Сегодня 23 мая 2017 г., вторник, 23:55USD 56.55 0.0564EUR 63.61 0.4476
Статьи газеты «Мир новостей»

Леониду Утесову купание в реке стоило звания народного артиста

16 мая 2013
hits 939
Леониду Утесову купание в реке стоило звания народного артиста

В минувшее воскресенье Леониду Утесову исполнилось бы 115 лет. Он родился 21 марта 1895 года в Одессе. И умер в первый весенний месяц - в 1982-м в Москве. Преднамеренно ли сделано, случайно ли совпало, но раскрашенную версию первой советской музыкальной комедии “Веселые ребята” с блистательным Утесовым телезрителям показали тоже в марте.

Цену себе Утесов, конечно, знал, но тянуть на себя одеяло, как сейчас выражаются, не любил. Незадолго до смерти великого старика мы говорили о “Веселых ребятах”.

- Вот ты считаешь, Михаил, что, если бы не я, “Веселые ребята” не состоялись бы. Заблуждаешься, брат. Такую картину само время поставило в повестку дня, - растолковывал он. - Просто так получилось, что прообразом “Веселых ребят” стал наш спектакль “Музыкальный магазин”. Его увидел Борис Шумяцкий, руководитель кинематографа, и загорелся желанием перевести на экран. Мол, на Западе музкомедии уже вовсю крутят, а мы только болтаем об этом. Ну и берись, Утесов, за дело. Кого будешь привлекать? Я назвал: сценаристы Эрдман, Масс, стихи Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского. Шумяцкий говорит: против сценаристов ничего не имею, Кумача нам не надо, кто он такой, а про Дунаевского и речи быть не может.

Дело в том, что Борис Захарович был под большим влиянием РАПМа. Эту ассоциацию пролетарских музыкантов ЦК партии ликвидировал, но по инерции рапмовцы продолжали давить “не своих” композиторов. Однако тут я встал на рога: не будет Дунаевского - ищите другого организатора. Шумяцкий опешил от такого напора и согласился. Дальше мы привлекли Григория Александрова, Любовь Орлову и начали работать. Мой Костя Потехин из продавца преобразился в пастуха. Сценарную и музыкальную драматургию строили на живую нитку, по ходу дела. Даже стихи к песням писали популярным тогда бригадным методом. И потому стихи были не приведи Господи! Вот как вначале выглядел “Марш веселых ребят”: “Ах, горы, горы, высокие горы, вчера туман был и в сердце тоска. Сегодня снежные ваши узоры опять горят и видны издалека. А ну, давай, поднимай выше ноги, а ну, давай, не задерживай, бугай!”

Сниматься мне нравилось, и ребята работали на совесть, но этот чертов бугай! Самому хотелось взреветь. Когда приехали в Москву на озвучивание, я втайне ото всех пошел к Лебедеву-Кумачу, упал ему в ноги и взмолился: выручай, Василий Иванович! Он тут же написал и “Марш”, и песню Кости. Показали Шумяцкому, и он, не дурак был мужик, сразу согласился. Но если присмотреться к артикуляции моего Кости, поймешь: сначала он дул про бугая.

С этих двух песен, да будет тебе, читатель, известно, и началась многолетняя, плодотворная дружба Дунаевского с Кумачом. Раньше они даже знакомы не были.

В изложении Григория Александрова версия создания “Веселых ребят” выглядит совсем иначе. И тут нельзя умолчать о том, что Утесов принципиально не поддерживал никаких отношений ни с кинорежиссером, ни с его блистательной супругой, которые все лавры по созданию картины присвоили исключительно себе. Любовь Орлова физически не терпела рядом с собой кого-нибудь, кто был способен стать с ней вровень, тем более превзойти.

- А Гриша во всем потакал Любе. Александров убирал из картины сцены с участием моих ребят из джаза и ставил взамен эпизоды с Орловой - мадам съела всю пленку. Если бы она ему сказала вообще убрать меня из титров, он бы и это сделал не задумываясь. Хотя в “Веселых ребятах”, чего уж там скромничать, мой Костя по всем позициям превосходит Любину Анюту, несмотря на огромные старания Александрова сделать наоборот. Я же, повторяю, переносил на экран спектакль, который мы в Ленинграде играли почти три года, и моя роль, естественно, являлась главной, определяющей и в фильме. Любе это было ножом по сердцу, вот она и постаралась сделать так, что я оказался сбоку припека. Опять же я невольно подыграл им в этом.

