Сегодня 29 мая 2017 г., понедельник, 23:59USD 56.71 -0.0454EUR 63.36 -0.3005
Статьи газеты «Мир новостей»

За красоту заплатит покупатель

16 мая 2013
hits 1885
За красоту заплатит покупатель

Сергей Собянин уволил гонителя столичных киосков, шефа Департамента торговли и услуг Михаила Орлова. Но дело Орлова будет жить - еще 11 апреля мэр заявил, что «идет оптимизация мелкорозничной торговли», которая сократит число ларьков почти на треть - с 14 до 10 тысяч. Палатки печати сносить не будут, но разорят архитектурными переделками. Зато на освободившиеся места могут прийти десятки тысяч торговых автоматов.
Даже такие новенькие киоски мэрию уже не устраивают


Оптимизация на марше. Я, например, недавно остался без завтрака - по дороге на работу обнаружил, что палатку с сэндвичами ликвидировали. Газетные киоски решено не трогать, но и им грозит не менее серьезная опасность - принудительное архитектурное обновление.

- По нашим подсчетам, переход на новые ларьки обойдется отрасли примерно в 1 млрд рублей, - объясняет председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. - Деньги совершенно неподъемные, даже если город позволит отложить замену на три года, предпринимателям столько не скопить.

ДОРОГОЕ УКРАШЕНИЕ

Разберемся, откуда такая астрономическая сумма. Тем более что киоски новой конструкции на улицах уже попадаются и ничего роскошного в них на первый взгляд нет.

На каждом из них написано, чем именно он торгует: молоком, мороженым, табаком или фастфудом. То ли это ностальгия по СССР, то ли какой-то дизайнерский изыск. Умом желание столичных властей непременно продавать хлеб отдельно от молока не понять. Но в реальности ассортимент палаток «Табак» и «Мороженое» почти совпадает. И там и там продают пиво, сигареты и газировку.

Что в новых киосках сразу впечатляет, так это размер. Потолки под три метра - покруче иных новостроек. На фоне своих менее современных собратьев ларек смотрится как барский дом в окружении надворных построек. Стилистика, кстати, тоже от помещичьей архитектуры. Киоски в центре города явно тяготеют к русскому классицизму уездного разлива. Впрочем, то, что сейчас появляется на московских улицах, - лишь бледная тень изначальных эскизов Москомархитектуры. У ларьков в «классическом» стиле были, например, предусмотрены стены из искусственного камня. От этих изысков, к счастью, отказались. Но получилось все равно слишком дорого.

Если киоск старого покроя стоил у производителя порядка 150-200 тысяч рублей, то новый - вдвое дороже. Я специально позвонил и проверил - в первой фирме за простенький и не самый большой ларек просили 250 тысяч рублей. Выполнить заказ готовы за три недели. Быстрее нельзя, потому что проект Москомархитектуры предусматривает обязательные алюминиевые стеклопакеты, а они долго делаются. Во второй конторе обвинили конкурентов в непрофессионализме и попросили 315 тысяч. Но до июня заказов не принимают - большая очередь.

- Высокие цены обусловлены не столько стоимостью материалов, сколько соотношением спроса и предложения, - считает председатель совета московского отделения организации предпринимателей «ОПОРА России» Александр Жарков. - Изготовителей ларьков в Москве единицы. На массовую замену их мощностей все равно не хватает. Вот цены и взвинтили.

При таких расценках даже многие торговцы ходовым товаром остаются не у дел.

- Стоимость трехлетней аренды места под ларек на аукционе - это примерно 2 млн рублей плюс нужен сам киоск и товары, - перечисляет Александр Жарков. - Не имея свободных 100 тысяч долларов, делать на этом рынке теперь нечего.

Продавцам газет еще тяжелее. Их ларьки дороже продуктовых - 400-600 тысяч рублей за штуку. В том числе из-за больших витрин, ведь в обычном киоске нужно показать покупателю до 1000 разных изданий. Кстати, первые предложенные Москомархитектурой варианты ларьков для этих целей вообще не годились. Но после обращения АРПП был разработан новый проект. Торговцы надеются, что город снова пойдет им навстречу и на этот раз подкинет денег на обновление киосков.

