Сегодня 18 января 2017 г., среда, 17:16USD 59.18 -0.2185EUR 63.22 -0.0612
Статьи газеты «Мир новостей»

Народ снова крайний

6 февраля 2013
hits 2026

Почему РЖД решают свои проблемы за счет беззащитных. Об этом в расследовании нашего специального корреспондента Марата Хайруллина.


В начале года разразился очередной скандал вокруг повышения цен на пассажироперевозки в общих и плацкартных вагонах. Как предполагало руководство РЖД, с 1 января цены должны были вырасти почти на 20 процентов. Это повышение в конце года уже было согласовано в правительстве, но из-за крайне резкой реакции общественности вопрос завис в структурах президента. Тем не менее из высказываний чиновников следует, что от этих планов пока никто отказываться не собирается. Тем более что правительство уже определило рост на семь процентов базового тарифа РЖД на грузоперевозки. Учитывая другие малоприятные для рядовых граждан инициативы РЖД, можно сделать вывод, что транспортная монополия страны вступила в период первого после реформы системного кризиса.
ЗАПАХЛО ШАНТАЖОМ
Нужно сказать, что в конце прошлого года глава РЖД Владимир Якунин подбросил сразу несколько тем для публичного обсуждения.
В октябре Владимир Якунин в своем блоге заявил, что “для сокращения дефицита ОАО “ФПК” будет вынуждено отменить около 235 поездов”, причем часть из них межрегионального значения! Ситуация может дойти до того, что из Томска в Новосибирск можно будет добраться только через Москву! Именно это сегодня и происходит. Сейчас Федеральная антимонопольная служба РФ рассматривает сразу несколько дел в отношении РЖД, и в частности об отмене поездов в труднодоступные районы. Например, поезда Томск - Белый Яр, который был единственной связующей нитью между областным центром и райцентром.
Негативную реакцию населения вызвала и массовая отмена электричек во многих регионах России. Насколько можно судить из прессы, в РЖД такую ситуацию объясняют неисполнением регионами обязательств по субсидированию пригородных перевозок. Дело в том, что из состава РЖД была выделена дочерняя Федеральная пассажирская компания (ФПК), которая и должна заниматься пригородными пассажирскими перевозками. В свою очередь, ФПК попыталась разделить ответственность за пригородные перевозки с региональными властями, сформировав в каждом регионе соответствующее предприятие (Пригородные пассажирские компании - ППК) на паях с областными администрациями. Причем ФПК в качестве своего пая предоставляет только сети (собственно, сами рельсы), вокзалы, локомотивы и вагоны, а все финансовое обеспечение берут на себя власти региона. Подобное разделение привело к тому, что в ряде регионов пригородные электрички попросту встали.
И наконец, в декабре начала активно обсуждаться тема об увеличении цен на билеты, причем в самом социальном сегменте - плацкартные и общие вагоны, сразу на 20 процентов. Одновременно были озвучены планы о сокращении числа плацкартных и общих вагонов. Свою позицию РЖД объяснили тем, что государство сократило дотации на эти цели: на 2013 год железнодорожники попросили более 30 млрд рублей, а им согласовали всего 14. И поэтому они, мол, вынуждены идти на такие радикальные меры. В ответ на это в прессе немедленно заговорили о шантаже со стороны РЖД.
ВЗГЛЯД НЕМОНОПОЛИСТА
Однако существуют и другие взгляды на эту проблему. Так, независимый транспортный эксперт, глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов, утверждает: “Длинный путь денег из федерального бюджета в региональный, оттуда - в карманы региональных дирекций РЖД, а оттуда - в сами РЖД - это вообще нонсенс. На самом деле и субсидировать-то нечего. Потому что убытков-то и нет. Это все - бухгалтерские хитрости, посредством которых РЖД участвуют в раздербанивании бюджетных денег. Изначально убытка у РЖД даже от того, что называется социальными перевозками, нет. Я неоднократно видел документы, которые РЖД подавали в региональные Законодательные собрания, дабы те вносили в свои бюджеты пункты расходов на компенсацию убытков по перевозкам. Это безобразие: там ничего не расшифровано, никаких доказательств нет, только написано “убытки такие-то”.