После выхода “Веселых ребят” режиссер Александров получил орден, Орлова стала заслуженной артисткой РСФСР, а Утесова наградили фотоаппаратом. В восторженных рецензиях (фильм понравился Сталину) “Правда” и “Известия” даже не упомянули его имени. Так Утесова наказали за “попытку бегства из СССР”. История - фантастическая по своей глупости. Леонид Осипович, будучи навеселе, искупался на глазах пограничного наряда в речке на советско-польской границе. Однако в Кремль это дошло как “пресеченная попытка к бегству за границу артиста Утесова”.

Сам Утесов долгое время даже не подозревал о своем “проступке”. Но однажды в кисловодском санатории, беседуя с помощником Сталина Поскребышевым, заметил полушутя-полусерьезно:

- Мне уже сорок шестой год пошел, а звания все не дают.

- Если бы ты, м...ак, не пытался удрать за границу - давно уже его получил бы.

- Да вы что, в самом деле! Это же глупость несусветная!

- Нам лучше знать! - резко оборвал артиста Поскребышев.

Что до “Веселых ребят”, то мудрая история сама расставила все по местам, а разногласия творцов ничуть не повлияли на зрительское восприятие киношедевра.

Но вот о чем еще хотелось бы сказать. Сумев оценить всю значимость и важность кино, которое, по выражению пролетарского вождя, важнее любых иных искусств, Утесов первым из деятелей отечественной культуры создал и так называемый киноклип - явление, в нынешнем телевизионном варианте приобретшее столь фантастическое развитие. Бесспорный факт, что автор “Белого парохода” - родоначальник целого направления в музыкальном и изобразительном искусстве - клипа. Однако до сих пор никто не воздал ему должное за такое изобретение.

ИЗ РОДА ХОХМО-ПРОМЫШЛЕННИКОВ

В конце 1970-х Всероссийское театральное общество решило устроить творческий вечер Михаила Жванецкого. Мероприятие проводилось на общественных началах, то есть даром. Поэтому сатирик кочевряжился. Но стоило лишь заметить, что с выступлением Утесова вопрос утрясен, молодое дарование согласилось в ту же секунду. Мне поручили доставить Леонида Осиповича на мероприятие, после отвезти его домой на Каретный, 5/10. Плюс обеспечить боржоми. Что я с капитанским задором и ефрейторским зазором и исполнил. Два часа перед началом вечера мы с Леонидом Осиповичем мирно беседовали в гримуборной, попивая лечебную водичку. Стакан в ладони легендарного певца старчески приплясывал. Потом он вышел на сцену, чтобы приветствовать земляка, и рука его уверенно держала микрофон, как шахтер отбойный молоток. Дальше цитирую дневник, потому что на собственную память надежды никакой.

“- Я здесь по поручению всех одесских хохмопромышленников! - Зал выдохнул плохо скрываемый хохот. - Ну что вам сказать, друзья? Конечно, спасибо прежде всего Рае и Мане (подразумевались родители Жванецкого - Раиса Яковлевна и Эммануил Моисеевич. - М.З. ) за то, что они воспитали такого замечательного сына. Одессе моей родной спасибо. Ведь ни один другой город Союза, не в обиду им будет сказано, не способен производить юмористов такого класса и калибра. Когда у меня однажды Аркаша Райкин поинтересовался “насчет Жванецкого”, я ему как на духу сказал: “Согласится он с тобой работать - значит, тебе повезло”. Получается так, что и нас с Аркадием надо благодарить за то, что в свое время Мише поспошествовали? Да нет, конечно. Жванецкий, как тот стебель, что асфальт пробивает, к солнцу стремясь, безо всякой поддержки стал бы тем, кто он есть сегодня. Потому что - талант. И этим все сказано.

Готовясь к творческому вечеру Миши, я накропал стишки: “Я б дружбе выстроил музей. / Он нужен людям, без сомненья, / И в нем изменчивых друзей поставил бы для обозренья. / А в надписях всех известил: “Предатель”, “Ябедник”, “Нахал”. / Вот этот вот в глаза мне льстил, / а за спиной всегда ругал. / Но жить без дружбы не хочу / и должен в этом вам признаться, / Что снова я друзей ищу, чтоб... снова разочароваться?”

Мишу я знаю не с пеленок, конечно, но душевно дружим мы с ним очень давно. И за это время я ни разу в нем не разочаровался. И вот тут уже - ему спасибо. Я вам так скажу, друзья: у меня есть на кого оставить одесскую лавку.

