Сегодня 27 мая 2017 г., суббота, 13:07USD 56.75 +0.6859EUR 63.66 +0.6573
Статьи газеты «Мир новостей»

Уходящая натура

16 мая 2013
hits 1559
Уходящая натура

Продолжение. Начало читайте в №17 (799)

На Нежинской улице, зажатый со всех сторон новостройками, пытается выстоять Дом ветеранов кино. Он стал последним приютом для режиссеров, актеров, сценаристов, редакторов - тех, кто стоял у истоков советского кинематографа. Тех, чья жизнь - кино. Когда-то прокат фильмов был важной статьей дохода государства, отчислений хватало и на содержание Дома ветеранов кино. Теперь его кормят фирмы-арендаторы, которых того и гляди прогонит кризис. В каждой маленькой квартирке дома - большая судьба. Мелодрама. Комедия. Трагедия. Приключения. Стоит только постучать, и вы услышите радостное: “Войдите!”

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: КТО ЗАЖЕГ “ФИТИЛЬ”?

Обязательно зайдите к Гершу! Вы были у Герша? Передавайте привет Гершу, - напутствуют меня жители Дома ветеранов кино.

Бывший руководитель студии кинофильмов на Шаболовке и один из создателей сатирического киножурнала “Фитиль” принимает гостей за писательским столом, поставленным посреди комнаты, больше похожей на кабинет. Леонид Львович пишет стихи. Его сборники издаются.

Тридцать лет назад судьба впервые привела Леонида Герша к порогу Дома ветеранов кино в качестве... члена приемной комиссии от Союза кинематографистов (дом только-только был построен). Леонид Львович каждый год отдыхал здесь по путевке. Потом уехал с женой из России. Жил в Израиле, в Америке - там остались его сын и внук, - а после смерти жены решил вернуться на родину. В свой старый дом. Теперь уже навсегда поселился он здесь вместе со своими воспоминаниями.

- Закончив ВГИК и отработав в Тад-жикистане, я был направлен на организацию кинопроизводства на Шаболовку. Мы организовали студию кинофильмов, которую я возглавил. Я сблизился с Михалковым-папой, Сергеем Владимировичем, когда мы делали мультипликационные фильмы по его басням “Лиса и бобер”, “Заяц во хмелю”... И у нас родилась идея - создать сатирический киножурнал, который бы состоял из нескольких страничек: художественной, документальной и мультипликационной.

Конечно, я относился к этой идее скептически, потому что время тогда было, не способствующее критике. И вот как-то Михалков говорит мне, что он встречался с Хрущевым (к которому он был близок) и получил разрешение на создание сатирического журнала. Хрущев потом считал себя крестным отцом “Фитиля”. На “Мосфильме” нам дали целый этаж в третьем корпусе. Сергей Владимирович стал лидером, флагманом киножурнала, а я занимался творческо-организационными делами. Мы сразу же привлекли известных сатириков в качестве авторов, известных режиссеров в качестве постановщиков.

Потом к нам стали приходить молодые сценаристы. Два молодых автора принесли сценарии, которые мне понравились, я отобрал часть и говорю Михалкову: “Пришли авторы, принесли хорошие сценарии”. Михалков спрашивает:

- Кто такие?

- Никому не известные Офштейн и Штейнбок.

- Конечно, ты своих тянешь, - пошутил Михалков и рассказал мне анекдот по этому поводу: “Организовано трио Большого театра. Рояль Гольденберг, скрипка Трахтенберг и виолончель Гольдентрах”.

Но я убедил Михалкова, что это не тот случай и если мы возьмем их сценарии, то со временем будем гордиться тем, что эти авторы начинали у нас в “Фитиле”. Так и случилось. Вы прекрасно знаете этих сатириков, один из них взял псевдоним Григорий Горин, а другой - Аркадий Арканов... Впервые со своими очень смешными рассказами пришла к нам и Виктория Токарева. Уже после “Фитиля” она поступила во ВГИК и стала одной из лучших наших писательниц и сценаристов.

“Фитиль” стали показывать перед сеансами во всех кинотеатрах Страны Советов. После сюжетов в “Фитиле” получали партийное взыскание, слетали с должностей... Отклик на “Фитиль” был обвальный, триумфальный. Слава и известность обрушились на нас. Первые три года популярность была сумасшедшая. Потом чуть остыла. Первые “Фитили” принимала Фурцева, а некоторые номера - сам Хрущев. “Фитиль” тогда гремел, звенел. Попасть в объектив “Фитиля” боялись больше, чем в критические статьи “Правды”. В Одессе мы делали номер “Говорит Одесса”. И за нами охотились в буквальном смысле слова, мы были под прицелом. Но, впрочем, это не важно, мы живы, мы здесь.

