Сегодня 23 мая 2017 г., вторник, 06:19USD 56.49 -0.6614EUR 63.17 -0.4766
Статьи газеты «Мир новостей»

Искусство в руинах

16 мая 2013
hits 744
Искусство в руинах

“Мерзость запустения”... Вот, пожалуй, какие слова просятся на ум, когда попадаешь в старинный особняк Центрального дома работников искусств. Пыль. Влажный паркет подозрительно поскрипывает под ногами. Облупившиеся стены и колонны. На потолке со свисающей лепниной – огромная простыня, чтобы на головы не падали куски штукатурки. Треснувшие зеркала “царских” размеров во всю стену. И здесь же кто-то, незнамо как вошедший сюда, изобразил граффити...

В ГОСТЯХ У ПРОШЛОГО


Существующий сегодня ЦДРИ - всего лишь часть здания. А точнее, пристройка, которую в свое время сделали для расширения деятельности Дома. Но с тех пор, когда в 80-е рухнули перекрытия старого здания, персонал стал “жить” в ней. С тех пор историческая часть здания закрыта от посторонних глаз. На ее реконструкцию у властей не находится ни времени, ни средств...

Директор ЦДРИ - художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Энгелиса Погорелова провела меня за закрытые двери храма искусств. “Место это намоленное, - говорит она, - только пережить ему пришлось немало. В свое время великие люди искусства боролись за основание этого Дома. Потом боролись за продолжение его существования. И сейчас покой нам только снится...”

В спину из щелей свищет ветер - вечный спутник забытых человеком мест, сквозняк. Зал на пятьсот мест. Здесь выступали еще Бортников, Москвин и Утесов, а народ, мечтавший их увидеть, ломился в Дом так, что приходилось перед концертами охранять его с конной милицией.

Единственное помещение старого здания, которое более-менее приведено в божеский вид, - Каминный зал. Отдраили и отремонтировали его ребята из творческого молодежного клуба “Арт-эриа” вместе с бабушками-билетершами... - Есть еще библиотека, - вздыхает Энгелиса Погорелова, - но туда совсем зайти невозможно. Она умирает. Великолепная библиотека ЦДРИ 17 лет вся лежит в коробках - 150 тысяч ценнейших экземпляров, которых нет даже в Ленинке. Уникальные книги умирают в закрытых помещениях, в коробках.


СПРАВКА “МН”

Из Большой советской энциклопедии: Дом работников искусств Центральный (ЦДРИ), творческий клуб деятелей театра, музыки, изобразительного искусства и эстрады. Организован в Москве в 1930-м (при ЦК профсоюза работников искусств) под названием Клуб театральных работников. В 1934-м, слившись с клубом художников, стал именоваться Клубом мастеров искусств, с 1939-го - Центральным домом работников искусств... Имеется библиотека (свыше 100 тыс. томов).


ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ


Со стен, с фотографий, смеются знакомые лица - Юрий Соломин, Марк Розовский, Василиса телесказок Марина Яковлева... Чтобы перечислить имена тех, кого видели эти стены, не хватит места на газетной полосе. Именно здесь читал Маяковский свое вступление к поэме “Во весь голос”. Это отсюда Клавдия Шульженко отправлялась со своими концертами на фронт, а потом отсюда же ее провожали в последний путь.

Я иду вверх по широкой лестнице, где ходил Утесов. Держусь за перила, за которые держался Константин Симонов. Вдыхаю горький воздух этих старых стен, который вдыхал Горький... Многие люди ушли, но их вдохновение, мысли, музы живут здесь до сих пор. Об этих стенах великий Станиславский сказал: “Клуб без карт с серьезными художественными задачами. Сорок пять лет назад я затевал его и провалился... Хвала вам”.


ИЗ ИСТОРИИ ЦДРИ

Знаменитый актер Александр Остужев рассказывал историю, которая как-то раз произошла с ним в Клубе. Дело в том, что ему нравилось петь, но свое пение ему не нравилось. Однажды к Остужеву подошел Шаляпин и попросил посмотреть горло, не красное ли? Остужев посмотрел, успокоил Шаляпина - нормальное. И побежал к зеркалу смотреть на собственное горло. Долго смотрел, потом развел руками и мрачно произнес только одно слово: “Дырка!”


