Сегодня 24 мая 2017 г., среда, 16:45USD 56.27 -0.2809EUR 62.92 -0.6986
Статьи газеты «Мир новостей»

Уходящая натура

16 мая 2013
hits 1192
Уходящая натура

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. “ВОЙНА И МИР”

Здесь очень тихо. В начале жизни люди шумят и кричат. В конце - звук становится приглушенным. Замотаться и забыть о еде - это тоже привилегия молодости. В 10 - завтрак, в два - обед, в шесть - ужин. Гуляют редко - сил нет. Обитатели Дома ветеранов кино в Матвеевском живут своей особой жизнью. В окружении немногочисленных вещей, взятых из своих квартир в казенные комнаты. Самый частый вопрос, который задают жильцы дома: “Вы помните?”, потом, осознав, что другое поколение, с надеждой: “Вы знаете?” Огорченный вздох: “Ничего вы не знаете...” И начинают рассказывать. Кинопленка воспоминаний крутится в обратную сторону, уводя в мир, где известные режиссеры и актеры были Сережами, Кешами, Ирочками. А они сами - энергичными деятелями кино, признанными и талантливыми.

- В праздники все телеканалы показывают старые советские фильмы, - говорит 94-летний киновед Павел Владимирович Московский. - А в этом доме живут люди, которые участвовали в создании великого отечественного кинематографа. Здесь работали над своими фильмами Вадим Абдрашитов, Сергей Юткевич, Александр Зархи, Юлий Райзман... Это не дом престарелых - это Дом творчества. Мы сейчас в тяжелейшем положении, Союз кинематографистов уже 15 лет не дает ни копейки - “выкручивайтесь сами”. Живем мы на большом дефиците, даже на свете экономим, но мы здесь счастливы. За нами убирают, обстирывают и, главное, - кормят. А если дом отберут? Как нам жить дальше? Еще этот чертов кризис. Мы взываем: “Помогите нам!” Мы взываем к совести людей, которые могут помочь. За 32 года существования дома ни разу не меняли трубы, лифт не в порядке.

...Впервые киновед и кинокритик Павел Владимирович Московский приехал в Дом ветеранов кино в 1980-х на встречу с Николаем Крючковым, который здесь отдыхал по путевке. Делал о нем серию очерков для журнала “Агитатор”.

Тогда Павел Владимирович и не думал, что Дом ветеранов кино станет его последним пристанищем. Но время шло. 11 лет назад он почти совсем потерял зрение, видит лишь очертания. Стала болеть жена. Хорошую квартиру на Кутузовском пришлось продать. Что толку в престижных метрах, если не можешь сам себя обслужить, сходить в магазин, приготовить.

- Мы на самоокупаемости, - объясняет директор Дома ветеранов кино Виктор Алексеевич Капырин.

- Это как? - удивляюсь.

- Сдаем площади коммерческим фирмам. Сейчас кризис, многие арендаторы не могут платить, если они уйдут, то мы вообще без средств к существованию останемся. Я всем письма написал с просьбой о помощи. И в Союз кинематографистов, и в Министерство культуры, и в партию “Справедливая Россия”. Вроде обещали помочь, вернее так: пока никто не отказал...

“Война и мир” Сергея Бондарчука стал второй советской картиной, получившей “Оскар”. Фильм-эпоха. Фильм-триумф.

Директор картины Николай Александрович Иванов третий год вместе с женой живет в Доме ветеранов кино. В былые годы он курировал этот дом, ведал путевками, ведь дом был еще и пансионатом для кинематографистов. После съемок “Войны и мира” его назначили заместителем генерального директора киностудии “Мосфильм”. Потом сместили за то, что дочка вышла замуж за гражданина Великобритании. Но дело прошлое. Зато внук - совсем англичанин. Окончил Оксфорд, говорит на восьми языках. Звонит: “Ну как ты, дед?”

- До переезда в Москву я работал на “Ленфильме”. С Сергеем Дмитриевичем Васильевым мы делали фильм “Герои Шипки”. И когда в Ленинград приехал Пырьев, Васильев меня с ним познакомил. Извините за нескромность, но так и было. Васильев представил меня как талантливого организатора и сказал, что меня приглашают на Киностудию имени Горького. И Пырьев, который в тот момент был директором “Мосфильма”, сказал: “Хоть я и сдаю свои полномочия директора студии в связи с деятельностью в Союзе кинематографистов, но все равно советую вам идти на “Мосфильм”. Так как вас мне представляет Васильев - а Сергей Дмитриевич был заместителем Пырьева по Союзу кинематографистов, то у меня на вас будут виды”.

