Сегодня 22 января 2017 г., воскресенье, 11:19USD 59.66 +0.3176EUR 63.72 +0.5469
Статьи газеты «Мир новостей»

Плюсы и минусы образовательных стандартов

16 мая 2013
hits 949
Плюсы и минусы образовательных стандартов

ОБСУЖДАЕМ ТЕМУ

Федеральный закон №83 и госстандарты выстрелили гораздо громче, чем закон о полиции. За счет грядущей реформы образования не попиарился только ленивый: отметились все - от сонма политических персоналий до блогеров и кулинарных сайтов.

После завываний сотен общественно-политических форумов и телеистерик, подкрепленных нашим пишущим братом, премьер-министр Путин решил мягко попинать министру Фурсенко: не физкультурой же единой... Мелочь, конечно, но лишнее очко в путинскую предвыборную программу, которая в отличие от госстандартов не за горами...

Корреспондент «МН», стараясь не поддаваться паническим настроениям, попыталась выяснить отношение к наиболее интересным аспектам реформы, с одной стороны - у директоров московских школ, с другой - у экспертов.

На данный момент картина госстандартов для средней школы примерно такова: 3-4 часа в неделю - для интегрированных и базовых предметов, 5 - для профильных, «Россия в мире» - 2 часа в неделю, ОБЖ - 2 часа в неделю, по физкультуре - план сверху - 3 часа в неделю. Всего - 9-10 предметов...

Директор ГОУ Государственная столичная гимназия Виктор Фертман:

«Перечень основных предметов мне не понравился, с моей точки зрения, основным предметом должен быть русский язык, история... Без всякого Путина понятно...»

Директор школы №57 Сергей Менделевич:

«Реформа может быть благом, ведь необходима система образования, актуальная нашему времени. Однако я не сказал бы, что она уже есть благо. Ни госстандарты средней школы, ни закон об образовании, ни новая система оплаты труда учителей - все это не готово, сыро. Но мне не кажется правильным на основе этих «рабочих» материалов делать скандальные заявления. Но меня, как учителя, четверть века занимающегося одаренными детьми, волнует, кто заплатит за дополнительные часы и предметы, не входящие в этот пакет, которые нужны способным ученикам для их полноценного развития. Получается, родители?»

Директор школы №195 Ефим Рачевский, член Общественной палаты при президенте РФ:

«Общеобразовательная школа без определенного статуса получает 63 тысячи рублей, гимназия -130 тысяч, в два раза больше. Там второй иностранный язык, усложненные профильные программы. Я обращаюсь к учредителю: мол, готов выполнить вот это задание на уровне стандарта плюс беру на себя, допустим, обучение по продвинутому курсу математики. Думаю, это будет выглядеть как форма фандрайзинга - получение грантов от государства. Если учредителю нужно, чтобы мы предоставляли качественные образовательные услуги, он профинансирует наш задел».

- Не риск ли то, что на пятнадцатилетних детей ляжет ответственность за их будущее?

Впрочем, выяснилось, есть и пути отступления для тех, кто не уверен в правильном выборе профильных дисциплин. «Мы допускаем возможность изменения профиля обучения в 1-м полугодии для 10-го класса. А в исключительных случаях, при решении педсовета, и в дальнейшем», - успокаивает родителей создатель новых стандартов Александр Кондаков.

- Впишется ли в госстандарт обойма предметов, необходимая для поступления в ВУЗ?

Директор школы №57 Сергей Менделевич:

«Для поступления в технический ВУЗ надо иметь три ЕГЭ по естественно-научным предметам, так что ж выходит, два из них надо изучать самостоятельно или за свой счет?! Я бы об этом кричал и писал, если бы не считал, что это первая попытка - сырая, нескладная и не доведенная до того состояния, когда о ней можно говорить как о работающем механизме».

«РОССИЯ В МИРЕ» - НЕОПОЗНАННЫЙ ПАТРИОТИЗМ

О патриотичном предмете «Россия в мире» тут же заговорили как о новейшей мифологии. А кто-то из либеральных деятелей в разговорах чиновников о патриотизме усмотрел параллели с «Майн кампф» Гитлера, что вызвало еще большие бурления...

Директор ГОУ Государственная столичная гимназия Виктор Фертман:

«Россия в мире», по моему представлению, - интегрированный предмет, куда сводятся литература, история, культура... география, геополитика. Интегрированный предмет - ничего в нем страшного нет. Представьте 1812 год не только в историческом контексте, но и во всех остальных... Несправедливо изучать любое знаковое событие лишь в одном ракурсе, в одной плоскости...»

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ - ПСЕВДОЗНАНИЯ?

Директор школы №195 Ефим Рачевский, член Общественной палаты при президенте РФ:

«У детей просто не остается времени для того, чтобы добросовестно учиться исключительно по всем предметам. Есть смысл выбрать профильные дисциплины и иметь общее представление о других. Одни и те же явления, описанные с точки зрения разных научных курсов, не дают целостной картины мира».

