Сегодня 28 марта 2017 г., вторник, 01:37USD 57.02 -0.4014EUR 61.96 0.0979
Статьи газеты «Мир новостей»

Нам морские дОроги дороги

16 мая 2013
hits 1162
Нам морские дОроги дороги

ПОЧЕМУ НА РОССИЙСКОМ ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ МОРСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ.

В преддверии Сочинской Олимпиады пассажирские перевозки по морю называли одними из перспективных: быстро, удобно и никаких пробок, которыми так славится нынче черноморское побережье благодаря большой олимпийской стройке. Увы, встретить в южных гаванях быстроходные пассажирские суда и катера по-прежнему большая редкость.

ПРОБКИ ПОБЕДИТ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Что происходит сегодня с основными гаванями побережья? Отреставрированное здание Сочинского морского вокзала может быть интересно туристам разве что как памятник сталинского ампира. Тихо и несуетливо здесь работают несколько офисов, а пассажиров тут давно никто не видел. В Новороссийске стекляшка морвокзала превратилась в выставочный зал. Между выставками здание пустует, и встретить живую душу здесь нереально. Не работает морской вокзал ­ за ненадобностью закрыли и Новороссийскую пассажирскую таможню. В жемчужине черноморского побережья Анапе не то что вокзала ­ приличного причала давно нет, так что уже никто не рискует швартоваться в порту «пионерской здравницы»... И такая унылая картина почти по всему побережью.

Сегодня ни у туристов, ни у жителей Кубани нет никакой альтернативы автомобильному транспорту. А между тем ситуация в курортный сезон ­ 2012 сложилась поистине катастрофическая: трассы Черноморья забиты легковушками, автобусами и большегрузами на протяжении всего участка от Геленджика до Большого Сочи. Бесконечные вереницы машин вынуждены медленно тащиться по серпантинам горных дорог по двухполосным шоссе. Если какой­нибудь грузовик, везущий стройматериалы на олимпийские стройки, не вписывается в поворот, дорогу надолго перекрывают, и тогда автомобильная поездка легко может закончиться нервным срывом у водителей, которым если куда и можно свернуть с трассы, то только в пропасть.

­ Недавно по делам мне пришлось ехать из Адлера в Новороссийск, ­ чертыхаясь и еле сдерживая эмоции, рассказывает краснодарец Игорь Семенченко. ­ На четырех участках дороги шел ремонт. Я бы понял, если бы он был связан с расширением дорожного полотна, которое так необходимо. Но дорожники, оказывается, просто в спешке ликвидировали последствия оползней!

Оползни на этой трассе не редкость. В этом году, к счастью, их было не так много. А вот случившиеся два года назад полностью остановили движение на федеральной трассе Джубга ­ Сочи.

Сейчас East Express делает один рейс в двое суток и рассчитан на перевозку 66 стандартных грузовых автомобилей. Остальные (а в преддверии Олимпиады их поток возрастает) продолжают загружать трассу Новороссийск ­ Сочи, создавая проблемы остальному транспорту. Жара и отсутствие кондиционеров в большей части автобусного парка превращают рейсовые поездки в настоящее испытание для людей. Проедет однажды турист на таком автобусе из Анапы в Геленджик, и на следующий год курорты Краснодарского края вряд ли снова дождутся его к себе в гости. Езда в личном автомобиле вдоль побережья тоже доставляет летом мало радости: скорость местами не более пяти километров в час, а расход топлива просто пугает. Многие, стоя в бесконечных пробках, с ностальгией вспоминают о морских путешествиях...

ПОЧТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Энтузиасты, пытаю­щие­ся занять транспортную морскую нишу, появились на Черноморье летом 2007 года. Тогда компания «Черноморские скоростные линии» пустила два судна на подводных крыльях по маршруту Сочи ­ Новороссийск. Для некоторых жителей побережья «Сифлайт­1» и «Сифлайт­2» стали спасением от наземных мытарств: из пункта А в пункт В ­ за три с половиной часа. И никаких пробок.

­ Надеемся, что власти когда­нибудь оценят наш подвиг, ­ то ли в шутку, то ли всерьез сказал корреспонденту «МН» заместитель гендиректора компании «Черноморские скоростные линии» Юрий Юстус. ­ Дело в том, что быстроходные «Сифлайты» развивают скорость 35 узлов ­ примерно 60 км/ч ­ и потребляют много топлива. Цены на него в последнее время взлетели, растут и портовые сборы. К тому же двигатели на судах немецкие, так что запчасти возим из Германии. Из­за высоких ввозных пошлин они тоже обходятся дороже год от года. И вот, несмотря на все это, мы уже пять лет держим максимально низкие цены на перевозки.

