Сегодня 17 января 2017 г., вторник, 15:57USD 59.40 -0.2052EUR 63.28 0.0556
Статьи газеты «Мир новостей»

Живые петухи и мертвые люди

16 мая 2013
hits 1158
Живые петухи и мертвые люди

Я совершенно не разбираюсь в искусстве. Было дело, один московский скульптор черпал во мне вдохновение. И вот настал момент истины - он привел меня в темную мастерскую и... зажег свет. Лицо скульптуры было чем-то похоже на мое, только скулы четче, лоб выше, шея тоньше. Меня пронзила догадка, что, слепи меня такой, какая есть, скульптуру могут и не купить.

- Я ценю твое мнение, потому что ты обычный человек, не разбирающийся в искусстве, - сказал скульптор, - ну как тебе?

- Прекрасно, - выдавила я, - только вот почему у нее на плече - хорек?

- Это горностай! - оскорбился ваятель.

Так что редакция определенно совершила ошибку, отправив на Биеннале современного искусства человека, который в этом искусстве не разбирается.

С ПИВОМ ПОТЯНЕТ

Видимо, сообразив, что таких, как я, будет немало, организаторы биеннале предусмотрительно призвали общество к терпимости и наивному, почти детскому поклонению, в которых современные творцы так нуждаются.

Ходить на выставки в одиночку - скучно. Найти терпимых и наивных - не просто. Я, как могла, несла идею современного искусства в массы.

- Пойдемте хоть на выставку “Русское бедное”, - призывала я друзей и родных.

- А что там? - осторожничали близкие мне, но далекие от современного искусства люди.

- Ну там очень интересно! Художник взял обыкновенный хлам и превратил его в арт-объект!

- Интересно... - грустили друзья.

- Или выставка “Не игрушки”. Художник взял обыкновенные игрушки и превратил их в арт-объект.

- А еще? - требовала непросвещенная публика.
Современное искусство сносит голову


- Вот! Отличный проект. Художники взяли обыкновенные железные кровати и превратили...

- В арт-объект? - радостно догадался муж.

На секунду мне показалось, что я ухватила за хвост основополагающую идею современного искусства...

Проект “Спальный район” показался мне наиболее привлекательным, потому что авторы уверяли, что это новая форма подачи современного искусства, мол, пора перестать подносить его как изысканное блюдо для искушенной публики, надо нести современное искусство в массы. Причем нести буквально. Принести и поставить в спальном районе Москвы, чтобы обыватели соприкасались с ним исподволь, например, по дороге из дома к метро.

- Место у метро “Волжская” мы выбрали не случайно, - открывала выставку кроватей одна из художников-кураторов, - здесь пересекаются три района: Кузьминки, Люблино и Печатники. Это место - сакральное, - заверила художница. - И не расходитесь, скоро начнутся перформансы. Один из них - жарение шашлыков - уже начался.

Чуть поодаль группа художников действительно жарила шашлыки на железной кровати, переделанной в мангал. Современное искусство аппетитно пахло и собирало вокруг себя толпы наивных поклонников. Художники предлагали шашлык всем желающим, оплата - свободная, кто сколько может. Где-то, я думаю, этот перформанс уже видела, то ли в Адлере, то ли в Коломенском... Только цена была фиксированная.

- Кстати, вон в той брезентовой палатке можно закусить, - неожиданно закончила свою речь куратор выставки.

Посетители оживились и, стараясь не толкаться (культурное все же мероприятие), ускоренным шагом двинулись к палатке. Угощали вином, разливным пивом и соленой рыбой. Идея подавать современное искусство жителю спального района под чешское пиво оказалась конгениальной. Надо, надо искать новые формы для диалога с обществом. Атмосфера стала теплее и как-то салоннее. Только свободных кроватей становилось все меньше. Публика, набрав пива и рыбы, искала, где бы прислониться. Кровати оказались, как никогда, кстати.

Нам с подругой удалось занять арт-объект под непонятным простому человеку названием “Развод конформистов”. Кровать была разделена на две части, одна выкрашена в розовый цвет, другая - в голубой. Я села на розовую половину, подруга - на голубую.
Резиновая кукла - подарок Андрея Бильжо жителям спального района


- Могли бы и вставать время от времени, - обиделась на нас какая-то дама, как выяснилось, автор арт-объекта.

Нам стало стыдно, мы встали, арт-объект тут же заняли другие люди. Художница вздохнула, мысленно плюнула и пристроилась на свободное местечко.

А столкновение масс с современным искусством постепенно принимало неуправляемый характер.

В кровать, переделанную в огромную корзину из супермаркета, пыталась залезть молодая девушка. Потом туда посадили ребенка. Ребенку нравилось.

На соседнюю двуспальную кровать с изголовьем в виде водопроводных кранов - идея художника состояла в том, что житель спального района, измученный долгой дорогой, успевает только принять душ и сразу ложится спать - улеглись мужчина и женщина. Возможно, идея автора показалась им близкой. Арт-объект не выдержал соприкосновения с реальностью и рухнул под радостное гоготание толпы.

На шум прибежала куратор выставки и долго ругалась на вандалов.

- Непрочное - современное искусство! - хулигански крикнула я.

Куратор выставки коротко глянула на меня, но я успела прочитать во взгляде: “И для этого быдла...”

