Сегодня 20 января 2017 г., пятница, 07:02USD 59.35 +0.1691EUR 63.18 -0.0449
Статьи газеты «Мир новостей»

Продовольственные сети ускоряют кризис

16 мая 2013
hits 892
Продовольственные сети ускоряют кризис

Проблемы продовольственных сетей стали тем тазиком с цементом, который тянет сейчас на дно огромное число предприятий малого и среднего бизнеса. Это поставщики самых нужных для людей товаров. Денег от магазинов им приходится ждать месяцами. Можно и вовсе не дождаться. И, как это ни странно, чем скорее владельцы сетей разорятся и продадут бизнес, тем лучше будет для всех. Людям вернут любимые продукты. А с поставщиками (кто сможет выжить) наконец-то начнут нормально расплачиваться.

Вроде бы у населения еще есть деньги в кошельках. И желание хорошо кушать от кризиса не пропало. Так что обороты продуктовых магазинов если и падают, то не очень сильно. Между тем с каждым днем их ассортимент тает на глазах.

Добиться правды о происходящем от самих сетевиков невозможно. В “Седьмом континенте” рассуждать на тему пустых прилавков наотрез отказались. “Пятерочка” прислала вежливую отписку, что пока руководство компании X5 Retail Group не готово комментировать ситуацию.

Зато эксперты высказываются более определенно, и правда оказывается печальной. Гендиректор компании Bastion Group Александр Зайцев, который занимается оптовыми поставками продуктов, уверяет, что “ничего удивительного, что сети лопнут, нет”. “В бизнес-кругах хорошо понимали, что сетевые магазины, по сути, та же пирамида, - утверждает предприниматель. - Большинство из них развивались по одной и той же схеме. Сначала владельцы открывали один магазин, потом под его залог брали кредит и строили следующий и так далее”.

Владельцы сетей без труда захватывали новые территории в регионах. Активность “Вестера”, “Магнита”, “Линии” была просто фантастической. При запредельных ценах на нефть западные банкиры охотно кредитовали российских. А те без лишних вопросов давали в долг почти под любой проект, связанный с розничной торговлей. А уж в средствах для развития крупных сетей недостатка не было тем более.

Кстати, в данном случае российские сетевики не эксклюзивны. И на Западе весь бизнес построен на кредитах под уже существующий бизнес. Однако там система, в том числе и страхования рисков, отработана десятилетиями и даже столетиями. Да и самих магазинов намного больше. И даже если половина из них разорятся, то поставщику будет куда поставлять свой товар, а покупателю - где его купить.

В России же (особенно в крупных городах) владельцы нескольких крупных сетей, по сути, являются монополистами. В условиях кризиса их владельцы встают перед выбором - либо расплачиваться по старым кредитам, либо платить своим поставщикам. Это огромное число предприятий, в основном малых и средних, по всей стране. Те самые реальные производители, с помощью которых власти надеялись “слезть с нефтяной иглы”, и оптовики, которые ввозят недостающее в России продовольствие.

Сетевики, однако, выбирают для первоочередных выплат банки. Там проценты капают, того и гляди можно бизнес потерять. А если еще в банке-кредиторе открыт счет (а так и происходит в большинстве случаев), то банкиры вообще могут забирать поступающие деньги с него, никого не спрашивая.

Предприятиям же предлагают подождать денег 2-3 месяца, а то и все полгода. Логика железная: не хотите работать на наших условиях - не надо. Найдем других. И вот куда тут денешься? И если такие гиганты, как “Вимм-Билль-Данн”, еще могут послать сетевика куда подальше (что зачастую и происходит), то мелким фирмам приходится прогибаться и ждать. Только вот надолго ли у них хватит запаса прочности. А если его нет, то это тысячи новых безработных и гибель нужных стране производств. Хуже последствий кризиса для экономики и представить сложно.

Впрочем, и сами сетевики с такой политикой долго не протянут. Сейчас у них вся надежда на правительство, которое уже рекомендовало ВТБ и Сбербанку перекредитовать продуктовых ритейлеров. Предполагается, что ставка составит 15-18% годовых в рублях. Однако доступ к госкредитам, предназначенным для пополнения оборота и покрытия долгов, пока предоставлен только девяти компаниям, в числе которых “Дикси”, X5 Retail Group, “Магнит”, “Седьмой континент”, “Мосмарт”, “Виктория”, “Лента”, “О’кей” и “Холидей классик”. Остальным торговым сетям, страдающим от кризиса ликвидности, видимо, придется рассматривать возможность объединения с более сильными коллегами по рынку или продавать бизнес.

Покупателей на свою недвижимость они наверняка найдут: “Свято место пусто не бывает”. И это в целом хорошо. Любимые товары вернутся на прилавки, нормализуются отношения с поставщиками. Только вот остались бы к этому времени деньги в кошельках покупателей.

Материалы подготовил Олег Стулов


Просмотров: 892
Поделиться
Следующая новость Не так страшен капремонт...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.