Сегодня 29 мая 2017 г., понедельник, 14:39USD 56.71 -0.0454EUR 63.36 -0.3005
Статьи газеты «Мир новостей»

Киоски-миллионеры

16 мая 2013
hits 1501
Киоски-миллионеры

Поставить в Москве торговый ларек на три года можно всего за 1,6 тысячи рублей, а можно и за 153 млн - как договоришься. О том, как и с кем приходится договариваться, рассказали «МН» отчаявшиеся предприниматели.

УЛОЖИТЬСЯ В СХЕМУ

По-хорошему перемены должны были коснуться далеко не всех. После собянинских мероприятий по сносу ларьков и облагораживанию мелкорозничной торговли число киосков и павильонов сократилось всего-то на 30%. Но искать себе новое место торговли пришлось примерно 80% ларечников.

В феврале 2011 года вышло постановление мэрии № 26-ПП, согласно которому никаких договоров аренды земли под ларьки больше нет. Теперь надо заключать некий договор на размещение киоска или торгового павильона. Схему размещения нестационарных торговых объектов для каждого района разрабатывают отдельно, в ней же прописано, чем каждый ларек должен торговать. Предприниматели должны разыгрывать эти места на аукционах - кто больше заплатит, тому и позволят поставить киоск.

Уже с момента формирования схем начались всякие странности. В них появились совершенно новые адреса, зато не попали многие объекты, годами торговавшие на одном и том же месте. Например, предприниматель Евгений Кручинин со своим продуктовым магазинчиком рядом с метро «Алексеевская». Договор аренды земли был заключен давно и уже перешел в бессрочную фазу. Но в новую районную схему этот торговый павильон почему-то не вошел.

- Муниципальное собрание настаивало на том, чтобы мой магазин все-таки включили в схему (он был очень востребован в районе), но чиновники не пошли навстречу, - рассказывает Евгений. - В октябре 2011-го с нами расторгли договор. Павильон закрыт и обесточен, но мы исправно платим аренду и судимся.

А вот на Таганке ситуация обратная - весь район возмущается, а объект оставили. На площади у метро сейчас строят двухэтажный торговый павильон. По бумагам - не капитальный, на деле - с фундаментом и кирпичной кладкой. Оказалось, несколько лет назад право аренды этого участка получил некий фонд. Никакой торговли там не вел и даже ларька не поставил, но чиновники по какой-то внутренней логике автоматически включили несуществующий торговый объект в районную схему.

Недавно один из лидеров объединения предпринимателей МалогоБизнеса.net Александр Симаков просто проехался по проспекту Мира с фотоаппаратом и обнаружил три десятка нарушений среди легальных, официально одобренных киосков и павильонов. Вот ларек вплотную к дому, тут нет положенного расстояния от проезжей части, этот киоск закрывает светофор, а тот практически не оставил места пешеходам.

- Вывод: никакого единого подхода нет, все - на усмотрение префекта, не умеешь договариваться - в схему не попадешь, - констатирует Александр.

Наконец, старый адрес может и попасть в новую схему, но назначение объекта при этом изменится. Были, к примеру, «Цветы», а стал «Хлеб». Все, ни о каком автоматическом сохранении ларька речи не идет. С назначениями киосков вообще какая-то очевидная ерунда. Подойдите к новым ларькам с надписями «Хлеб» и «Общественное питание» и сравните ассортимент. Удивительно, но и там и там в основном пиво, так что разница невелика. А теперь домашнее задание: найдите в Москве работающий киоск «Рыба». Нам это, по крайней мере, не удалось, хотя почти в каждом районе такие рабочие места разыгрывали.

ДВОЙНОЙ УДАР

От фокуса с переменой целевого назначения пострадала, например, фермерша Надежда Баранова. Был у нее на 9-й Парковой улице тонар с овощами и фруктами. Но чиновники почему-то решили, что в этом месте остро не хватает театральной кассы. Это в спальном-то районе, во дворах. А фермерша осталась с носом. Зато во всем районе Северное Измайлово по схеме должен быть ровно один ларек с фруктами и овощами - на Щелковском шоссе.
Ассортимент почти не различается, будь то ларек «Табак» (вверху слева), «Мороженое» (вверху справа) или «Общественное питание».


Самое смешное, что поначалу попытки нового мэра навести порядок с уличной торговлей Надежда Баранова всячески поддерживала.

- В последние лужковские годы стало слишком много нелегальных ларьков, - объясняет она.

В конце 2010 года киоски, если помните, начали массово сносить, а потом объявили временный конкурс на полгода. Надежда в нем участвовала и выиграла право в дополнение к двум имеющимся торговым прицепам поставить еще четыре.

- Я купила два новых тонара, еще два подержанных, но их тоже в порядок привела, чтобы все было красиво, - вспоминает Надежда. - Больше 500 тысяч потратила. Мы долго собирали бумаги, заключали договоры с энергосбытом, общались с эмчеэсниками. Наконец, в середине марта получили все разрешения, а 30 сентября договоры были расторгнуты. Я спросила чиновников: куда мне теперь тонары девать? Мне ответили, что я могу отвезти их к себе на дачу.