- Рентабельность отрасли сейчас стремится к нулю, доходы сильно упали, - констатирует Александр Оськин. - Кто-то стал беднее и реже покупает газеты, кто-то чаще смотрит новости в интернете, а молодежь просто меньше читает. Но чтение - это вопрос культуры, духовности, вот мы и надеемся на поддержку властей.

Без господдержки одни ларьки поднимут цены, другие переложат затраты за архитектуру на издателей. В общем, либо газеты подорожают, либо издания, оставшись без нормального распространения, вынуждены будут закрыться. В итоге за все заплатит покупатель.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЗАМЕНА

Но власти, похоже, собираются поддерживать совсем другой вид мелкорозничной торговли. Недавно они заявили, что к 2015 году в Москве станет 90 тысяч торговых автоматов. Реально - даже больше, ведь статистика знает только о 14,5 тысячи официальных вендинговых машин, а многие участники рынка работают в темную. В инфраструктуру для автоматической торговли город вложит 8 млрд рублей. Обсуждение пока закрытое, но к концу года должна появиться некая концепция.

Машины сейчас чем только не торгуют. От питьевой воды до красной икры (одну из таких машин можно увидеть в здании мэрии). Умная техника умеет не только варить кофе и продавать сэндвичи, но даже делать хот-доги без участия человека. Так что на московских улицах могут появиться полностью автоматические вендинг-кафе. А вот киоска печати машина не заменит. Иллюстрация тому - газетные автоматы в метро, где большинства газет просто нет. Да и для издателей эта торговля в убыток. Стоит торговая машина не дешевле ларька. За кофейный автомат надо заплатить 100-200 тысяч рублей. За автомат-пиццерию - уже под миллион. И это не единственная сложность.

- Три главных вопроса, которые волнуют бизнес: как будут распределяться места, какой будет аренда и как быть с нашей погодой? - перечисляет главный редактор журнала «Век вендинга» Анастасия Лобанова.

От места в автоматической торговле зависит почти все. Если машина не приносит дохода, значит, ее нужно переставить. Аренда 9 тысяч рублей в месяц (как у ларечников, но в пересчете на 1 кв. метр) способна свести на нет самое выгодное местоположение. Климат - тоже вещь серьезная. Ведь уже при минус 15 градусах автоматика дает сбои. А значит, придется либо ставить обогреватели, либо собирать машины в отапливаемые павильоны, которые непонятно чем лучше ларьков.

- Павильоны были бы выходом, если, конечно, в них не начнут ночевать бомжи, - считает Инна Михайлова, генеральный директор сети кофейных автоматов «Капучок». - А просто так на улице я бы свой автомат не поставила. Вы видели, как выглядят отдельно стоящие терминалы оплаты? Все обклеенные объявлениями, разрисованные, часто разбитые.

- В Калининграде есть сеть торговых автоматов на автобусных остановках, так на каждом из них панели меняют в среднем дважды в месяц, - разделяет опасения по поводу вандализма Анастасия Лобанова.

Если в мэрии сумеют решить все эти проблемы, то встанет вопрос о внешнем виде торговых автоматов. Тогда отцам города придется либо и для них выдумать архитектурную концепцию, либо объяснить, зачем издевались над ларьками.

Никита Аронов
"Мир новостей"







ГОЛОВУ БЫ ОТОРВАЛА ТОМУ АРХИТЕКТОРУ

Лариса, продавщица нового табачного киоска:

Удобно? А сами-то как думаете? Вот представьте себе: стоит очередь, и мне постоянно приходится вставать ногами на прилавок и наверх за сигаретными блоками лезть. А очередь все это время стоит. У нас на некоторых других точках в новых ларьках крыши текут. Про свой не знаю, он у меня еще четыре дня только. Теплый ли? Подождем зимы. От жары у меня тут кондиционер есть. Но, если честно, я бы голову оторвала тому архитектору, который эту «табачку» проектировал.


Просмотров: 1885
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Держи Москву шире


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.