Сегодня 29 мая 2017 г., понедельник, 20:13USD 56.71 -0.0454EUR 63.36 -0.3005
Статьи газеты «Мир новостей»

В России возрождается паломничество

16 мая 2013
hits 687
В России возрождается паломничество

КОРРЕСПОНДЕНТ “МН” ПОБЫВАЛ В ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ

На дворе Великий пост. До революции с началом поста города и села пустели – жители отправлялись в паломничество по святым местам. Потому что верили: это даст силы, укрепит в вере, пошлет добро и исцеление. Всем народом верили в чудо. Революция изрядно проредила российских верующих. Но сегодня традиции возвращаются. Чтобы в этом убедиться, с началом поста в знаменитый Дивеевский монастырь отправился наш корреспондент.

ГОРОД ЗОЛОТОЙ

Позади автобуса на Дивеево наконец начала растворяться Арзамасская автостанция, с ее лужами, окурками, заспанными милиционерами, вежливыми таксистами и растерянными пассажирами.

Сразу за Арзамасом с его величественными храмами и непременным пейзажем русской глубинки – покосившимися деревянными бараками вперемешку с хрущевками - потянулись пустынные поля в проталинах весеннего снега. Глядя на это, думалось о том, как трудно было когда-то вдове Агафье Мельгуновой, первоначальнице Дивеевской обители, которая в середине XVIII века не ехала, а шла сюда похожей дорогой. Шла целых три года. С нее, той, которая впоследствии стала известна всему православному миру как матушка Александра, и начинается история Дивеева.

Агафья Мельгунова была богатой дворянкой и не знала горя до тех пор, пока не потеряла мужа. А после этого решила предпочесть “чистое вдовство” (так в церковной лексике говорят о вдовах, которые предпочли безбрачие другому замужеству). В этот момент ей и явилась Царица Небесная и повелела идти в поисках места, где будет обитель, равной которой нет, не было и не будет на земле.

- Просыпайся, дочка, приехали.

Проснулась я от того, что по голове меня гладила какая-то старушка. И, глянув в окно автобуса, не поверила, что проснулась. Предо мной возвышались золотые и серебряные купола разных размеров. Это и был он - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

- А когда она в этом месте проснулась, совсем другое увидела, - качала головой старушка. - Здесь, на кладке дров, она заснула. И явилась ей Богородица и сказала: “Это то самое место, о котором Я говорила тебе”. Так и начался наш монастырь, Четвертый удел Богородицы на земле после Иверии, Афона и Киева...

Странно было представлять себе это. Святая жена просыпается на кладке дров. Вокруг пустыня, и лишь в душе - вера. Мне же на месте пустыни предстал чудесный город.

ДОБРО БЫВАЕТ С ЧУДЕСАМИ

Монастырь поразил не только красотой, но и элементами современной жизни. В паломническом центре, который находится в музее, бывшей келье местной знаменитой блаженной Параскевы, бросилось в глаза объявление: “Паломников без паспорта и прописки просим по поводу расселения в паломнический центр не обращаться”.

- А как же, все должно быть по правилам, - улыбнулась старшая сестра центра мать Венедикта. Она только договорила по мобильному телефону.

В небольшом помещении, обшитом вагонкой и уставленном иконами, книгами и комнатными цветами, принимали очередь из паломников. Поскольку послушница Елизавета и инокиня Захария в этот момент были заняты, о клиентах паломнического центра мы поговорили с матерью Венедиктой.

- Службе нашей всего пять лет, но с каждым годом количество людей постоянно прибывает, - объяснила монахиня. - В год мы принимаем приблизительно около 200 тысяч человек. И это только те, кто регистрируется в паломническом центре.



Паломники здесь бывают разные. Есть те, кто приезжает на выходные, чтобы поклониться святыням. Есть такие, для которых в селе Дивеево в последние годы построены четыре шикарные гостиницы с номерами люкс и русской и европейской кухней на выбор. Но есть и паломники, которые приезжают сюда надолго. Это так называемые трудники. Они живут здесь месяцами, годами, бесплатно работая на монастырь. Почему? Ответ нашелся в пухлой папке - архиве чудесных исцелений, регулярно происходящих в монастыре. Тут на тетрадных листках, нарядной бумаге и просто наскоро написанных и каллиграфическим, и корявым почерком записках целая “энциклопедия” бед и радостей современных россиян.

ПОСЛЕДНИЙ СВЯТОЙ ЦАРСКОЙ РОССИИ

В Троицком соборе монастыря покоятся мощи знаменитого русского святого Серафима Саровского. До этого связь великого святого и Четвертого удела Богородицы была для меня не совсем ясна. Оказалось все просто. Умирая, матушка Александра поручила заботу о сестрах монастыря тогда еще очень молодому отцу Серафиму из соседнего мужского монастыря - Саровской пустыни. Так будущий великий святой и принял духовное попечение об этой обители. Он духом созидал Дивеево, и говорят, что Дивеево было главным делом преподобного Серафима после его собственной души.

