Сегодня 25 января 2017 г., среда, 04:39USD 59.21 -0.2866EUR 63.62 -0.3199
Статьи газеты «Мир новостей»

Морской фальстарт

13 февраля 2013
hits 2251

Недавняя авария ракеты “Зенит” может привести к банкротству главного космического предприятия России - Ракетно-космической корпорации “Энергия”.


31 января в Тихий океан упала ракета “Зенит”, запущенная с платформы “Морской старт”. По сообщению информагентств, неполадки возникли на отрезке работы первой ступени ракеты. “Зенит” отклонился от заданного курса, после чего автоматика дала команду на прекращение работы двигателя. Корабль упал в океан. Для отечественной авиакосмической отрасли это может иметь самые серьезные последствия.
РАКЕТА - УКРАИНСКАЯ, ГОЛОВНАЯ БОЛЬ - РОССИЙСКАЯ
Несмотря на формальное украинское происхождение ракеты-носителя, она была оснащена двигателями и разгонными блоками ДС (той самой первой ступени) российского производства (РКК “Энергия”, Энергомаш).
Поскольку авария произошла на этапе работы первой ступени, репутационный ущерб российской космической отрасли здесь очевиден. Но самое грустное даже не в этом, а в том, что после неудачного запуска проект “Морской старт” может быть объявлен банкротом. Что очень больно ударит по “Энергии”, которая и без того находится в бедственном положении.
Напомню: проект “Морской старт” начинался в 1997 году как кооперация четырех стран - России (РКК “Энергия”), США (“Боинг”), Норвегии (компания в области строительства и эксплуатации морских плавучих платформ) и Украины (Южмаш, непосредственный производитель “Зенита”, и ОКБ “Южное”). Идеология проекта была прорывной - создать дешевую и функциональную альтернативу дорогим наземным космодромам с их громоздкой инфраструктурой. И это было сделано всего за два года - первый пуск состоялся в 1999 году. Мировое экспертное сообщество расценило это как настоящий технологический прорыв, поставив в один ряд с созданием GPS.
И до поры до времени эксплуатация “Морского старта” шла без особого шума, но успешно и интенсивно - до 2007 года было совершено 30 коммерческих пусков. А затем как гром среди ясного неба произошел развод “Боинга” с “Морским стартом”. Причем российское руководство узнало об этом чуть ли не из американских газет. Дело в том, что данное предприятие декларировалось на международном уровне в рамках российско-американской мирной инициативы и подавалось как второй проект “Аполлон - Союз”. И вдруг - развод! Причем американцы информировали российскую сторону в том смысле, что выход “Боинга” произошел по инициативе... “Энергии”.
Как мы уже писали в предыдущих расследованиях по этой теме, скандальное событие случилось после прихода генеральным директором РКК “Энергия” господина Лапоты.
При выходе из проекта американцы потребовали вернуть их средства, поскольку финансировал проект исключительно “Боинг”. Поэтому сначала они выставили “Энергии” иск в полмиллиарда долларов, но затем его снизили. На сколько - неизвестно. По экспертной оценке, РКК, вернее ее дочернее предприятие “Си Лонч АГ”, была вынуждена заплатить американцам не менее 200 млн долларов. В те годы это не афишировалось, но деньги были взяты в кредит в коммерческих банках под гарантии РКК “Энергия”. И сегодня они тяжким бременем лежат на корпорации.
И как следствие при Виталии Лапоте начался бурный рост кредиторской задолженности “Энергии” - с 8 млрд рублей в 2008 году до 30 с лишним в 2011 году. Чтобы обслуживать огромную долговую нагрузку, “Энергия” вынуждена была поднять цены на свою продукцию в среднем в 4 раза. А это те самые “Союзы” и “Прогрессы” для оте­чественной пилотируемой программы. Учитывая, что “Энергия” является получателем 40% всего российского космического бюджета, понятно, на что уходили эти деньги. И самое обидное: за все эти годы “Энергия”, главный разработчик оте­чественной космической техники, не сделала ничего нового. Даже в макете, даже в чертежах - ничего, все силы, судя по всему, ушли в “Морской старт”.
ФИНАНСОВАЯ ДЫРА
Но первые выплаты - это только цветочки (чтобы читатель понимал, что такое кредит в 200 миллионов, скажу: в те годы весь оборот “Энергии” не превышал 500 млн долларов, а оборот “Боинга” составлял 50 миллиардов). Выяснилось, что для коммерческого запуска практически любых спутников на международной арене необходимо брать специальную лицензию у американцев. Это связано с международным патентным правом, поскольку в основе современной микроэлектронной начинки спутников лежит американская интеллектуальная собственность.
Раньше вопросы с лицензированием решал “Боинг”, но как только “Энергия” отправилась в свободное плавание, у нее начались проблемы с лицензией. Их удалось решить только в 2009 году - получить лицензию на пять пусков. Но за эти годы “Си Лонч АГ” лишилась долгосрочного портфеля заказов. Для того чтобы эксплуатация комплекса была успешной, необходимо не менее 4-5 гарантируемых пусков в год. При этом полностью проект окупится только после 140-160 пусков. Считайте сами: у “Морского старта” до 2013 года было всего пять гарантированных пусков. После последней аварии на четыре пуска у них два крушения. Остался последний пуск - и дальше пустота. Вряд ли в мире найдется еще кто-нибудь, кто рискнет после последней неудачи заключать с “Морским стартом” новые контракты. Даже руководство “Морского старта” вынуждено было признать, что после года с небольшим самостоятельной работы фирма пришла к финансовому краху (по выражению самого Виталия Лапоты). Прямые убытки по итогам последних двух лет составили 100 млн долларов, а для продолжения дальнейшей работы необходимо как минимум 200 млн долларов.
А теперь самое неприятное. В декабре в СМИ проскочили сообщения, что фирма “Си Лонч АГ”, зарегистрированная в Швейцарии, по местным законам может быть объявлена банкротом в связи с огромной задолженностью. Этот долг образовался из-за расходов на поддержание все эти годы инфраструктуры “Морского старта” в рабочем состоянии, а также из-за кредитов, взятых на выплату долга американцам.
Господин Лапота, будучи одновременно руководителем “Си Лонч АГ” и “Энергии”, подписал гарантийное письмо, по которому российская космическая корпорация обязуется финансово поддерживать весь следующий год “Морской старт”. То есть он фактически затянул в финансовую дыру ведущее космическое предприятие России.
Но и это, судя по всему, лишь прелюдия. Буквально на следующее утро после неудачного старта “Зенита” из Лос-Анджелеса пришло сообщение, что “Боинг” выставил очередной счет “Си Лонч АГ” уже на 350 млн долларов! То есть американцы, действуя последовательно, твердо намерены взыскать со своих бывших партнеров долг в полмиллиарда долларов.
В этих условиях Лапота попытался обратиться к руководству страны с просьбой полностью выкупить “Морской старт” за счет бюджета. И получил в общем-то закономерный отказ. Судя по всему, ему припомнили, что в свое время, принимая решение о разводе с “Боингом”, Лапота не заручился поддержкой руководства страны.
Скорее всего обанкротить “Энергию” государство не позволит, но спасать ее будут, видимо, уже с новым генеральным директором.

 


Марат Хайруллин

Просмотров: 2251
Поделиться
Битва  за Вагановку Далее в рубрике Битва за Вагановку


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.