Формально чиновники правы, так как договоры заключались всего на полгода. Но все предприниматели надеялись, что их, как это всегда было, начнут продлевать. Власти же к этому моменту нанесли по ларькам второй удар, обязав малый бизнес ставить киоски установленного внешнего вида. В народе - собянинские павильоны. И хозяева прицепов остались у разбитого корыта.

АУКЦИОН НЕВИДАННОЙ ЩЕДРОСТИ

Теперь ларечникам, которым не повезло, одна дорога - участвовать в аукционах. Но тут обнаружилась удивительная вещь - на все конкурсы ходят одни и те же фирмы. В Восточном округе, например, ООО «Дебют», ООО «АРТ МАРКЕТ» и ООО «Дилинг сити». Им что хлеб, что рыба - везде на аукционы заявляются.

Однако участвуют не везде. Вот за павильон по торговле мясной продукцией по адресу: 2-я Пугачевская ул., вл. 8, они торговаться не стали. Из 14 заявившихся в итоге торговались только трое. И, пожалуйста, павильон ушел за скромную сумму в 35 тысяч рублей. Это за три-то года торговли. Сильно меньше, чем раньше платили ларечники.

А вот хлебный киоск на Уссурийской улице, вл. 5, к. 1. За него бились как львы. Сперва «Дебют» взвинтил цены с 2,8 тысячи рублей почти до 100 тысяч. Потом «Дилинг сити» скакнул со 122 тысяч до 502, а «АРТ МАРКЕТ» поднял ставку до 850 тысяч. В итоге объект был разыгран за 1,3 млн. В битве за соседний торговый модуль упомянутая троица и еще 7 из 14 зарегистрированных участников аукциона участия не принимала. И вот вам результат - 25,8 тысячи за право размещения.

- Схема такова: пришедшему на конкурс предпринимателю предлагают заплатить каждой заявившейся фирме отступные за неучастие по 50-100 тысяч рублей, - объясняет Александр Симаков. - При этом деньги передаются чуть ли не на глазах членов аукционных комиссий в зданиях префектур. Тогда объект уходит очень дешево. Строптивых бизнесменов наказывают, взвинчивая цену до миллионов рублей.

Тут свои рекорды. Например, право поставить киоск «Бытовые услуги» на Открытом шоссе уступили, считай, даром - 1605 рублей. А точка общепита на Сокольнической площади досталась некоему ИП Сафонову Юрию Федоровичу за 153 002 003 рубля 44 копейки. Ну хорошо, выиграли место за миллионы, а дальше-то что?

- Одни выигрывают такие конкурсы, только чтобы вытеснить конкурентов, а торговать и не собираются, - констатирует Александр Симаков. - Другие - это фирмы, зарегистрированные в офшоре или по потерянному паспорту, которые размещают объект, но не платят и никогда не заплатят даже сотой доли обещанного. Расторжение договора по суду - дело долгое, а до тех пор они спокойно торгуют.

ПАВИЛЬОН В АРЕНДУ

- И у нас была похожая практика в прошлом году, когда заявлялись на конкурсы фирмы-однодневки, а победив, немедленно предлагали ларьки в субаренду, - признается председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. - Но последнее время жалоб не поступает. Специальным указанием мэрии хозяева давно существующих газетных киосков освобождены от участия в аукционах.

Тем временем стандартным предложением на электронных досках объявлений стала «аренда собянинского павильона».

- На рынок субаренды попадает до 30% всех московских ларьков, хотя это полностью незаконно, - констатирует Александр Оськин. - Для киосков печати эти показатели ниже, потому что технологии торговли сложнее. Газеты - это не шаурма и не овощи.

А вот, пожалуйста, «Овощи» - объявление предлагает готовый павильон рядом с метро «Строгино», даже адрес есть: ул. Кулакова, вл. 23. Основной арендатор хочет за него 60 тысяч в месяц. Звоню по указанному номеру.

- Да, ларек есть. Там договор до конца 2015 года.

- Назначение только «овощи-фрукты», а можно ли как-то варьировать, продавать пиво и сигареты? - спрашиваю я.

- Придется на 80% торговать овощами-фруктами, как прописано в договоре, - отвечает автор объявления. - Пиво исключено, а сигареты можно. Если вы настроены конкретно разговаривать, то давайте завтра встретимся. Обычная комиссия нашей фирмы 50%.

Не без труда находим протокол аукциона на этот адрес на сайте управы «Строгино». Оказывается за право на овощной киоск шла напряженная борьба. Одни шаги аукциона занимают восемь печатных страниц. Право разместить киоск за 6,97 млн рублей выиграло ООО «Рус­элитбизнес». Тоже активный игрок на всех аукционах своего округа, на этот раз - Северо-Западного. Не важно - молоко на повестке дня или лекарства, фирма в этих конкурсах участвует.

Легко посчитать, что даже при 60-тысячной аренде почти 7 миллионов за три года не набрать. Это, конечно, если 7 млн платить. А если просто собирать аренду, то очень неплохой бизнес получается.

Никита Аронов
"Мир новостей"


Просмотров: 1501
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Раменки встали на годы


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.