К своему стыду, сознаюсь: кроме того, что это один из самых “молодых” русских святых (он был канонизирован при Николае Втором), а на иконах изображается сгорбленным стариком, я о нем ничего не знала. Так что к главной его иконе - написанной с прижизненного портрета святого - подошла с опаской. И...

...Кажется, пятеро их было. Не помню точно. Но точно никогда в жизни не забуду, как двоечник Витька ударил меня по голове своим пластмассовым дипломатом. На голову из открывшегося дипломата сыпались учебники. Мальчишки, смеясь, разбежались. А я, заходясь в истерике, осталась сидеть на земле... Тот дедушка, который поднял меня: “Не плачь, внучка, все пройдет” - вот такие же у него были глаза, как на этой иконе...

- Смотри, сынок, вот ботики батюшки Серафима, 46-го размера. Вот рубашка его, большая, батюшка ведь был величественный и прекрасный, огромного роста. А вот тот самый топорик, который батюшка отбросил и не стал защищаться, когда на него напали разбойники. Повредили ему позвоночник. Разговор матери со своим малышом немного отвлек меня от нахлынувших чувств.

- Мама, а почему же батюшка не стал защищаться, раз он был большой и сильный?

- Вот потому он и святой, сынок. Потому что тогда, хоть мог, защищаться не стал, а теперь благодаря этому весь мир защищать может. Поэтому он и тебе смог помочь.

Мама с сыном, с которыми я разговорилась, выйдя из храма, оказались паломниками из Мордовии. Когда-то, объяснила женщина, мальчик, играя на улице, попал под машину. А исцелился после паломничества к святому Серафиму. В эту поездку они привезли батюшке в благодарность золотую цепочку с крестиком. Только теперь я поняла, почему вся икона Серафима Саровского обвешана разнообразной ювелиркой. Так люди выражают свою благодарность святому.

БОГ СОХРАНЯЕТ ВСЕ

История со сломанным позвонком батюшки всплыла еще раз, когда речь зашла о мощах. В 1927 году красноармейцы вывезли их из монастыря, чтобы выставить напоказ в Москве в антирелигиозном музее. А потом след святыни и вовсе затерялся. Нашли их уже во времена перестройки. На складе Казанского собора в Петербурге, где тоже был когда-то антирелигиозный музей. И опознали по описи мощей 20-го года. Все совпало, даже сломанный позвонок. В 1991 году святые мощи обрели покой в Дивееве.

На фотографиях возвращения святых мощей такие толпы народу, что в голову лезет нелепое сравнение с похоронами Сталина. Только никто никого не давит, у людей радость на лицах. Такая же толпа на старинных фото XIX века, в день прославления Святого Серафима, когда эти места посещал Николай Второй. В те дни дивеевская блаженная Параскева, которая была знаменита тем, что предсказывала на куклах, предсказала ему и рождение сына, и падение престола.

Революционные же события в монастыре предсказывал сам Серафим Саровский. Он говорил: “Наступит день, когда сиротки мои дивеевские в Рождественские ворота посыплются”. Это предсказание сбылось в 1927 году: на праздник Рождества Богородицы сестрам приказали покинуть монастырь.

- Видите, сколько грачей? - проницательная сестра Александра заметила, что я гляжу в небо. - Их здесь так много неспроста. Когда в 1991 году мы получили благословение на восстановление храма, тут все заросло деревьями. Вот птицы и прилетают сюда с тех пор по привычке...

Более полувека, которые монастырь принадлежал Стране Советов, наложили особый отпечаток на его историю. И пополнили сонм дивеевских святых несколькими десятками мучеников. Батюшек расстреливали. Сестер ссылали в лагеря. Слепые, немощные, возвратились оттуда немногие монахини. Но ни одна не утратила веры. Расходясь из монастыря, сестры увозили не свои вещи. Брали только вещи батюшки Серафима. Его чугунок, расческу, мотыжку, камень, на котором он молился, рукавицы...Если сестру забирали в лагерь, она передавала святыню в другие руки. И так, хоть до восстановления монастыря дожила всего одна монахиня, все вернулось в монастырь.



ЧУДО НА МОГИЛЕ

Серафимо-Дивеевский монастырь - маленькое, очень живое государство. На площади у соборов кипит жизнь. Монахини в черных одеяниях торопятся на службу. Паломники, многие из которых приезжают сюда целыми семьями, спешат к святыням. Местные мальчишки забегают сюда из школы на переменках, чтобы разжиться пакетиком сухариков, которые по давней дивеевской традиции освещают в чугунке батюшки Серафима и даром раздают людям. Говорят, достаточно погрызть немного сухарей, чтобы получить от батюшки Серафима утешение. На газонах играют веселые, как-то прижившиеся здесь щенки.

