Сегодня 23 марта 2017 г., четверг, 19:26USD 57.52 -0.1132EUR 62.09 -0.1740
Статьи газеты «Мир новостей»

Народные гаражи в ожидании народа

16 мая 2013
hits 614
Народные гаражи в ожидании народа

Программа “Народный гараж” к 2025 году должна обеспечить всех автомобилистов Москвы машиноместами. Такое заявление сделал глава стройкомплекса столицы и куратор программы Владимир Ресин. План хороший. Но трудновыполнимый. Хотя бы потому, что уже в будущем году город может столкнуться с нехваткой мест под строительство.

МЫ ПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Программа стартовала давно. Ее приняли на заседании Правительства Москвы еще в 2003 году. И - вот ведь удивительное совпадение! - в том же самом году в мэрии пришли к выводу, что “пеналы”, “ракушки” и прочие “временные укрытия” портят облик города и их надо снести. Казалось, тогда их бывшие владельцы уж точно стройными рядами пойдут записываться в “народно-гараже-строители”. Но, увы... Если снос “ракушек” - с ОМОНом, через суды - все-таки начался, то с народными гаражами не заладилось. Планировали в 2004-м построить 400 паркингов, а появился всего один. Удивляться не приходилось: у программы всегда было несколько существенных тормозов. Во-первых, расположение (под гаражи выделялись или бросовые земли, не устраивавшие автовладельцев, или же детские площадки, против чего восставали все жители). Во-вторых, бюрократические проволочки. И, в-третьих, - цены. За минувшее после начала программы время они просто взлетели! Сначала за место просили 60 тыс. рублей, сегодня - 350 тысяч.

В начале 2008 года на заседании Правительства Москвы программа была признана несостоявшейся. Ее куратору - заместителю руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константину Королевскому, - что называется, дали по шапке. Вроде бы провели работу над ошибками: решили удешевить строительство, за счет города разработать типовые проекты. И снова фальстарт. Понадобилось вмешательство первого заместителя мэра Владимира Ресина, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Что и случилось прошлым летом. Практика была выбрана единственно верная для Москвы: сначала построим, а потом продадим; не сможем продать - заставим покупать.

ОТ “ЭТАЖЕРКИ” ДО “ЧЕРТОВА КОЛЕСА”

Не так давно Владимир Ресин с группой журналистов объезжал свои владения. Посетили несколько паркингов, уже готовых к сдаче, намеченной или на конец мая, или на конец июня. Побывали на Смольной, на улице Героев-Панфиловцев, на Лодочной, в Северном Бутове. Везде построены, по сути, открытые этажерки из железобетона. Разница - в этажности (от двух до пяти уровней) да в количестве мест (от 100 до 230). Таких паркингов (а это именно паркинги, а не гаражи, поскольку нет факта укрытия транспортного средства) до конца первого полугодия в Москве сдадут 122, в общей сложности на 44 724 машиноместа. Однако это итог программы на 2009 год. Что касается 2010-го, то по ней должны построить 202 паркинга на 71 тыс. машиномест. Итого - около 116 тыс. машиномест.

Городу требуется в 20 с лишним раз больше! Сейчас без постоянного места паркуются 2,3 млн автомобилистов - и это по состоянию на начало года. Да к тому же автомобильный парк непрерывно растет. Примерно на 5-10 процентов ежегодно. И вот что любопытно: Генплан-2025 данный факт не учитывает. По мнению разработчиков столичного градостроительного закона, прирост автомобилей будет составлять всего 0,6 процента! Откуда такая цифра, выяснить не удалось. Зато, согласно Генплану, гаражами-этажерками через 15 лет будут обеспечены все автолюбители. Отсюда возникает другой вопрос: где же будут построены миллионы машиномест? Ведь в городе уже сейчас не хватает свободных площадок для такого строительства, и во многих префектурах просто не представляют, где их искать.

Предлагается, к примеру, строить народные гаражи под эстакадами Четвертого транспортного кольца, над путями железных дорог (чтобы гаражи заодно выполняли роль шумозащитного экрана). Но при этом нарушится одно из основных требований программы - шаговая доступность, гараж должен располагаться не далее полукилометра от подъезда автовладельца.

Есть, правда, еще один вариант - механизированная парковка. Такие конструкции выпускает Тушинский машиностроительный завод. Она занимает мало места - не больше 100 кв. метров - и представляет собой некое подобие “чертова колеса”, в кабинках которого и размещаются автомобили. Подобная парковка построена на Лодочной улице, на задворках завода. Несмотря на то что машиноместо здесь обойдется на 20-30 тыс. руб. дороже, город намерен заказывать заводу такие механические паркинги: в 2011 году хотят построить 10 тыс. автоматизированных мест. А там видно будет. По мнению Владимира Ресина, такой паркинг - идеальное решение парковочной проблемы в Центральном округе. Но вот найдется ли в ЦАО достаточно участков, пригодных для возведения таких парковок?

ЛУКАВЫЕ ЦИФРЫ

Но и все-таки главный вопрос - это цена. Объясняя, откуда взялись 350 тыс. руб. за самое дешевое машиноместо в паркинге, руководитель управления продаж ГУП “Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения” Елена Горбунова перечисляет несколько общих факторов: проектные работы, строительно-монтажные, подключение... Но ведь речь идет о стандартных проектах - с какой стати включать стоимость проектирования в каждую очередную типовую постройку? Несложно также подсчитать, что стоимости двух машиномест за глаза хватит на оплату бетона, из которого можно “отлить” этажерку на 200 мест. Естественно, еще надо приплюсовать стальные конструкции, зарплату рабочим... Но все равно не может голое пространство, не защищенное от ветра и осадков, которое не надо оборудовать системой отопления, стоить лишь немногим менее, чем жилые “квадраты” в Подмосковье.

Феликс Альберт, президент строительной компании “ХИРШ-Россия”, полагает, что красная цена такому месту - 100-120 тыс. рублей. Да и первый заместитель мэра Юрий Росляк не так давно утверждал, что машиноместо не должно стоить дороже 4-5 тыс. евро (160-200 тыс. руб.).

Пока в Москве, особенно на окраинах, хватает мест на открытых плоскостных парковках за 50-60 тыс. рублей. Условия те же: ни возможности защитить авто от вандалов и осадков, ни помещения, в котором можно было бы складировать сменную резину. Правда, это именуется словом “паркинг”, а теперь обещают “народный гараж”. Может, от того и цена в 6 раз выше?

Тем не менее и в правительстве, и в ГУП “Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения” полагают, что для Москвы это нормально. Аргумент железобетонный: если наши цены не нравятся, добро пожаловать в “коммерческие” гаражи, где стоимость места начинается от 700 тыс. рублей. Но потенциальные владельцы мест в народных гаражах почему-то застолбить в них свое присутствие все-таки не спешат. Как уже было сказано выше, до конца года планируют построить более 44 тыс. машиномест, а вот своих владельцев пока нашли чуть более 3 тыс. - это менее 8 процентов от того, что уже практически построено.

Как же в таком случае строители будут “отбивать” вложенное? Ведь согласно 214-му федеральному закону о долевом строительстве, инвестор не получит ни копейки до тех пор, пока не продаст место и не оформит на него все документы. Не потому ли вот уже четыре года через Мосгордуму пытаются провести закон, запрещающий парковку во дворах? Штрафы - высоченные. Суть закона: приехал, разгрузился - и отгоняй машину. Куда? Естественно, в народный гараж.

Пока что народные избранники отказываются выносить взрывоопасный законопроект на обсуждение. Но вот надолго ли их хватит?

Семен Лейбович


Просмотров: 614
Поделиться


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.