В этом сезоне «сифлайтовский» билет в эконом­классе от Новороссийска до Сочи стоит две тысячи рублей. Но если бы перевозчики калькулировали его по всем правилам, то потянул бы тысяч на восемь, учитывая стоимость дизельного топлива, плату за причалы и прочие портовые сборы. И где же, спрашивается, режим благоприятствования малому и среднему бизнесу?

­ Нет, сами выживаем, как можем, ­ заверил меня Юстус, ­ правда, в этом году, после того как стало известно, что причальные сборы вырастут в 10 раз, за нас вступился департамент транспорта Краснодарского края. Благодаря его письму руководителям портов «причальные» выросли для нас на четверть. А тут еще с 12 июня повысились тарифы на судозаходы. В общем, скучать не приходится.

МОРСКИЕ ПРОСТОРЫ И ГОСУДАРСТВО

Так, может быть, государственное предприятие сможет организовать регулярные рейсы и снизить цены на билеты? В прош­лом году ФГУП «Росморпорт» приобрело два скоростных пассажирских судна «Сочи­1» и «Сочи­2». Каждый катамаран может принять на борт 300 пассажиров. Благодаря госдотациям и невысоким причальным сборам поездки обходились пассажирам в 500 и 600 рублей соответственно.

Как сообщили корреспонденту нашей газеты в пресс­службе сочинского филиала Росморпорта, в этом году планируется начать разработку направления Сочи ­ Новороссийск. Однако, когда именно «Сочи» полетят в этом направлении, никто сказать не берется. Как и о ценах на такую поездку.

Прошлогодняя навигация катамаранов «Сочи» показала: швартовка на морских терминалах, строящихся в рамках олимпийской программы (Адлер, Хоста, Дагомыс, Лазаревское, Лоо и Кургородок), возможна только при идеальных погодных условиях. Если же ветер превышает 6 м/с, а высота волны больше 20 см, катамаран к берегу уже не подойдет. Понимая это, руководство сочинского филиала Росморпорта заявило о намерении привести все терминалы в соответствие современным требованиям технических регламентов, норм и правил морской перевозки пассажиров. Когда обещание будет выполнено ­ большой вопрос.

«ДЕЛЬФИНЫ» УПЛЫЛИ, «ИВОЛГА» НЕ ПРИЛЕТЕЛА

Непросто в этом году и перевозчикам, работающим в пределах своего порта. Например, морское такси в Новороссийске, проработав в прош­лом сезоне пару месяцев, этим летом исчезло. Желтые «Дельфины» не стартуют больше из­под брюха крейсера «Кутузов», пришвартованного на каботажном молу.

Этим летом не увидели отдыхающие даже привычных катеров, предлагающих морские прогулки. Как рассказал капитан катера «Геленджик» Вадим Баранов, два судна из трех стоят на ремонте.

В Сочи курортников возит на часовые прогулки теплоход «Гагра». Скоро к нему присоединится прогулочный катамаран «Дагомыс». В Геленджике и Анапе пассажирам повезло больше: обзорные морские прогулки можно совершить на судах «Корсар» и «Глория». Небольшие катера курсируют из Геленджика в Кабардинку, а также из Анапы на Большой Утриш и в поселок Джемете.

Некоторые из этих плавсредств бороздили море еще в советские времена. Однако на новые суда денег нет.

Пока Росморпорт закупает единичные суда и ремонтирует причалы, ученые Научно­технического центра по проб­лемам морского транспорта Государственного морского университета им. Ф.Ф. Ушакова заняты разработкой революционного для наших вод вида транспорта ­ экраноплана. Но на сегодняшний день для эксплуатации экранопланов на Черном море нет соответствующей инфраструктуры. Если планировать его как транспортное средство, скажем, на линии Новороссийск ­ Сочи, нужно строить как минимум причал, не говоря уже о вспомогательных береговых сооружениях.

Ученые верят «в светлое будущее» и продолжают испытывать экраноплан «Иволга» К­12, который может развить скорость до 220 км/ч. Чтобы внедрить это «морское чудо» на Черном море, требуется специальная федеральная программа. В преддверии зимних Игр­2014 о ней говорили много. Теперь молчат. Похоже, на экранопланах гостям и участникам Сочинской Олимпиады не летать.

Татьяна Староверова
"Мир новостей"


Просмотров: 1162
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Звонная Русь


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.