Сегодня 24 марта 2017 г., пятница, 13:25USD 57.52 -0.1132EUR 62.09 -0.1740
Статьи газеты «Мир новостей»

С небес на землю

16 мая 2013
hits 437
С небес на землю

С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ - НА ЗДОРОВУЮ

Наконец-то власти определились с виновниками экономической катастрофы, произошедшей на АвтоВАЗе. Крайними сделали бывшего президента предприятия Бориса Алешина и команду его менеджеров, которые вроде бы недооценили масштаб проблем и бездарно израсходовали государственную помощь.
Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин


Претензий к бывшим руководителям завода действительно выше крыши. В чем только их не обвиняли! И в растранжиривании заводского имущества, и в непомерных зарплатах, и в развале работы. “МН” неоднократно об этом рассказывал. Однако до поры до времени менеджерам все сходило с рук. И лишь после того, как на предприятии в считаные дни растворились 25 миллиардов рублей госпомощи, Алешину пришлось уйти. Впрочем, спустя короткое время это не помешало ему стать гендиректором Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского - крупнейшего научно-производственного комплекса страны в области авиа- и ракетостроения. Ну что ж, не получилось у человека на земле, может, получится в воздухе. Кого у нас удивишь такими “рокировочками” “без потери в зарплате”?

Удивительно другое - с чего это вдруг государство в лице Счетной палаты вспомнило “старое”. Сейчас в вину экс-руководству ставится то, что государственные деньги пошли не на антикризисные меры, а на текущую деятельность. По данным аудитора СП Бесхмельницына, 8 миллиардов потратили на закупку товарно-материальных ценностей, 8,5 миллиарда ушло на расчеты по долгам поставщикам, 2 миллиарда - на зарплаты. Оставшиеся деньги “съели” лизинговые платежи, банковские векселя, облигации и налоги. Причем все эти траты происходили под контролем не только все той же Счетной палаты, но и прокуратуры, федеральных чиновников и кучи других кураторов, которые весь этот год буквально не вылезали с завода. Более того, деятельность Алешина полностью контролировалась госкорпорацией “Ростехнологии”. Вот уж чьи руководители должны отвечать за происходящее! Но к ним претензий-то нет! Если в “Ростехнологиях” считали, что деньги надо потратить как-то иначе, в частности на модернизацию производства, то что мешало своевременно вмешаться в ситуацию.

Алешину многое можно припомнить, но уж никак не то, что он в тяжелые времена частично расплатился с поставщиками, рабочими и долгами. Как без таких платежей завод может функционировать? В противном случае - банкротство. Кстати, нынешний долг предприятия в 80 миллиардов рублей показывает, что, возможно, дело крахом и закончится, несмотря на старания властей. А разговоры чиновников о том, что года через три АвтоВАЗ рассчитается со всеми, включая государство, пока выглядят фантастикой.

Еще одно обвинение руководству предприятия состоит в том, что в конце прошлого года оно недооценило падение спроса. Это абсурд. Угадать такие цифры под силу разве что астрологам. По крайней мере это не смогли сделать не только российские автостроители, но и крупнейшие мировые концерны. Другое дело, что с устаревшей линейкой машин и их “знаменитым” качеством АвтоВАЗ все равно катился в пропасть. И здесь-то как раз вина менеджеров очевидна.

Более того, как сейчас выясняется, и у нынешнего руководства завода с модернизацией не все в порядке. Во-первых, новые машины на базе купленной платформы “Рено - Ниссан” сойдут с конвейера не раньше 2012 года (по российским меркам это называется после дождичка в четверг). Во-вторых, совершенно непонятно, за чей счет будут запускать эти новые модели. Потребуется существенное обновление производства, но на заводе так и не смогли ответить аудиторам об источниках финансирования.

Однако вместо того, чтобы решать насущные проблемы, власти затеяли запоздавший разбор полетов с Алешиным. Впрочем, скорее всего, дело здесь не в нем и даже не в АвтоВАЗе. Уже не первый месяц, в том числе и от Дмитрия Медведева, мы слышим, что эксперимент с госкорпорациями пора заканчивать, а сами их приватизировать. И вот как нельзя кстати появляется доклад Счетной палаты. Документ фактически показывает, что крупнейший государственный монстр - “Ростехнологии”, контролирующий АвтоВАЗ, довел завод до ручки. Может, вывод и правильный. Но если рассматривать его в контексте борьбы за госсобственность, то “душок” от таких методов чувствуется за километр.

Олег Стулов


Просмотров: 437
Поделиться


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.