Сегодня 23 мая 2017 г., вторник, 22:05USD 56.55 0.0564EUR 63.61 0.4476
Статьи газеты «Мир новостей»

Звонная Русь

16 мая 2013
hits 819
Звонная Русь

Каждое воскресенье в 12 часов над Архангельском разносится колокольный звон. Да не обычный, а особенный, каждый раз разный. И горожане уже знают, что на колокольне Владимир Марьянович Петровский с сыном Володей. Владимира Марьяновича знают не только в Архангельске. Колокола более 120 храмов в России звучат благодаря ему. Мастер колокольного звона и действительный член Ассоциации колокольного искусства России уверен, что звонарь - это не профессия, это - состояние души.

ОТ ДЖАЗА К КОЛОКОЛАМ

Для Владимира Марьяновича началось все более 25 лет назад, когда он окончил музыкальное училище по классу ударных инструментов, увлекался джазом и посещал курсы экскурсоводов. О деревянном зодчестве Русского Севера слышали все, а вот про колокола тогда знали очень мало, хотя интерес к колокольному звону уже возникал. “Меня колокола заинтересовали в первую очередь как музыкальный инструмент, - говорит Владимир Марьянович, - к тому же ударный. А самое главное, колокол обладает специфическим, уникальным звучанием”.

Надо отметить, что, по истории, колокола использовались во многих сферах человеческого бытия. В жизни наших предков они играли огромную роль: пожарные, вечевые, набатные, сполошные, колокола-маяки, поддужные колокола-колокольчики, часовые башни с колоколами. До сих пор ведь все они в некоторой степени используются. Именно об этом рассказывал молодой экскурсовод на своих первых экскурсиях, хотя колоколов тогда было мало, ведь многие переплавили в годы войны и после.

Когда в музее решили восстановить колокола, Владимир Марьянович взялся за это дело и... уже двадцать лет работает с самыми разными колоколами. Именно с него началась современная колокольная музыка. Были и первые колокольные концерты, тогда казавшиеся необычными. Зато сейчас есть и “Колокольное болеро”, и “Вальс колоколов”.

- Русские колокола, - отмечает мастер, - колокола особенные. В русском звоне главное - ритм и характер. Есть три группы колоколов: зазвонные, самые маленькие, трельные. Средние колокола - альты и тенора. И басовые колокола - благовестники. Маленькие колокола обычно маленькой длительности, всегда весело играют, ярко. Средние колокола - это потенциальная гармония, сочетания аккордов. А басы - метр, доля и, естественно, конечно, низкие частоты. Это такой фундамент звонам.

ЦАРСКОЕ ДЕЛО

В России звонарской школы никогда не было. Колокола развешивались как кому в голову придет, а звонарями были церковные сторожа, дворники или в лучшем случае пономари. А между тем прекрасно звонил в колокола сам Иван Грозный. И великий полководец Суворов тоже мог при случае блеснуть умением. Весь звонарский опыт передавался из уст в уста, и естественно, что в XX веке многое оказалось забытым и утерянным.

Тем не менее Владимир Марьянович старается сохранять какие-то известные традиции, основные направления колокольного звона. “Вот, например, важно помнить, что в праздник играем - звоним весело и быстро. В будни немножко смиреннее, в посты - еще смиреннее. То есть ритмом и характером обозначаем все действия, которые происходят до, во время и после богослужения”.

Впервые в современной истории Владимир Марьянович открыл школу звонарей в Архангельске, и первыми его учениками стали музейные работники, его коллеги. Потом очень быстро выяснилось, что научить звонить можно только на месте, на тех колоколах, на которых люди и будут играть. С этого и начались поездки по всей стране по монастырям и храмам, а также началась его дорога в церковный православный колокольный звон.

Во время своей работы Владимир Марьянович руководит техническими настройками колоколов и, естественно, обучает прихожан звонарскому делу.

