Сегодня 25 мая 2017 г., четверг, 23:16USD 56.07 -0.2042EUR 63.01 0.0913
Статьи газеты «Мир новостей»

Без вести пропавшие ДЕТИ

16 мая 2013
hits 604
Без вести пропавшие ДЕТИ

В конце июня спасатели МЧС прекратили поиски двух мальчиков, пропавших в лесу Удорского района Коми. Их судьба пока остается неизвестной. А лето в разгаре. И тысячи мальчишек и девчонок отправились в летние лагеря, походы, путешествия, в деревни к бабушкам и дедушкам... Что может быть страшнее, чем потерять близкого человека? Что делать, если вот он, был рядом, а потом вышел из дома - в магазин, на прогулку, за почтой - и нет его. Как быть, куда бежать, как предотвратить трагедию в конце концов? Читайте об этом в материалах наших корреспондентов.

ЗАБЛУДИВШИЕСЯ В ЛЕСУ...

В первую очередь правила нужно соблюдать нам, взрослым. “Если игра проводится в “полевых” условиях, как это было в Коми, то, прежде чем ее начать, до игроков надо донести информацию о параметрах лесного массива, где проводится мероприятие. Показать ограничивающие ориентиры, расстояние, за пределы которого нельзя удаляться (в доступной для детей форме - скажем, не в метрах, а в шагах). И вносить это в условия игры! Ну а администрация школы, лагеря должна, в свою очередь, обучить преподавателя тому, как организовать игру. Беда в другом. “У нас в стране практически отсутствует система подготовки и обучения педагогов как основам проведения игровых мероприятий, так и аспектам безопасности”, - говорит педагог-психолог, лауреат конкурса “Учитель года”, чемпион РФ по туризму Андрей Игнатенко. Существуют и определенные нормы при организации таких мероприятий с детьми: на 15 детей должно быть два сопровождающих педагога.

Есть и другая опасность, о которой мы, взрослые, даже не подозреваем. “У ребенка могут быть нарушения в пространственной ориентации, - рассказывает Андрей Игнатенко. - Таких детей много: пройдя 30 метров в глубь леса, такой ребенок уже теряется, не понимает, где он находится. А заранее такого ребенка не вычислишь. В своей практике я встречал детей, которые даже в редком перелеске уже впадают в панику, теряют контроль над собой. Это просто психофизиологические особенности конкретного ребенка. Почему такое случается, неизвестно, может быть, ему слишком много рассказали в детстве сказок про лес, волков. Адекватно действовать такой ребенок, если заблудится в лесу, не сможет. Именно поэтому детям надо заранее разжевать, как себя вести в подобном случае. Они должны не паниковать, а хладнокровно действовать.

Самое главное правило, которое вы должны вбить в голову вашему ребенку, если он заблудился, - ни в коем случае не уходить с этого места! - советует родителям Андрей Игнатенко. - Он должен остановиться и прекратить все попытки выйти из леса самостоятельно. Ведь в приступе паники ребенок способен пробежать в течение дня по лесу и 15, и 20 километров! И в итоге он удалится от места, где его будут искать”. Паниковать не надо. Постоянно громко кричать тоже. Правило второе для ребенка - уметь слушать. Ваш ребенок должен помнить, что нельзя срывать голос в крике, - пусть слушает лес. Прислушивается к ответам на его позывные. Возможно, он услышит голоса тех, кто ищет его. Или же голоса грибников в лесу. Может быть, в отдалении - звуки машин, жилья. Но тут надо помнить: на большом расстоянии звуки искажаются. Только если их направление четкое - тогда нужно идти на звуки людей, жилья. Причем по возможности помечая свой путь (ломать ветки на деревьях по ходу движения, чертить на земле знаки), чтобы, если ошибся, суметь вернуться на исходную позицию. В противном случае нужно ждать. “Ребенку нужно знать основы: в такой ситуации он должен беречь свои силы, то есть меньше двигаться. А пока силы есть - осмотреть место, где он оказался. Пометить его каким-то ярким предметом одежды (и, кстати, посоветуйте ребенку надевать яркую одежду в лес, чтобы его было видно), может быть, сломанной веткой, еще как-то, а затем попытаться найти воду.

Скоро жажда даст о себе знать. Если есть какой-то уклон местности, идти вниз по уклону, там неизбежно будет какой-нибудь водоток. В крайнем случае - ямка с водой. Уходя с места, где он заблудился, ребенок может указать направление своего ухода - скажем, выложить на земле большую стрелку из веток. Он должен знать твердо: его будут искать! И его обязательно найдут, если он не впадет в панику и будет действовать правильно”, - рекомендует Андрей Игнатенко.

Бояться умереть от голода не надо. Объясните детям, что в лесу человек может провести без еды больше недели. Гораздо опаснее сам страх или бессмысленный, изнуряющий бег по лесу. Это ошибка, которая может стоить жизни. В то же время есть незнакомые ягоды и грибы нельзя. Поддержит силы вода.

...И В ГОРОДСКИХ ДЖУНГЛЯХ

Потеряться можно и в многолюдном месте. Если вы собрались на отдых с ребенком на море, в поездку в другой город, научите его правилам безопасности в мегаполисе. Объясните, что не нужно уходить от места, где он последний раз вас видел. Ему не стоит бегать по рядам супермаркета в панике. Лучший вариант - остановиться и громко, не стесняясь, кричать “Мама!”. Ну а если ребенок чуть постарше - он сможет уже обратиться за помощью к взрослым. Важно рассказать ребенку, как правильно выбрать незнакомого человека, чтобы попросить у него помощи. Это могут быть люди в форме (милиционер, охранник, военный), а также находящиеся на рабочем месте (кассир, продавец, врач, аптекарь). Если это прохожие на улице, самые надежные варианты - женщины с детьми или гуляющие собаководы. И если вы договорились с ребенком в случае потери встретиться в каком-то конкретном месте, то пусть он попросит этих лиц довести его туда и подождать с ним вместе.

Стоит оставить у ребенка какие-то информационные данные: положить записку с его фамилией, именем, адресом и вашим телефоном в кармашек брюк, надписать одежду, прикрепить к одежде памятку. Если вы на отдыхе - напишите на записке название вашего отеля или адрес проживания.

ОСТОРОЖНО: НЕЗНАКОМЕЦ!

Еще один момент. Мы постоянно учим детей: “Не открывай дверь чужим!”, “Никуда не уходи с чужими людьми”. Но мы не учим ребенка тому, как выглядит “чужой”! В итоге, когда ребенок в реальности сталкивается с опасной ситуацией, он может просто не спроецировать на нее все ваши советы, они пропадут даром. Психологи отмечают, что, когда детей просят описать, рассказать, как же, по их мнению, выглядит “чужой”, они, оказывается, представляют себе каких-то страшил, но не понимают, что чужим и опасным может оказаться совершенно обычный человек. Поэтому научите детей быть бдительными. Если неизвестный человек куда-то зовет малыша, пытается увести, обещает встречу с мамой и т.д., ребенок, не стесняясь, должен закричать: “Это чужой человек! Я его не знаю!” Он должен понять, что окружающие, услышав его сигнал, придут на помощь. Совершенно правильно поступал герой Шварценеггера в фильме “Детсадовский полицейский”, уча дошкольников, показывая на подозрительного типа, громко кричать: “Незнакомец!”

Материал подготовили Марина Лепина, Виталий Словецкий


Просмотров: 604
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.