Сегодня 24 мая 2017 г., среда, 14:46USD 56.27 -0.2809EUR 62.92 -0.6986
Статьи газеты «Мир новостей»

Почему дипломаты не спасают наших моряков

16 мая 2013
hits 1120
Почему дипломаты не спасают наших моряков

Недавно федеральные СМИ разразились гневными сюжетами по поводу несправедливо осужденных в Греции членов экипажа сухогруза «Примадонна». Капитан и старпом сейчас отбывают наказание в греческих застенках, а четверо моряков подались в бега. Почему российские моряки сидят за преступление, совершить которое просто не имели возможности? И где все это время были российские власти, обязанные защищать интересы своих граждан? Неизвестные подробности - в материале корреспондента «МН».

ВНАЧАЛЕ БЫЛА НЕРАЗБЕРИХА

11 июня 2010 года сухогруз «Примадонна» (флаг Танзании) был задержан в греческом порту Волос. На следующий день весь груз - 2016 коробок с сигаретами - был конфискован и передан греческим таможенным органам. Сумма неуплаченных сборов, по их оценке, составила более 2,8 млн евро. Шестерых членов экипажа арестовали и, разделив на пары, отправили в тюрьмы разных городов.

Из телефонных звонков, которые удалось сделать капитану арестованного судна Валерию Погожеву в новороссийское представительство Международной федерации транспортных рабочих (ITF), выяснилось следующее. «Примадонна» двигалась в нейтральных водах, когда к судну подошел катер греческой береговой охраны и приказал следовать за ним. Подойдя к рейду греческого порта, сухогруз оказался в территориальных водах Греции. Дальше все развивалось как в плохом боевике: вслед за нарушением пограничного режима было предъявлено обвинение в контрабанде сигарет.

- «Примадонна» следовала в Одессу с грузом, взятым в Турции абсолютно легально, - рассказывал Валерий Викторович. - Все документы в порядке, приложены к делу. В порту Волоса таможенники утащили 10-15 коробок и рассовали их по каютам экипажа, надеясь, что я буду подгонять цифру под заявленную в документах и тогда лишние сигареты запишут как контрабанду. Этот номер не прошел. Считаю, что не мы, а власти Греции нарушили законодательство. Они не имели права подниматься на борт без разрешения властей страны, под флагом которой работает судно. Кроме того, чтобы доказать нелегальный заход в Грецию, нам в трюмы подбрасывали мусор, оставленный греческой охраной. Когда подошел греческий катер, мы находились в нейтральных водах. Этот факт зафиксировала спутниковая система навигации, а также переговоры с кораблями НАТО, которые состоялись во время движения нашего судна. Эти доказательства никого не заинтересовали.

По словам капитана, наши моряки, скорее всего, стали жертвами акции «Неделя без сигарет», проходившей в это время в Греции. Во всяком случае, «неожиданно» задержанных россиян встречали на берегу многочисленные журналисты, и происходящее смахивало на показательную порку.

Распиаренное мероприятие закончилось, а морякам предстояло ответить за мнимое преступление. Кроме того, очевидно, что экипаж и владельцы груза - не одно и то же. Да и откуда у моряков деньги на тысячи коробок сигарет, только сумма налогов на которые составляет почти 3 млн евро?

Поначалу у экипажа была надежда, что российские власти вмешаются, разберутся в досадном инциденте и все встанет на свои места. Как же они ошибались...

ГЕНЕРАТОРЫ ОТПИСОК

Представитель консульства России посетил находящихся в тюрьмах моряков (и то не всех) лишь через месяц после задержания и заявил, что денег на адвоката у дипмиссии нет. Ее работники, которые по долгу службы вроде бы обязаны заботиться о правах соотечественников в стране, где они служат, к делу «Примадонны» проявляли интерес только на словах. Обещали помочь, но ничего конкретного не предприняли. До дипломатов даже дозвониться было невозможно.

Своего адвоката нанял судовладелец. Но он пекся о возврате груза и судна, а вовсе не о сборе доказательств невиновности моряков. Россияне продолжали сидеть на нарах, а их жены и матери обивали чиновничьи пороги и, как на работу, ходили в новороссийское представительство ITF. По словам его инспектора Ольги Ананьиной, ITF в очередной раз столкнулась с безразличием госструктур.

Письма в защиту наших моряков шли во всевозможные инстанции - от прокуратуры до МИДа. В ответ - отписки и искажение реальной картины. Например, советник-посланник в делах России в Греции

М.И. Савва сообщил начальнику консульского департамента МИД России С.В. Шатуновскому следующее: для членов экипажа наняты-де три адвоката, у моряков в тюрьме есть все необходимое. При этом из редких звонков моряков на родину выяснялось, что они устали от «голодухи и клопов», что у них долгое время не было теплых вещей, арестанты неоднократно болели.

Родственники греческих пленников получили такие же отписки из Общественной палаты РФ, аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, Комитета Госдумы по международным делам... Представители последнего переправили полученное письмо в МИД. Круг замкнулся. Женщины надеялись на вмешательство президента и премьера, но и это не сработало.