Он даже составил “Колокольный “Отче наш” - это набор упражнений для правой руки, которые должны быть замуштрованы на всю жизнь теми, кто собирается заниматься колоколами. Например, детская на первый взгляд речитативка (детское на первый взгляд стихотворение): “По-чем тре-ска? По-чем тре-ска? Три копей-ки с поло-виной, три копей-ки с поло-виной! Врешь, врешь, полторы...” - учит слышать и запоминать ритмику звона.

Одним из первых в России Владимир Марьянович сделал переносную звонницу, которую можно перевозить с места на место и на которой удобно показывать все ученикам. Однако переносной звонницы мало - ведь и на ней не сразу станешь стройно звонить, поэтому пришлось разработать систему тренажеров и собственную методу предварительных занятий, во время которых имитируется звон и вырабатывается мышечная память. А то, как вспоминает Владимир Марьянович, в Улан-Удэ, где приходилось заниматься прямо на колокольне, звону было столько, что горожане стали возмущаться, и пришлось будущих звонарей с переносной звонницей везти на берег Байкала, где на импровизированной колоколенке-тренажере и проходили практические занятия.

ЗВОН ПО РУСИ ИДЕТ

- Каждый звонарь отвечает перед Богом и людьми за то, как он звонит, - говорит мастер. - Своим ученикам я всегда говорю: вы ответствуйте за свой звон. Ведь церковные колокола - это радость церковного богослужения, встреча с Богом и единение с истиной.

Счет ученикам Владимира Марьяновича давно перевалил за тысячу. За это время к нему приходили и приезжали самые разные люди, среди которых были мужчины и женщины, дети и пожилые, инвалиды и даже слепые. В Чебоксарах, например, живет самый юный звонарь Семен Семенов. В женских монастырях учились звонить сестры.

Колокольный звон - это разумная импровизация. Сыграть два раза одно и то же вряд ли кому удастся, поэтому главной своей задачей Владимир Марьянович видит возможность дать своеобразный зачин, толчок для развития человеку. А дальше - практика, опыт, желание творить сделают свое дело. Как раз в колоколах есть большая возможность для творчества, ведь каждый созданный звон - уникальный.

Первый фестиваль колокольного звона, в котором Владимир Марьянович принял активное участие, состоялся в Архангельске в 1988 году. В 1991 году он уже сам организовал ярославский фестиваль “Преображение”. Зато сейчас фестивальный график мастера самый что ни на есть насыщенный: фестиваль в Каменск-Уральском, V фестиваль в Татарстане, III фестиваль в Усолье, не имеющий аналогов фестиваль православного искусства в селе Покровка под Оренбургом.

Фестивали - это в первую очередь общение людей, близких по духу. К тому же это возможность поучиться у признанных мастеров, маститых, известных звонарей. А кто-то на фестивале делает первые шаги к своим колоколам.

КРАСОТА СПАСЕТ ЗВОН

- Колокольный звон должен быть красивым, лаконичным и содержательным. Именно в этом величие и своеобразие русского колокольного звона, - считает Владимир Марьянович.

Несмотря на все возрастающий интерес к православной культуре, фестивали нуждаются в спонсорах, многие храмы - в хороших колоколах, а многие желающие звонить - в учителях.

- Очень часто бывают совершенно никчемные колокола, - рассказывает мастер. - Ведь колокола вещь дорогая, и бывает, что дарители, у которых самые благие намерения, закажут колокол на вес, а потом звонарь пытается извлечь из него какие-то звуки. Поэтому Владимир Марьянович всегда призывает внимательно подойти к вопросу о покупке колоколов, их установке и настройке.

Владимир Марьянович ездит и за границу, где совсем другие традиции колокольного звона. По его словам, важно не место, а люди, которые ратуют за свое дело.

- В Архангельске тоже сначала всем было в диковину, что мы с сыном звоним каждое воскресенье. А теперь люди приходят специально и слушают. А колокольный звон - это есть и музыка, и глас Божий, и все это называется - красота русской души.

Татьяна Романенко


Просмотров: 819
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.