Те, кто жил поблизости, сбегали за фотоаппаратами - люди садились и ложились на кровати ради моментального снимка. Жители спального района наконец-то поняли, для чего нужно современное искусство.

Автор кровати с бельем из старой резиновой лодки отгонял желающих прилечь, как назойливых мух: “Если искусство станет массовым, я останусь без арт-объекта”, - объяснял он свое недружелюбие и брезгливо перестилал кровать.

Кураторы проекта говорили о том, что выставка кроватей на улице своего рода эксперимент на сознательность и культурность граждан. Я вздрогнула, представив перформанс с участием резиновой куклы с кровати карикатуриста Бильжо и группы юных жителей сакрального района. Но вечером по телевизору сказали, что выставку круглосуточно охраняет наряд милиции, и я успокоилась.

ХОЖДЕНИЕ ПО ТРУПАМ

Самая модная галерея современного искусства в Москве принадлежит подруге Романа Абрамовича Дарье Жуковой. Что показательно. Потому что увести олигарха у жены и пятерых детей тоже форма современного искусства. И ничего удивительного, что эта галерея стала основной площадкой московского биеннале, на которой представлены работы современных художников со всего мира. Это вам не кровати на “Волжской”.

Первое, что видит посетитель, попадая на выставку, - вольер с петухом и двумя курицами. Какое, казалось бы, отношение имеет домашняя птица к современному искусству? Выяснилось, что самое прямое. Экспозиция, если так можно выразиться, интерактивная. Глобальный космополитичный проект развивается прямо на глазах посетителей. Петух должен покрыть одну из куриц, а та снести яйцо, из которого вылупится новое произведение современного искусства - цыпленок-космополит. Представленный петух - сам продукт череды непростых скрещиваний. Уже не помню очередности, но что-то вроде того, что английского петуха скрестили с голландской курицей, получившегося петуха - с испанской, получившегося - с итальянской. И так еще много раз. И вот последний петух должен оплодотворить яйцо русской курицы. Как только петух сделает свое дело, из него самого cделают чучело. Чучела стоят тут же.

Искусствоведы напирают на то, что современное искусство - отражение современного мира. Какой мир, такое искусство. В каком же неприглядном мире мы живем!

В одном из павильонов нон-стопом крутят видеоролик. В аннотации к нему указано, что художник исследует человеческое тело. В кадре - красивая блондинка и черная рука в белой перчатке, то ли фокусника, то ли хирурга, наверное, это и есть рука художника. Рука щупает и мнет тело девушки, делает надрезы и посыпает цветочной пыльцой. Сама девушка отчаянно мастурбирует.

Пейзажи из шоколада и сгущенного молока, художественно изгрызенных мышами, после видеоролика мне даже понравились. Глаз отдохнул и на инсталляции из спагетти.

Как-то мне рассказали поучительную историю про девушку, которая вышла замуж за американского художника, а он оказался простым маляром, в свободное время малюющим гигантские женские половые органы.

Так что к произведению искусства под названием “Космическая вагина” с использованием птичьих перьев я была отчасти подготовлена.
Перформанс от автора арт-объекта


Выдумка одного из художников казалась почти детской. Он представил гробы в виде кроссовка и рубанка. По его мнению, всех людей нужно хоронить в форме того предмета, с которым они профессионально связаны при жизни. По мысли художника, мое тело, видимо, следует завернуть в газету.

К концу экспозиции я с тоской вспоминала петуха и куриц. Потому что современное искусство в прямом смысле слова зашагало по трупам. Напоследок посетителя добивали фотографиями мертвых людей в полный рост, одетых в гламурные одежды. Трупы были с синяками, с зашитыми через край шеями. Авторы проекта убеждали, что трупы невостребованные и одеты на компьютере.

Но мне уже было все равно. Я грустила по картине Саврасова “Грачи прилетели”. О том, что он спился и умер в нищете.

КУ-КУ, ПУПСИК!

Серьезный критик не может себе позволить посещать экспозиции по географическому принципу. А я думаю, дай-ка зайду в первую попавшуюся галерею, вдруг там меня ждет настоящий шедевр современного искусства.

В галерее я оказалась единственным посетителем. Для меня включили свет в залах. И я осталась наедине с работами русского современного художника, проживающего в Нью-Йорке.

Уходить сразу показалось неприличным, и я внимательно осмотрела экспонаты: кормушку из пакета из-под кефира и инсталляцию из офисных стульев и одного “бабушкиного”. Посреди зала лежали перевернутые вверх дном деревянные реечные ящики, в которых на рынке продают виноград. Ящики лежали по-разному. Но все же это были ящики. Без всякого сомнения. Я поняла, что это - тупик. Воображение не рисовало ни одной ассоциации. Я обошла ящики несколько раз. Ничего. Ни одной мысли. Я воровато оглянулась на дверь, быстро опустилась на колени и попыталась заглянуть в ящики сквозь реечные щели. “Должно что-то быть!” - шептала я себе. Внутри ящиков ничего не было. Взгляд скользнул. На полу лежала табличка с названием арт-объекта, на ней было написано: “Ку-ку, пупсик!”.

Надежда Арабкина


Просмотров: 1158
Поделиться
Следующая новость Танготерапия в психбольнице


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.