Зал после этих слов Утесова громоподобно треснул бурными и продолжительными. А когда на сцену бочком выкатился радостный Жванецкий и они с мэтром советской эстрады обнялись, все встали и устроили одесситам овацию”.

ТИРАНИЯ ВКУСА

Будь Леонид Осипович только музыкальным, сценическим экспериментатором, вряд ли бы так прочно поселился в нашей памяти и в наших сердцах. Нет, в этом явлении умещалось нечто большее: какая-то исключительность, творческая уникальность и... загадка, которую невозможно окончательно разгадать. В самом деле, откуда бралось в этом интеллигентном франте, который отродясь ничего тяжелее рюмки и дирижерской палочки в руках не держал, умение выражать в своих песнях самые заветные чаяния мастерового и мужика, солдата и матроса?

При этом Утесов любил роскошь, изобилие. Еще слыл чревоугодником. Его жена, Елена Осиповна, была великолепной кулинаркой. Однажды приготовила пирожки, уничтожив несметное количество которых Леонид Осипович загремел в больницу. А мнительностью, грешник, страдал сильно и распустил среди друзей слух: у меня, дескать, рак. Ну и пошло-поехало. Медицинские светила сползлись со всей столицы. Оказалось - самый заурядный аппендицит, обострившийся перееданием.

Повседневный комфорт и даже бытовые излишества себе и семье Утесов налаживал без особого напряжения. Благодаря покровительству могущественного Лазаря Кагановича, например, сумел получить такую шикарную квартиру, которой не мог бы похвастаться иной член Политбюро. При этом партийно-советский истеблишмент относился к Утесову, как и к самой эстраде, по-барски высокомерно. Артист по этому поводу как-то заметил с грустной иронией: “Эстрада - как проститутка: с ней хорошо и удобно провести ночь, а на людях показываться неприлично”.

Правда, его приглашали выступать в Кремль перед самим вождем всех народов. И пел там Утесов “Гоп со смыком”, “Лимончики”, “Одесский кичман”, “Кирпичики” - песни, которые в концертных залах ему запрещали исполнять под страхом тюремного заключения. Он никогда не пытался нарушить запрет. Был предельно осторожным человеком, несмотря на свою поразительную общительность и живость характера. Умел виртуозно обходить самые немыслимые идеологические рифы в тогдашней общественной и культурной жизни, благодаря чему и дожил до глубокой старости. Даже анекдоты и одесские байки рассказывал только в узком кругу.

Немалый дискомфорт испытывал из-за национальности. По этой причине Лазарь Вайсбейн в пятнадцатилетнем возрасте, когда только вступил на эстрадные подмостки, взял сценический псевдоним - Леонид Утесов. Не в последнюю очередь из-за “пятой графы” признание со стороны партгосверхушки приходило к нему со скрипом. Только в 47 лет получил звание заслуженного артиста, а первый орден дали лишь к пятидесятилетию. Был представлен к Сталинской премии еще при жизни вождя. Но и только. Героем Социалистического Труда так и не стал. Звание народного артиста СССР ему присвоили к восьмидесятилетию, хотя более народного эстрадного артиста в Советском Союзе вряд ли можно было сыскать. Тогда же певца наградили орденом Октябрьской Революции, что он прокомментировал со свойственным юмором: “Вот и мне подкинули залп “Авроры”.

- Леонид Осипович, расскажите о своих симпатиях в искусстве, - попросил я его при очередной встрече.

- Очень люблю “Нежность” Пахмутовой, “Журавлей” Френкеля. По-моему, они не уступают “Темной ночи”, “Соловьям”, “Землянке”, другим столь же глубоким песням. Люблю Зыкину. У нее хороший голос и вкус отменный. Люблю слушать Елену Образцову, Муслима Магомаева, Льва Лещенко. Отличный певец Иосиф Кобзон. Этому дано жить песней. Очень способна и даровита, на мой взгляд, Алла Пугачева. Будет развивать в себе самоанализ - многого добьется. Список могу продолжать долго - большую жизнь прожил, кое-что понял, увидел, осмыслил. Важно то, что во всех произведениях искусства, культуры, большие они или маленькие, всегда должна царить, как справедливо когда-то заметил Бабель, тирания вкуса.

Я нашел эти слова уже после смерти Леонида Осиповича. “Мы предчувствуем высоты, которых он может достигнуть; тирания вкуса должна царить в них...” Бабель сказал это об Утесове, тогда еще молодом певце. Он оказался пророком.

Михаил Захарчук


Просмотров: 939
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.