Сегодня 29 мая 2017 г., понедельник, 12:44USD 56.75 +0.6859EUR 63.66 +0.6573
Статьи газеты «Мир новостей»

Как советский конструктор стал папой Карло

16 мая 2013
hits 1559
Как советский конструктор стал папой Карло

Новый год в России постепенно перестает быть синонимом праздника. От нового года ждут повышения тарифов на транспорт и электроэнергию. А ведь было время - ждали чуда. В разгар новогодних каникул журналист “Мира новостей” отправилась подальше от Москвы, в Сибирь, в поисках утерянной сказки. Где над злом одерживает победу добро, а не бабло, как в столице. И хотя бы самый главный герой имеет призрачный шанс жить долго и счастливо, а не мало и плохо, как большинство россиян. “Где у вас тут, хм, сказка?” - пытала я томских коллег-журналистов. И мне дали адрес частного кукольного театра.
Создатель театра живых кукол Владимир Захаров


ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК СО СКАЗОЧНЫМИ СУЩЕСТВАМИ

В Томске минус тридцать. И снег скрипит под ногами: хрусть-хрусть. И елки на площадях - настоящие лесные красавицы, а не дизайнерские искусственные каркасы. С неминуемого в каждом городе проспекта Ленина сворачиваю в сторону и оказываюсь в деревеньке. Кругом - частные дома, дымок из труб, лай собак.

Передо мной двухэтажный, квадратный на вид сруб. Открываю дверь и попадаю в странное пространство, оказывается, дом внутри не разделен на этажи. Вообще-то это мастерская, но по вечерам занавес опускается, закрывая рабочие столы и инструменты от зрителей, и дом превращается в театр. Как потом мне объяснит хозяин этого необычного здания, это не дом, это сундук, который обжили сказочные существа.

...У открытого очага, в котором потрескивают березовые поленья, сидит хозяин дома с седой пушистой бородой и во фланелевых штанишках. Создатель самого необычного в стране театра живых кукол - Владимир Захаров.

- У вас такой вид... вы очень похожи на сказочника, над имиджем работали? - нас, столичных, внешностью не обманешь.

- Да ну не брился просто, - говорит Владимир Яковлевич тихим задушевным голосом (таким разговаривали пластинки в моем детстве, помните: “Дружок, хочешь я расскажу тебе сказку?”).

- И над голосом не работал, - предупреждает мой следующий вопрос Захаров, - а все говорят: у тебя такой голос сказочный. Чаю хотите? С пряниками...
Семья древних людей полгода провела в Японии на ЭКСПО-2005


Пока я раздеваюсь, в углу кто-то оживает и начинает болтать. Смотрю, а это бабулька мелко-мелко перебирает спицами и призывает ворчливым старческим голоском складывать денежки на развитие театра в ее мешочек. Бабушка - это живая кукла, она умеет говорить и двигаться, как все куклы Владимира Захарова.

Куклы - единственные артисты его театра. И он сам. Он делает кукол, пишет сценарии спектаклей, поет под гитару свои песни, встречает и провожает своих зрителей.

- Я знаю, о чем вы спросите, меня об этом все томские журналисты спрашивают: “Если у кукол душа?” - и смотрит хитренько.

Я даже чаем поперхнулась. Живут же люди! Думают о том, есть ли у кукол душа...

В Томске Владимира Захарова окрестили папой Карло.

- Людям нужно клише, - пожимает плечами кукольник.

Правдоподобно. Одна только деталь - томский папа Карло говорит на итальянском.

Ну и как водится в любой сказке, давным-давно Владимир Захаров жил и не думал о том, что когда-нибудь станет сказочником и единственным актером в собственном театре кукол.
Папа Карло. Автопортрет


ТЕАТР НУЖЕН ВСЕГДА, В КРИЗИС - ОСОБЕННО

- Я пытался стать достойным советским гражданином, с шестого класса мечтал заниматься робототехникой. Ходил в кружок технического творчества, мой трактор даже ездил на выставку на ВДНХ. После школы надо было куда-то поступать, чтобы продвигать себя по жизни. Моя семья жила в Узбекистане в маленьком городе, и в школе была постоянная проблема с уроками физики, а конкретно у меня еще и проблема с русским языком, так что в престижный вуз, например, в МГТУ имени Баумана, я поступить не мог. Поехал в Томск, поступил в Политех, и не прогадал. Во-первых, потому что я смог поступить, получив на экзаменах три пятерки и одну двойку по сочинению, во-вторых, на очень хитрую специальность “Кибернетика электрических систем”, которая охватывает все, что преподают в Политехе. И я стал специалистом в различных технических областях, по чуть-чуть, но все же. Получив диплом, стал искать, где мне применить свои знания, как раз при приборном заводе организовалась лаборатория, в которой был сектор роботов.

И я стал механиком, конструктором по разработке роботов и внедрению их в производство. Занимался автоматизацией и гормолзавода, и кирпичного, и на хлебозаводе собирались что-то там делать. Разрабатывал, допустим, автоматизацию упаковки шурупов. Но при нашей культуре производства это была абсолютная безнадега. И 800 человек в лаборатории, которая потом таки организовалась в НИИ, занимались всякой фигней. Потому что это был Советский Союз, был 583-й приказ по созданию гибких автоматизированных комплексов, безлюдная технология, но внедрить это было невозможно. Я видел, как наши русские товарищи используют на кирпичном заводе автоматизированные линии производства, например, Италии или Франции. Оператор, девушка, сидит на платформе с железякой в руках и держит ее наготове, а когда платформа подъезжает - она кирдык железякой по датчику, потому что датчик настроить некому. Или на упаковке кирпичей работает робот, но настроить этого робота некому, робот схватил стопку кирпичей и понес, один кирпич выпал, и шесть мужиков с поддоном стоят и караулят, когда кирпич упадет, чтобы его поднять и снова в стопку сунуть, иначе процесс не пойдет. Понимаете? Не надо думать, проще поставить шестерых мужиков, чтобы бегали за кирпичами.

