Сегодня 23 мая 2017 г., вторник, 12:10USD 56.49 -0.6614EUR 63.17 -0.4766
Статьи газеты «Мир новостей»

Где так вонью дышит человек

16 мая 2013
hits 1161
Где так вонью дышит человек

Теперь я точно знаю, откуда у меня страшная аллергия: больше месяца Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) стоял на реконструкции - и я, живущая неподалеку, была вполне здорова. Хотя до этого два года не могла обойтись без лекарств ни дня.

Вообще жители юго-востока одни из самых несчастных в Москве. По данным Гильдии экологов, именно отсюда поступает больше всего жалоб населения. Госорганизация “Мосэкомониторинг” подтверждает: от выбросов (например, сероводорода) в первую очередь страдают районы Капотня, Марьино, Люблино и Братеево. “Величины превышений доходят до очень высоких значений, не отмечаемых ни на одной другой территории города”, - говорится на сайте Мосэкомониторинга. К слову, «высокие значения» - это превышение в разы.

И что? Ответ: а ничего. В смысле, ничего с этим мы пока поделать не можем. Нет, конечно, можно писать жалобы, я лично неоднократно звонила в службу экологического мониторинга: по правилам, в течение 15 минут после этого к месту жалобы должна подъехать передвижная станция контроля. Кстати, телефона этой службы нет нигде, его мне дал водитель одной из таких лабораторий. Так что делюсь: 8-925-082-16-55. На сайте же природоохранного департамента Москвы - только “горячая линия”, работающая в будни, в рабочие часы.

Правда, посетившему недавно МНПЗ мэру Москвы Сергею Собянину руководство завода объявило о начале реконструкции, которая избавит нас, недовольных жителей, от этой летучей отравы. Вечером после визита Собянина выброс был такой, что коты чихали: станция контроля в Марьине отметила ударное превышение почти по всем загрязнениям.

Поневоле позавидуешь персонажам американских фильмов, где отважная Эрин Брокович разоблачает грязные в прямом смысле слова делишки корпорации: пострадавшие от загрязнения жители получают огромные компенсации, отважные адвокаты - огромные гонорары, обнищавшая корпорация переводит завод в Китай.

А у нас - какой суд? Вы еще докажите, что ваши недуги от выбросов соседнего завода. В США же достаточно факта самих выбросов. Впрочем, даже если произойдет чудо и вина загрязнителя будет доказана, то он отделается легким испугом. То есть небольшим штрафом, который несопоставим даже с выручкой за один день работы, и компенсациями пострадавшим до 10 тысяч рублей. Причем это просто судебная практика, а не какое-то конкретное требование закона.

В районе Люберецких полей аэрации, где в воздухе - пыль от ила, “вытащившего” из канализационных стоков всю таблицу Менделеева, где по соседству - мусорный полигон и завод по переработке опасных отходов, вовсю идет жилищное строительство. Закрыть свалку обещают уже лет десять, но частные владельцы, находящиеся в США, успешно отбивают все поползновения чиновников. Поля аэрации и завод “Эколог” закрывать никто не собирается. Особую пикантность придает тот факт, что квартиры здесь предлагаются по социальной ипотеке: очередникам, молодым семьям, матерям-одиночкам.

Из-за того что предприятия-грязнули у нас не научились крепко бить рублем, Москва - одна из немногих столиц Европы, где не просто существует, а развивается тяжелая промышленность. В Нью-Йорке, к примеру, нет автомобильных заводов, а у нас “Москвич” стал “Автофрамосом”, теперь еще пытаются вновь запустить ЗИЛ. В Лондоне нет нефтеперерабатывающих заводов - а у нас даже разговоры о переносе МНПЗ в Подмосковье стихли.

Аргументы о возможном при этом дефиците топлива - лукавство. Во-первых, рост цен на бензин с временным закрытием МНПЗ не связан, скорее - с ростом мировых цен на нефть. Во-вторых, от переезда завода меньше бензина не станет. Да, подорожает транспортировка - зато значительно снизятся платежи за аренду земли, упадут затраты на персонал.

То же самое касается и других вредных производств. Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, уверен, что при нынешнем размахе маятниковой миграции, когда огромные массы людей едут из Подмосковья в Москву, из спальных районов - в центр, транспортные проблемы Москвы не решить. Так зачем искать в дорогой Москве дешевых специалистов, если можно производства передвинуть поближе к дешевой рабочей силе? А на месте нынешних промзон, как и во всех мегаполисах развитых стран, построить жилые апартаменты и офисы, модные нынче лофты и торговые центры.

Пока готовился этот материал, МНПЗ заработал. Жители Капотни и прилегающих районов узнали об этом еще до появления официального пресс-релиза компании - по вновь появившемуся запаху. Единственное изменение, которое удалось увидеть, - крекинговые установки предприятия обвешали лампочками, словно новогоднюю елку. Местные жители зло шутят, что на эти лампочки только и потратились.

Кстати, маленькая деталь: в Капотне, прилегающей к МНПЗ, станции атмосферного контроля почему-то нет. Среди загрязнений Мосэкомониторингом отслеживается сероводород, но нет данных о содержании в воздухе диоксида серы - гораздо более опасного загрязнителя, вызывающего кислотные дожди, удушье и другие аллергические реакции. А ведь Газпромнефть, владелец МНПЗ, именно уменьшение диоксида серы называет главной целью проведенной реконструкции. Судя по вернувшейся ко мне аллергии, это уменьшение незначительно.

Татьяна Рыбакова
"Мир новостей"


Просмотров: 1161
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.