Сегодня 28 марта 2017 г., вторник, 05:32USD 57.02 -0.4014EUR 61.96 0.0979
Статьи газеты «Мир новостей»

Автопром оставили в коме

16 мая 2013
hits 488
Автопром оставили в коме

На прошлой неделе госкорпорация “Ростехнологии” объявила об объединении АвтоВАЗа и КамАЗа. Зачем это делается, объяснить не может никто, включая и бывшего главу АвтоВАЗа Бориса Алешина, который считается автором идеи. Впрочем, самого Алешина, под руководством которого завод дошел до ручки, это объединение уже не касается. С предприятия он уволился и ждет нового назначения.

Создав новый холдинг (по сути, очередную госкорпорацию) с рабочим названием “Росавто”, власти тем самым признали: отечественный автопром себя полностью исчерпал.

Уже сейчас стоимость АвтоВАЗа примерно в 5 раз меньше суммы его долгов. Как завод будет их отдавать, когда его убытки только за 1-е полугодие превысили 14 млрд рублей? Это при том, что государство, несмотря на кризис, недавно вбухало в предприятие 25 млрд рублей, которые оно умудрилось потратить за считаные недели.

Как можно было довести завод до такого состояния? Наверное, частично ответ содержится в интервью бывшего директора тольяттинского спец-автоцентра Юрия Целикова газете “Вольный город Тольятти”. По данным Целикова, зарплаты топ-менеджеров завода - от 20 до 70 тысяч евро. Они получали огромные премии, оплачивали за счет предприятия свое проживание, телохранителей, иномарки. При этом масштабных инвестиций в обновление модельного ряда сделано не было. Хотя всем было ясно, что это единственный выход, чтобы спасти предприятие.

Зарплаты вазовского начальства в определенный момент превысили выплаты всему трудовому коллективу. Сейчас у рядовых работников зарплаты редко превышают 10 тысяч рублей в месяц.

В августе дело чуть не дошло до социального взрыва. Столь бурного недовольства рабочие не проявляли даже в лихие 1990-е.

Так что нет ничего удивительного, что Алешин уволился. Впрочем, без дела он не останется. Такими кадрами (бывший министр, из обоймы премьера) не разбрасываются. Говорят, Алешина назначат руководителем Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Параллельно институт сделают головной организацией в области всех разработок в военном и гражданском авиастроении. Ситуация здесь схожа с автопромом. По крайней мере в гражданском секторе. За год построили пару десятков пассажирских самолетов. В июле была закончена всего одна машина. Для сравнения: “Боинг” за тот же месяц выпустил более сорока лайнеров.

Зато российскую отрасль ждут многомиллиардные госдотации, по “выбиванию” и освоению которых Алешин проявил себя большим специалистом. И если уж ему не удастся вытянуть разработку самолетов на мировой уровень, то зарплаты руководства будут соответствовать этому уровню наверняка.

Между тем на АвтоВАЗе Алешина сменил профессиональный экономист и банкир Игорь Комаров. К автомобилестроению до последнего времени он отношения не имел и проработал на АвтоВАЗе в должности вице-президента всего несколько месяцев.

На КамАЗе, с которым объединяют АвтоВАЗ, ситуация не намного лучше. Предприятие также погрязло в долгах. За

1-е полугодие продажи грузовиков упали вдвое, а убытки превысили полтора миллиарда. Дело дошло до того, что в августе конвейер был остановлен, рабочих отправили в отпуска с сохранением 2/3 окладов. Скорее всего, осенью ситуация вряд ли улучшится, и руководство КамАЗа это признает.

Что будет с автопромом дальше? Путь, который выбрало государство, подразумевает, что в бюджете всегда найдутся деньги, которые можно вбухать в убыточные заводы. Ну а если денег из-за кризиса не будет? Тогда вместо нескольких локальных социальных взрывов (в Тольятти, Набережных Челнах, других городах, где производят автомобили и автокомпоненты) может произойти один, но очень большой. Наверное, чиновники это понимают, но брать на себя ответственность по реальному реформированию автопрома, в том числе подразумевающее банкротство неэффективных производств, не хотят.

Так что их выбор, похоже, - максимально долгое поддержание автопрома в состоянии комы.

Олег Стулов


Просмотров: 488
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Дна еще не достигли


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.