- Есть информация о том, что в некоторых школах уже сейчас требуют от родителей нести деньги.

Директор ГОУ Государственная столичная гимназия Виктор Фертман:

«Увы, мошенники поняли закон как определенный шанс. Остается только пожелать родителям не поддаваться на такие увещевания».

- Новый закон не позволяет забирать у школ здания, землю и имущество. Однако, если теперь ОУ накопит долги по ЖКХ, его могут закрыть. Дальнейшая судьба такой школы? Кто тогда будет отвечать по школьным долгам? Исключительно директор?

Директор ГОУ Государственная столичная гимназия Виктор Фертман:

«С одной стороны, ответственность за долги на директоре. Но вот в чем парадокс: если внимательно почитать ФЗ-83, выясняется, что по долгам все равно отвечает учредитель, то есть тот же муниципалитет! Поэтому далеко не всем разрешат стать автономными, автономия - это поощрение, удел самых сильных и конкурентоспособных. Так или иначе, если школу закроют, ее должны присоединить к другому ОУ. Это нормальная практика: юрлиц станет меньше, а фонд школьного имущества никуда не денется. Пройдет период демографической ямы, школьников станет намного больше, и площади станут очень востребованными».

Однако, если в Москве вопиющих случаев с продажей муниципалитетом школьных зданий и земли быть не должно - уж больно все на виду, - то в регионах ситуация иная. Зачастую, заглянув на порталы недвижимости, видишь, что закрытые по той или иной причине школы продаются с молотка... Существует и другая опасность: ставшее автономным ОУ открыло счет в коммерческом банке, а тот лопнул... Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина говорит о том, что риск банкротства есть, но его можно свести к минимуму. Стоит выбирать банк, советуясь с региональными и местными органами власти, финансовые перечисления делать порциями. Например, субсидию на выполнение госзадания получать не раз в год, а каждый месяц. Кроме того, логично страховать и эти небольшие суммы.

- Откуда возьмется большое количество грамотных школьных управленцев?

Директор школы №195 Ефим Рачевский, член Общественной палаты при президенте РФ:

«На днях стартует программа Московского института открытого образования, направленная на повышение квалификации школьных директоров. Всегда приятно чему-то поучиться, на следующей неделе сам сажусь за парту!»

- В законе не сказано, сколько именно средств муниципалитет обязан передавать школам. Получается, малина для коррупционеров и специалистов по откатам?

Заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Анна Вавилова считает, что здесь все не так уж однозначно. Государство или субъект Федерации перечисляет муниципалитету средства по принципу подушевого финансирования: сколько школьников - столько и денег... Затем, распределяя деньги по ОУ, муниципалитет может вводить свои коэффициенты (на изношенность здания или для малокомплектных учреждений). То бишь все на усмотрение местных властей. Если у руководителя учреждения особенные отношения с мэрией, ему за услугу будут платить больше, а нет - то как получится. Есть над чем задуматься.

- Уже сейчас стали поговаривать о безработице среди предметников, чиновники высказывают мнение о сокращении числа школьных преподавателей с 1 к 15 до 1 к 12.

Директор ГОУ Государственная столичная гимназия Виктор Фертман:

«Создается нормальная конкурентная среда, борьба за достойную зарплату. Надо работать, повышать свою квалификацию. Ситуация на рынке труда постоянно меняется, и я не исключаю, что кому-то из коллег придется находить себя в другой профессии. Что же касается повышения количества учеников на душу учителя - это не то чтобы порочная практика. В Европе вполне оправданная норма - 1 к 20».

ГЛАВНЫЕ ПЛЮСЫ, КОТОРЫЕ ДАЕТ РЕФОРМА

Директор школы №195 Ефим Рачевский, член Общественной палаты при президенте РФ:

«Теперь я уйду в автономию и сам буду решать, сколько денег на зарплату, сколько на ремонт и инвентарь. Мои сотрудники будут мотивированы на труд хорошей зарплатой. Все пожертвования на нужды школы (раньше они уходили в муниципалитет, где решали, как их применить, - у нас или еще где-нибудь) останутся с нами, как, впрочем, и честно заработанные деньги».

Наверное, писать законы - процесс в чем-то не менее мучительно-творческий, чем сочинять стихи или корпеть над романом... Наряду с определенными плюсами есть подозрения, что от более качественного образования кому-то придется отказаться в силу его платности либо «углубленку» будут повсеместно сворачивать! К тому же москвичи и замкадовцы уже сегодня перестают ощущать себя гражданами одного государства, реформа образования по негативному сценарию лишь укрепит этот тренд. «Когда разработчик пишет, ему все понятно, а когда потом текст читают... Грубо говоря, сейчас мы переводим язык законодателя на русский язык - чтобы все поняли. Это нелегкая задача!» - оправдывается в стиле шоумена реформатор от образования господин Кондаков. Вот переведет - тогда и посмотрим, какая вышла загогулина...

Мария Рунова


Просмотров: 949
Поделиться


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.