ИГРОКИ И ПРОИГРАВШИЕ


Официально история ЦДРИ начинается с 1930 года, когда 25 февраля состоялось его первое собрание- открытие. В этот день особняк на улице Пушечной, 9, официально перешел в руки мастеров искусств согласно постановлению Луначарского. Однако и прежде этот Дом был связан с искусством. Более ста лет тому назад, в 1887 году, в особняке, построенном по проекту архитектора К.А. Тона (он же строил здание Ленинградского вокзала), молодой Станиславский играл в любительском спектакле по пьесе Гоголя “Игроки”. В 20-е здесь не раз выступал Ленин. И все это - великое прошлое ЦДРИ. А что в настоящем?

- Мастера искусств мечтали о том, чтобы у них был клуб, и когда им отдали этот дом, они буквально вручную приводили его в порядок, - говорит Энгелиса Погорелова. - Давали в те далекие годы платные концерты, за счет чего собрали деньги на его перестройку, но... Вот это и был последний ремонт. Уже больше 70 лет мы предоставлены сами себе...

Сегодня две половины ЦДРИ - старое здание и пристройка - живут каждая своей жизнью. Пристройка, которая после строительства была передана в безвозмездное пользование АНО “Центральный дом работников искусств”, находится на собственном балансе ЦДРИ. Старое здание - на балансе у ДЭЗа. Работники искусств арендуют его у Москомимущества. Однако даже для созвездия знаменитостей набрать необходимую для ремонта сумму (а это около 10 миллионов долларов) без помощи государства - непосильная задача.

- Мы все надеемся. Мы ждем, что Москва все-таки вспомнит, что центр культуры здесь и что бросать его не надо. Потому что это уникальное здание и терять его нельзя...

Это я услышала не раз, пока находилась в ЦДРИ. И еще о том, что власти им обещали. А пока... Пока обитель муз выживает как может. В частности, сдает в аренду помещения на первом этаже. Находились, конечно, и спонсоры для реставрации. Но только с условием, что на месте храма культуры построят ресторан или игровой клуб. И название уже придумали для него хорошее - “Игроки”. Как пьеса, в которой здесь когда-то играл Станиславский. Только от таких спонсоров работники искусства отказались. Так что пока на плаву их держат арендаторы - кафе, бутики и... один из самых неоднозна чных в Москве стриптиз-баров “Голодная утка”. Вот кто дает возможность цитадели искусства выжить. Ну разве не насмешка?

- У нас тут всякое бывает, - рассказал один из охранников, - вот недавно в шесть утра вышел я из каптерки “попудрить носик”, а прямо на моем месте голая дама сидит. Оказалось, дочь генерала какого-то. Пришла с друзьями в “Утку”, разделась на спор стриптиз танцевать, а они ее вещи и выбросили. Ну отдали мы ей какую- то свою одежду, скинулись на такси. Не посылать же голую в метро.

Такая изнанка культуры. Или это наша сегодняшняя правда? А все величие там, за закрытой дверью, где пыль и потрескавшиеся зеркала? Можно долго рассуждать о том, что было и чего не было в Советском Союзе. Но никто не поспорит с тем, что было искусство. С его пафосом, но и настоящим патриотизмом. С его бесконечным конфликтом с властью, но и настоящей многогранностью взглядов и проявлений. И главное - талантов, без преувеличения монументальных. Что сегодня нам осталось от той эпохи?


ИЗ ИСТОРИИ ЦДРИ

В 30-е годы в Клубе любил появляться Маяковский. В основном - чтобы поиграть на бильярде, в чем он был большим профессионалом. Играл он блестяще. И не раз обыгрывал самого Луначарского. Однажды в Клубе он встретил критика, который плохо отозвался о его “Клопе”, и предложил ему партию.

- Проигравший лезет под стол. Прилюдно! - объявил поэт условия игры.

Критик, которому раньше не доводилось играть с Маяковским, согласился. И проиграл. Когда же он, кряхтя, полез под бильярдный стол, Маяковский во всеуслышание заявил всей публике (смотреть на игру набежала целая толпа):

- Рожденный ползать, писать не может!




Марина Алексеева,
фото Т. Павловой


Просмотров: 744
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Взрослые игры


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.