Через три года после выхода первых “Фитилей” Хрущев ушел с поста генсека, и в отношении киножурнала стали вести другую политику. Он продолжал выходить, но утратил былую остроту. Той громкой славы, того резонанса уже не было. Так он дожил до перестройки, потом свое существование прекратил. Тот “Фитиль”, который сейчас возродился на телевидении, живет уже своей жизнью и мало походит на старый.


ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: КУДА НЕСЕТ УГРЮМ-РЕКА?

Как только обо мне напишут или по телевизору покажут, сразу всплеск внимания. Посылки продуктовые шлют, на жительство приглашают. Очевидно, я выгляжу очень грустно, - полушутя рассуждает режиссер Ярополк Леонидович Лапшин.

Свой первый фильм Лапшин поставил в 1958 году, последний - в 2003-м, на 84-м году жизни. На его счету “Угрюм-река”, “Приваловские миллионы”, “Демидовы”, “Назначаешься внучкой”, “Продлись, продлись, очарованье”... Он так и не смирился с тем, что, выскочив из бурного потока активной жизни, вдруг оказался во власти неспешного течения, царящего в Доме ветеранов кино.

“Последним аргументом для переезда из своей квартиры в Свердловске сюда был: “Если я уйду первой, как ты будешь жить один? - рассказывает жена Лапшина и редактор его фильмов Лариса Николаевна Козлова. - И он согласился. Мы здесь уже третий год”.

Лариса Николаевна непринужденно усаживается в красивое старинное кресло. “XIX век, из декораций к фильму “Приваловские миллионы”, нам его съемочная группа подарила”.

Так и вся их жизнь переплетена с кино. Все события происходили до, во время или после съемок того или иного фильма.

- Наша работа на студии - это и была наша жизнь. Мы отдавали себя целиком, нам было интересно. Мы были заняты с утра и до позднего вечера. А уходя с работы, я уносила домой сценарии, которые мне нужно было прочитать. Но это не было в тягость. Многие, говоря о прошлом, вздыхают: “Ах, это была ужасная работа!” Это была прекрасная работа! - говорит Лариса Николаевна. - Свою первую картину “Пора таежного подснежника” Ярополк Леонидович сделал до моего прибытия на студию, а я появилась в 1961 году, мы стали работать вместе. Но это не значит, что я была редактором всех последующих фильмов мужа. Лет сорок я работала и главным редактором сценарно-редакционной коллегии художественных фильмов Свердловской киностудии. Студия была достаточно большая, много редакций, большой коллектив, в частности, отец ныне известного режиссера Сергея Балабанова, Октябрин Сергеевич, работал у нас редактором документального кино.

Свердловская киностудия для Ярополка Леонидовича была всем. Всем и осталась. И боль за разруху он чувствует и теперь: “У нас были разные директора студии, иногда это были ничего люди, которые стремились что-то сделать и помочь, а иногда были дундуки. Один раз был даже какой-то, который до этого работал заместителем начальника лагеря, и вот он приходил на студию, заходил в редколлегию и спрашивал по привычке: “Ну, сколько вас здесь в камере сидит?” Нынешний директор из разряда последних. Сейчас студия практически погибла”.

Прошла “Пора таежного подснежника”. А тогда, в 50-х, обкомовские деятели, прочтя сценарий, поставили молодому режиссеру условие: “Картина про бурятов, вот и снимайте бурятов”. Стали искать главную героиню. Шерстили по всем бурятским театрам, но нигде не могли найти нужное лицо. И вот удача! Красивая, с хорошей фигуркой, но совершенно не имеющая отношения ни к кино, ни к театру студентка пединститута. И уже решившись, Ярополк Лапшин задал контрольный вопрос: “Как ваша фамилия?” Девушка ответила: “Ван Хан Ти”.

- Так кто же вы по национальности?

- Папа - китаец, мама - русская.

- А буряты в роду есть?

- Бабушка...

- Фамилия?!

- Дагбаева.

Это была первая и последняя роль “бурятки Дагбаевой”. На всесоюзном кинофестивале в Минске картина заняла третье место. А приз за лучшую женскую роль достался девушке с китайской фамилией Ван Хан Ти. Никогда раньше не игравшей даже в самодеятельности...

Окончание читайте в следующем номере.

Надежда Арабкина,
фото Татьяны Павловой


Просмотров: 1559
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Уходящая натура


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.