Эксперты также предлагают РЖД решить проблему собственными силами, например снизить арендную плату, которую они берут за сдачу дочерним региональным компаниям, занимающимся пригородными пассажирскими перевозками, локомотивов и инфраструктуры. Но руководство монополии предпочитает не слышать эти предложения.
Еще одно предложение заключается в том, чтобы субсидировать пассажирские перевозки внутри самих РЖД за счет прибыли от грузовых перевозок. Дело в том, что в итоге затеянной в 2002 году реформы МПС пассажирские и грузовые потоки были в РЖД разделены. Причем если Федеральная пассажирская компания убыточная и дотационная, то две другие “дочки” ОАО - Первая и Вторая грузовые компании - прибыльные. Причем их прибыль заметно превышает дотации государства на пассажирские перевозки. Собственно, в советское время так и было - доход от грузовых перевозок пускался на поддержку пассажирских перево­зок. Но нынешнее руководство категорически не хочет этого делать, считая такую меру “нерыночной”. И это как раз дает повод говорить о коррупции в РЖД.
ЗА СЛОВАМИ СЕРЬЕЗНЫЙ КРИЗИС
На самом деле, как считают многие эксперты в отрасли, нынешними публичными декларациями о сокращении пассажирских перевозок руководство РЖД пытается отвлечь внимание общественности от более серьезного кризиса в монополии. Еще в начале осени на селекторных совещаниях с Минтрансом реально стоял вопрос о том, что через несколько месяцев сети (то бишь все железные дороги) могут встать из-за транспортного коллапса - своего рода огромной железнодорожной пробки.
Дело в том, что, разделив пассажирские и грузовые потоки и пустив на этот рынок частных операторов, РЖД спровоцировали огромный рост вагонного парка. Причем если раньше главной проблемой железнодорожников считался так называемый порожняк, то есть пробег пустых вагонов, и с ним боролись как только могли, то теперь частные компании не заинтересованы поиском попутных грузов - им проще заплатить минимальный штраф и отправить в точку загрузки свои вагоны пустыми. Точно так же ведут себя и главные “дочки” РЖД - Первая и Вторая грузовые компании, которые сформированы как акционерные общества и в которых уже присутствуют крупные частные акционеры (например, летом 2011 года в ходе нашумевшей сделки большая часть ПГК досталась олигарху Лисину). В итоге все подъездные пути российских станций оказались забиты пустыми вагонами, оборот вагонов по сравнению с советским периодом (7 суток) увеличился почти в два раза.
Ситуация назревала почти два года и достигла своего пика летом 2012 года, когда встал вопрос о срыве поставок стратегических ресурсов для Дальнего Востока и районов Крайнего Севера. Только тогда, спохватившись, руководство РЖД попыталось срочно решить проблему. Причем очевидно непопулярными методами - пыталось заставить грузовые компании передать им в управление свой парк и, как уже говорилось выше, начало резко сокращать пассажирские перевозки. Собственно, именно на эти действия и реагирует сегодня ФАС - в начале января это ведомство наложило на РЖД беспрецедентный для России штраф - 2,4 млрд руб­лей - за нарушение прав других перевозчиков на железной дороге.
- Это очевидно грубейшая ошибка руководства РЖД при проведении реформы железнодорожного транспорта, - говорит профессор ПГСПУ Павел Сандин. - Погнавшись за скорой прибылью (ведь никто и не скрывает, что в результате приватизации абсолютно все грузовые компании сегодня прямо имеют среди своих акционеров руководителей РЖД всех уровней - от центрального аппарата до регионального), авторы реформы забыли об элементарном: если развивать только вагонный парк и не развивать сети (непосредственно пути сообщения), то рано или поздно они встанут, что сегодня и произошло. Причем кроме прямых эффектов есть еще и побочные - в результате такой непродуманной реформы все больше и больше грузоотправителей уходит к другим перевозчикам. Все, кто может себе это позволить. И фактически сегодня получилось, что РЖД в основном обслуживают крупные сырьевые компании, тех же олигархов. И соответственно служат проводником их интересов. На всех остальных, как то: мелких и средних грузоотправителей и соответственно пассажиров, им попросту плевать. Отсюда и все проблемы.

 

Просмотров: 2026
Поделиться
Как пудрят мозги в салонах красоты Далее в рубрике Как пудрят мозги в салонах красоты


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.