Я точно знал, где валяются роботы с миллионами рублей экономического эффекта, я знал, где валяются мои разработки. Все было фикцией.

И я разочаровался во всем этом деле, потому что работа была бесполезной.

И тогда я стал искать, куда себя применить, а так как я уже тогда был президентом клуба самодеятельной песни, то познакомился с главным режиссером томского кукольного театра “Скоморох”. И на какой-то собирушке зашел разговор об автоматизации в театре, и меня пригласили поучаствовать в работе над спектаклем “Мастер и Маргарита”. Я должен был сделать МАССОЛИТ (вымышленное литературное объединение в романе Булгакова. - Авт.) в виде буфета, где 35 кукол кушают, поют, играют на инструментах, стоят в очередях за гонорарами. Потом я сделал для этого спектакля и собаку Понтия Пилата, которая поднимала голову и смотрела в зал, и Фриду, и джаз-банд...
Домовенок Кузя


Год я работал параллельно в НИИ и в театре. И понял, что в театре гораздо интереснее, все, что я изобретаю, идет в дело, все показывается зрителю. Это была реальная работа, которая нужна людям. И уровень задач, которые мне ставили в театре, был на порядок выше тех, что мне ставила робототехника.

В 87-м году я окончательно ушел в театр. А в 91-м создал свой собственный.

- В 91-м?! Театр?! Кукольный?! Это же чистое безумие!

- Не так давно я разговаривал с одним бизнесменом из Новосибирска, он говорит: “Хорошо вам, кукольникам, вас кризис не касается, потому что вы всегда нужны, а нам, бизнесменам, сейчас страшно сложно”. Театр нужен всегда, в кризис - особенно. В кризис тяжело государственным театрам, а у меня - частный, я сам определяю, как работать, сколько и зачем.

- А как выживали в 90-е?

- В первое время я занимался еще и корнепластикой, делал из корня кедра подсвечники, подвески, браслеты, дверные ручки, оправы для зеркал - все это сдавал в магазин. Чтобы построить само здание театра, я занялся изготовлением механических кукол на продажу. На эти деньги я мог себе позволить ездить на международные театральные фестивали и ни у кого не одалживаться.

ПОЧЕМУ ФРАНЦИЯ ОСТАЛАСЬ В ТОМСКЕ

- Сейчас куклы на заказ я больше не делаю, у меня нет в этом необходимости. Да, я самый зажиточный кукольник, у меня есть возможность делать сложные куклы для спектаклей, дарить их и бесплатно заниматься с учениками.

...Куклы Захарова живые еще и потому, что они путешествуют и живут в самых разных уголках мира. Например, профессор Преображенский, сидящий за столом с Шариковым, обитает на Кипре. Профессор Преображенский, следуя авторскому тексту, советует не читать советских газет до обеда, а пьяный Шариков поднимает голову и снова падает на стол.

А бывает, что Захаров встречается со своими куклами совершенно случайно, как, например, это произошло на международной выставке в Японии.
Ожившая бабуля призывает складывать деньги на развитие театра


- Захожу в павильон и вижу своих кукол - семью неандертальцев, которую сделал по заказу “Сахаэкспомамонт”, - едва живых, потому что они уже полгода работали по 12 часов в сутки.

В рассказах Захарова мне нравятся такие вот обороты: “Как-то делал я губернатора Рязанской области...” В том смысле, что кукольного губернатора - в подарок настоящему. Кукольный, как и настоящий, отрабатывает удары теннисной ракеткой левой рукой и одновременно рассуждает о чем-то своем.

- Медведева и Путина я никогда не делал, - говорит Владимир Захаров, - а делал я Германа Грефа в натуральную величину. Наша томская администрация решила сделать ему подарок.

В подарок послу Франции Захаров сделал куклу Францию - с кедровыми грудками на пружинках, кукла кокетничала, все волновалась, как она сможет узнать посла, и просила в том случае, если посол подойдет, тронуть ее за грудь, потому что у нее там датчики.

Куклу томичи французам не подарили. Очень уж хорошая вышла. Зажали.

Некоторые куклы совсем продвинутые. Ежик, например, ведет свою страничку “В контакте”, а в друзьях у него тоже творение Захарова - Емеля.

- А вы никогда не думали, чтобы перебраться в столицу? Расшириться?

- Нет. Даже если бы мой театр был на проспекте Ленина, а не вот так, в стороне, мне бы не было покоя, мы бы с вами не могли спокойно сидеть и беседовать, задергали бы. Мне здесь хорошо, - отвечает Владимир Яковлевич.

В сказке обязательно должны быть злые персонажи. И они есть. Например, “пройдоха Гафуров”, который запатентовал механических кукол как свое изобретение, хотя все знают, что механических кукол придумал Захаров.

- А, - машет рукой кукольник, - что о нем говорить.

А еще Владимир Захаров грустит, что кукол сейчас разучились делать и даже учебных учреждений нет, новые куклы делают, потроша старые.

И уверяет меня на прощание, что если хорошо делать свое дело, то обязательно достигнешь успеха. Про то и сказка.

Надежда Арабкина,
Томск-Москва


Просмотров: 1559
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Узкий взгляд на Россию


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.