- В Троицком соборе был устроен склад, в Казанской церкви - склад, в храме Рождества Богородицы - склад, - загибает пальцы с глубоким вздохом сестра Наталья. – В храме Рождества Христова - почта и сберкасса, в Трапезном храме - клуб, кинотеатр и библиотека, в святых вратах колокольни был гараж, в Новом соборе были тир и гараж.

И советская власть еще долго, даже после того как в монастыре возобновилась монашеская жизнь, сопротивлялась восстановлению монастыря. В Трапезном храме, где еще какое-то время оставался работающий Дом культуры, работники открывали пошире окна, чтобы вопли и грохот дискотеки заглушали вечерний звон колоколов, мешали сестрам молиться.

Однако монастырь выстоял. И от этого тяжкого времени остались даже свои чудеса. Одно из них - на могиле благодетеля обители Николая Мотовилова. Тогда, в советские времена, местные “цари” решили избавиться от захоронений на территории монастыря и попросту закатали могилы в асфальт. На этой могиле, зацепившись за корень дерева, сломался... ковш экскаватора. Так и торчит по сей день металлический обломок из земли. А раненая кора - непостижимо! - приняла форму образа Богоматери.

КАНАВКА НА НЕБЕСА

Только этому чуду в Дивееве никто не удивился. Придел этот, основанный по слову Богородицы, и по сей день пребывает под Ее защитой. Именно поэтому идут сюда женщины со всего мира со своими женскими скорбями. С просьбами о любви, о детях. И до сих пор утоляет человеческие нужды знаменитая на весь мир Дивеевская Канавка. По ней мы прошли с сестрой Натальей.

- По границе стоявшей здесь тогда Мельничной общины велел батюшка Серафим окопать территорию. Было ему открыто, что по этой границе прошла сама Царица Небесная, - говорит сестра Наталья.

“Она-то, Матерь Божия, здесь стопочками своими ступала”, - вспоминали потом сестры слова преподобного Серафима. Сам он и начал рыть святую Канавку накануне праздника Святой Троицы, неведомым образом перенесясь из Саровской пустыни в Дивеево. Копали “земной след Божией Матери” сестры много лет и выкопали огромной. 800 метров в длину и в глубину три аршина, то есть 2 м 15 см. Только на самом деле она гораздо больше. “Канавка эта до небес высока”, - говорил батюшка Серафим. И оставил еще одно предсказание. Что в последние времена будет везде антихрист, только за Канавку пройти не сумеет. Потому что поднимется Канавка от земли до неба. Красноармейцы, естественно, Канавку сровняли с землей. Чтобы восстановить ее, сестры уже в наше время приглашали специалистов из Московского строительного университета.

- Идут здесь всегда против солнца, по правилам крестного хода. А проходя по Канавке, нужно читать молитву “Богородице, Дево, Радуйся”, - предупредила сестра Наталья, прежде чем нам ступить на вал святой Канавки.

И тут я еще раз проявила невежество. Не так уж, современный человек, я хорошо знаю молитвы. Так и шла почти километр, перечисляя имена своих родных и друзей, за которых хотела бы попросить: “Наташе дай мужа, Ане - ребеночка, Леше - здоровья...”

- А правда, что Богородица тут каждые сутки бывает? - спросила я, все еще шмыгая носом.

- Об этом спрашивали и сестры матушку Александру, - внимательно посмотрела на меня сестра Наталья.

- И что она им сказала?

- А вы живите так, как будто Она всегда рядом с вами...

БЛАГОДАТЬ ДЛЯ КОШКИ

Это чувство не покидало меня весь путь из Дивеева. И в Арзамасе. И на той же железнодорожной станции, где мне пришлось сидеть три часа в ожидании московского поезда. В зале ожидания (кафе закрыто, а магазин далеко) я с задумчивой улыбкой глазела на усталых серых людей, засыпающих на стульях по периметру зала, когда ко мне подошла дымчатая, несчастная и очень беременная кошка. И громко попросила поесть. До этого она по кругу обошла весь зал, но едой с нею никто не делился. Мне стало жалко животное, однако угостить было нечем. В сумке лежал лишь монастырский подарок - пакет с освященными сухариками батюшки Серафима. Немного посомневавшись, удобно ли кормить кошку освященными сухарями, я все же решилась, подумав, что батюшка точно бы ей не отказал. Душа живая, есть просит, к тому же беременная. Кошка, как ни странно, сухарям оказалась рада... Полпакета мы схрустели вдвоем. И я пошла посмотреть расписание. Когда же я вернулась, оказалось, в мое отсутствие произошло чудо. Кошка сидела в центре зала ожидания с обалдевшим видом. Вокруг нее лежали яйца, сыр, колбаса, бутерброды. Люди, до этого не желавшие делиться с вокзальной попрошайкой, вдруг исполнились к ней сочувствия и умиления.

Вскоре подошел поезд. Так мой паломнический подвиг был закончен. Началась обычная наша российская жизнь...

Марина Алексеева,
фото автора


Просмотров: 687
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Лосям здесь не место


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.