ВЫБИРАЙ: В ТЮРЬМУ ИЛИ ПОД КОЛПАК ИНТЕРПОЛА

С декабря 2010-го по март 2011-го шестерых моряков с «Примадонны» выпустили из греческой тюрьмы под подписку о невыезде и залог в 5 тыс. евро. По словам инструктора азово-черноморской территориальной организации Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Анатолия Зуброва, после их освобождения адвокат хозяина судна сделал заявление от имени босса: мол, он больше не будет заниматься членами экипажа и прекращает им выплаты. Через пару дней тот же юрист предложил морякам по 2 тыс. евро каждому и нелегальный выезд из Греции. К этому времени профсоюзам удалось наконец нанять за 10 тыс. евро адвоката для защиты экипажа. Финансовое бремя равно поделили между собой ITF и Российский проф­союз моряков. При этом расходы на проживание моряков, по словам Зуброва, легли на семьи экипажа. Они оплачивали квартиры, которые снимали россияне, посылали им деньги на еду.

Спустя время четверо моряков подались в бега. Сейчас они находятся в розыске по линии Интерпола. Странно, но вместе с исчезнувшими моряками пропал и адвокат судовладельца, а заодно и все документы, подтверждающие невиновность экипажа «Примадонны».

Капитан сухогруза Валерий Погожин и старпом Александр Криволап, уверенные в своей невиновности, отказались незаконно покидать Грецию. Они свято верили в справедливость судебной системы Греции. Их надежды не оправдались. В ноябре 2011 года члены экипажа «Примадонны» были признаны судом виновными в контрабанде и осуждены на 6,5 года. При этом во время слушаний официальные документы на груз отсутствовали, а вопрос о том, кто является судовладельцем, даже не поднимался.

Сейчас адвокат, нанятый проф­союзом, пытается обжаловать приговор. Надежда на его изменение призрачна. Положение капитана и старпома усугубляет факт бегства четверых россиян.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ...

Что же делать? Если дипломатам нет дела до россиян, попавших в переплет за границей, нужно выбираться из беды самим. Примеры того, что усилия родных в таких случаях бывают вознаграждены, есть. Новороссийцы хорошо помнят историю с освобождением из африканского плена экипажа танкера «Африкан Прайд». Мама третьего помощника капитана этого судна Андрея Кравцова, Людмила Григорьевна, рассказала, как больше двух лет она и другие близкие моряков добивались освобождения из нигерийской тюрьмы своих родных, обвиненных в контрабанде нефти.

- Мы попали в такую же ситуацию, как и «Примадонна», и помочь нам никто не мог, - говорит Кравцова. - Мы ходили по инстанциям впустую. Нас поддержал только профсоюз моряков. Мы потеряли всякую надежду, объявили голодовку, и тогда нами заинтересовался редактор журнала «Человек и закон» Антон Самойленков. Он предложил поехать в Нигерию, помог с визами. Нас все отговаривали от поездки, но мы ухватились за эту соломинку и не прогадали.

По словам Людмилы Григорьевны, к делу подключился посол доброй воли ЮНЕСКО Ара Абрамян (до этого он уже вытаскивал из нигерийского плена летчиков).

- Ара Аршаверович кормил и ребят, и нас в Нигерии, нашел и оплатил хорошего адвоката, - вспоминает Людмила Григорьевна.

...У родственников моряков с «Примадонны» денег ни на дорогу, ни на адвоката нет. Попытки связаться с послом доброй воли ЮНЕСКО тоже пока успехом не увенчались. Снова тупик и беда простого человека, брошенного на произвол в чужой стране.

Татьяна Староверова
"Мир новостей"









КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Инспектор Международной федерации транспортных рабочих в Новороссийске Ольга Ананьина: «Злоключения моряков начались еще в Новороссийске, когда они ушли в рейс без контрактов. У новороссийской компании - ООО «Корвет», - которая занималась наймом моряков на сухогруз, не было договора с судовладельцем, без которого она не имеет права прописывать людей на судно. Это, однако, не заинтересовало ни администрацию порта, ни УФМС, которое должно проверять соответствие лицензионным требованиям. Морякам перед рейсом следует тщательнее подходить к выбору крюингового агентства. Советуем всем перед подписанием контракта обратиться в профсоюз, чтобы удостовериться, стоит ли идти работать в ту или иную компанию».

Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев: «Морское международное право - одно из противоречивых и запутанных. Этим пользуются международные субъекты и государства в целях получения прибыли. Разменной монетой в этих играх становятся судьбы моряков. Во-первых, моряки нанимаются на работу к судовладельцу одной страны, а судно ходит под флагом другого государства. Во-вторых, моряки подписывают договоры с третьей стороной, а порой ничего не подписывают. Что касается МИДа: это структура исполнительной власти, действующая по указке свыше и на основе инструкций. Приказов, как действовать в отношении российских моряков, попавших в беду, у российских дипломатов, видимо, нет».
Просмотров: 1120
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Дети блокадного Ленинграда


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.