно СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», минимальное расстояние до фасадов жилых домов может быть 25 м при проведении шумозащитных мероприятий, - рассказывает Оксана Омельяненко. - Но после реконструкции Ленинского расстояние от основной проезжей части до жилых домов местами сокращено до 20 м! При этом никаких шумозащитных мероприятий не предлагается.

Все это означает для местных жителей не только абстрактный дискомфорт, но и вполне материальные потери в стоимости жилья. Благо есть с чем сравнивать - несколько лет назад мэрия начала превращать в бессветофорную магистраль Ленинградку.

- Плохо востребованными оказались объекты, непосредственно расположенные на улицах Алабяна и Балтийская, - говорит Татьяна Фирсова, эксперт по недвижимости отделения «Сокол» компании «ИНКОМ-Недвижимость». - В целом цены на жилье здесь не растут, они либо стоят на месте, либо тихонечко опускаются в пределах 10-20% в зависимости от ликвидности самой квартиры.

АВТОПРОБЕГ И РАЗГИЛЬДЯЙСТВО

Летом 2009 года в петербургских гостиницах лежали листовки об Охта-центре. О том, какое это красивое и полезное сооружение и что оно совершенно не испортит вид города. И это на фоне протестов половины Петербурга. Аналогичным образом действуют сейчас московские лоббисты стройки на Ленинском. В поддержку реконструкции напечатали листовки и даже устроили автопробег. А вот позвать жителей на публичные слушания едва не забыли.

- Никаких объявлений на щитах перед подъездами не было, нам пришлось расклеивать их самим, - рассказывает местная активистка Анастасия. - Но листовки быстро исчезали. Дворники признались, что им дано указание их срывать.

Апофеозом стали сами слушания, состоявшиеся вечером 11 апреля во всех шести причастных к реконструкции районах: Гагаринском, Ломоносовском, Обручевском, Теплом Стане, Тропарево-Никулине, на проспекте Вернадского.

- По закону участвовать в слушаниях могут не только жители, но и те, кто работает в районе (правда, они должны быть гражданами России и жителями Москвы), - рассказывает Елена Русакова. - Раньше на такие мероприятия заставляли приходить работников ЖКХ. Жители Обручевского района рассказывали, что к ним автобусами завозили работников ЖКХ из районов Коньково и Зюзино. В Гагаринском районе около 850 человек прибыли организованными группами и отметились как работающие в районе. По многим из них у наблюдателей возникли сомнения: часть явно была студентами, некоторые называли нашу улицу «проспект Ленина», многие признавались, что их заставили голосовать «за проект» под угрозой увольнения. - Мы требуем признать слушания недействительными и создать рабочую группу с участием жителей для обсуждения проекта.

Никита Аронов

Просмотров: 3712
Поделиться


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.