И только потом, уже переехав в Москву и будучи назначенным директором картины “Война и мир”, я узнал, что этот фильм хотел снимать Сергей Васильев. И Пырьев все для этого делал, но режиссером картины стал Бондарчук.
Николай Александрович Иванов


Несмотря на то что Лев Толстой - “зеркало русской революции”, все равно-о-о, чтобы снимать “Войну и мир”, нужно было решение Центрального комитета! Когда мы пришли к министру культуры Фурцевой, она сказала: “Вы организуйте письмо на мое имя через газету, чтобы я могла поставить вопрос на ЦК”. Ведь она была еще и членом Президиума Центрального комитета. Фурцева - удивительная женщина, правда, ткачиха, но редкой красоты. Умная, с размахом. Мы пришли к ней втроем с Бондарчуком и Суриным (тогда он был директором “Мосфильма”). Когда мы сказали, что нам понадобится кавалерия, войска, Фурцева сняла трубку правительственного телефона и позвонила министру обороны Малиновскому: “Родион Яковлевич, Фурцева говорит с вами. Вот хотим экранизировать “Войну и мир”, буду ставить вопрос на ЦК, как вы, поддержите? Да? Но нам понадобится военный консультант. Генерал Курасов?”

А Курасов по стечению обстоятельств был другом моего тестя. И я ей шепчу: “Екатерина Алексеевна, Курасов же заместитель начальника Генерального штаба по военно-научной работе, а нам войска нужны!”

Фурцева тут же говорит Малиновскому: “Родион Яковлевич, но он же у вас наукой занимается, а нам нужны войска, ах, он привлечет, ах, он так? Ну хорошо”.

И, насколько тонкая женщина, она тут же позвонила Курасову: “Фурцева говорит. Я хочу, чтобы вы были консультантом на “Войне и мире”, буду говорить с министром...”

А Курасов отвечает: “Министр мне уже звонил”.

Так началась эта работа. В съемках участвовало 15 тысяч солдат. Мы специально формировали кавалерию - 1700 всадников. Кстати, теперь этот кавалерийский полк разводы делает в Кремле. Он нами был создан.

В те времена советской власти очень любили кино. И относились с большим уважением. Для фильма нужно было пошить огромное количество костюмов. Я пришел к министру легкой промышленности СССР, чтобы он освободил фабрики. Он - ни в какую! Тогда шили джерсовые пальто, государственный заказ, деньги большие. Но я добился. Потому что люди по-другому относились к кино, они понимали. На картину работали десятки фабрик!

- Николай Александрович, много писали, что “Война и мир” был самым высокобюджетным советским фильмом, да и вы при таких должностях должны были быть богатым человеком?

- На “Войне и мире” я получал триста рублей. Бондарчук, как режиссер высшей категории, - пятьсот. Когда фильм сдавали, ему присуждалась категория - от первой до четвертой. За четвертую ничего не давали, а за первые три полагались постановочные, “Война и мир” получил первую категорию. Нам выдали постановочные, я тогда жене шубу каракулевую купил...

...Мы с Николаем Александровичем листаем фотоальбом с кадрами из “Войны и мира”. Удивительно, но фотографии не потускнели от времени.

- Ирина Скобцева - какая красивая женщина, - восхищается Иванов. - Они с Аллой Ларионовой к нам приезжали, и мой отец называл их царица и королева.

- И кто был царицей, а кто королевой?

- По очереди, чтобы не обидно было. А на князя Андрея пробовался Иннокентий Смоктуновский, но параллельно снимался “Гамлет”, и Смоктуновский мне говорит: “Ты Бондарчуку скажи, если он возьмет меня на роль Пьера, я откажусь от Гамлета!” Я отвечаю: “Кеша, ты что?! Он так мечтает сыграть Безухова, ты посмотри, как он растолстел, он же все время ест, чтобы набрать нужный вес...”

- А фильмы Федора Бондарчука вы смотрите?

- Смотрю. Талантливый парень. Помню, Бондарчук тогда жил напротив телеграфа, я к ним как-то пришел, Феде было четыре годика, он бежит ко мне: “Дядя Коля приехал!” - и со всех ног влетает в дверной косяк. Кровь, “скорая”, швы. Думаете, он заплакал? Только губу закусил. А натворит чего - под кровать залезет. Бондарчук рукой шарит, отлупить хочет, а достать не может.

Мы закрываем альбомы. Пора мерить давление. Скоро обед. Неспешный режим дома никогда не нарушается...

О том, почему режиссер Ярополк Лапшин пригласил на главную роль в “Угрюм-реке” Людмилу Чурсину и как создавался сатирический журнал “Фитиль”, читайте в следующем номере.

Надежда Арабкина


Просмотров: 1192
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.