Сегодня 30 марта 2017 г., четверг, 21:38USD 56.37 -0.6462EUR 60.59 -0.9397
Статьи газеты «Мир новостей»

Небезопасный мирный атом

16 мая 2013
hits 1031
Небезопасный мирный атом

На днях 70 активистов Гринпис из пяти стран мира проникли на две атомные электростанции в Швеции. Свою акцию «зеленые» назвали «мирной проверкой безопасности АЭС». Нарушители преодолели ограду с помощью обычной приставной лестницы. В интернете размещено видео, как они катаются на велосипедах по территории станции, играют в мяч. Полиции понадобилось более суток, чтобы выловить всех экологов, спрятавшихся на территории режимного объекта. К сожалению, западный сценарий актуален и для России...

Вдобавок к этому экологи полетали на дельтаплане над атомными станциями в Швеции, затем подобные акции прошли по всей Европе. «Зеленые» пытались продемонстрировать, насколько же атомные станции уязвимы для вторжения террористов.

У НАС ТОЖЕ ЛЕТАЮТ

Экологи над нашими ядерными объектами пока не летают, зато летают другие. В 2010 году было зафиксировано вторжение легкого одномоторного самолета в воздушное пространство над Курской АЭС. Лидер Союза экологических организаций СНГ кандидат технических наук Сергей Морозов говорит, что подобные вещи в нашей стране происходят регулярно.

- Просто российские атомщики не спешат рассказывать о подобных происшествиях прессе, чтобы лишний раз не будоражить общественное мнение, - рассказывает «Миру новостей» Сергей Морозов. - Мне достоверно известно, что только нынешним летом было зафиксировано несколько полетов одномоторных самолетов и малых вертолетов в опасной близости от Ленинградской атомной станции.

По мнению ученого-эколога, это очень настораживающий факт, так как и Курская, и Ленинградская АЭС до сих пор эксплуатируют печально известные реакторы серии РБМК-1000. Реактор такого типа взорвался в Чернобыле. Проблема в том, что эти реакторы лишены специального защитного купола и поэтому очень уязвимы для атаки с воздуха.

- Сегодня права пилота малой авиации может получить любой гражданин РФ, - говорит Морозов. - Никаких особых ограничений или проверок безопасности в частных аэроклубах не существует. Определяющий фактор - деньги, приходи и учись летать. Мне кажется, после терактов 11 сентября это просто вопиющий факт. С одной стороны, у нас эксплуатируются 11 реакторов без защитного купола, а с другой - недалеко от Ленинградской АЭС расположено два аэроклуба, где могут летать частные пилоты.

При этом ЧП с участием судов малой авиации происходят в России еженедельно, наиболее частая причина - пьянство пилотов. Специалисты прогнозируют, что ситуация в небе скоро будет напоминать ту, что творится на российских дорогах.

РЕПЕТИЦИЯ ЧЕРНОБЫЛЯ

Впрочем, пьяные пилоты отходят на второй план, если речь заходит о наболевшей проблеме современной российской атомной энергетики - эксплуатации реакторов РБМК. Еще в феврале 2012 года бывший замглавы Минатома доктор технических наук Булат Нигматулин предупреждал:

- Россия стоит на пороге массового вывода из эксплуатации реакторов РБМК. Вывод энергоблоков повлечет за собой ощутимые финансовые проблемы: остановленный блок в любом случае придется обслуживать.

Прежде всего имелся в виду самый старый реактор этой серии, который эксплуатировался на Ленинградской АЭС почти 39 лет! Причем срок эксплуатации первого блока ЛАЭС закончился еще в январе 2004-го, но тогда Ростехнадзор продлил срок его эксплуатации до 2018 года. Спустя несколько месяцев пророчества Булата Нигматулина начали сбываться. В мае этого года первый реактор ЛАЭС был остановлен. Причем администрация станции не сообщила о причинах внепланового вывода реактора из эксплуатации. Но в конце августа ряд скандинавских газет вышел с материалами на тему, почему это произошло. По информации норвежских экологов, в графитовой кладке реактора были обнаружены трещины. Нужно сказать, что стены реактора этого типа сложены именно из графитовых блоков. «Распухание» графитовых деталей реактора может привести к тому, что стержни, регулирующие интенсивность ядерной реакции, заклинит в графитовых отверстиях. Это нарушит управление реактором, что, в свою очередь, может привести к неконтролируемой цепной реакции.

С подобной проблемой атомщики столкнулись 20 лет назад. Тогда ее решили просто - рассверлив отверстия для стержней. И получили радиоактивное заражение прилегающей территории: рабочие просыпали повсюду графитовую пыль. Атомщики тогда скрыли этот факт. Он стал известен лишь спустя десять лет из доклада международной экологической организации «Беллона».

Отечественные же власти не сочли нужным проинформировать россиян о тревожной ситуации вокруг ЛАЭС.

- Сегодня вероятность аварии на реакторе РБМК-1000 Ленинградской атомной станции повышается, - ставит диагноз заместитель директора ВНИИ атомного машиностроения профессор Игорь Острецов. Ученый проводит прямую параллель со взрывом ядерного реактора в Чернобыле: там в конечном счете авария произошла тоже из-за проблем с графитовыми стержнями, которые не смогли вовремя сработать.

РБМК: АВАРИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Данное происшествие - лишь одно из череды на объектах Росатома за последнее время. Летом 2010 года один из реакторов того же типа на Курской АЭС был выведен в долгий ремонт. Как выяснили экологи «Беллоны», причиной аварийной остановки реактора стало повышение давления в реакторном пространстве в результате разрушения одного из каналов системы контроля, управления и защиты реактора. Как утверждает Сергей Морозов, «такая авария может надолго вывести из строя реактор». Ремонт канала и графитовой кладки - это работа непосредственно в активной зоне реактора. Даже если реактор заглушен, радиоактивность там запредельная. А если повреждена графитовая кладка, то ее ремонт и частичная замена могут стать вообще нерешаемой проблемой.

Как считает эколог, авария в Курске - репетиция Чернобыля:

- Активная зона реактора РБМК представляет собой графитовую кладку цилиндрической формы размером примерно 21х21 м и высотой 25 м, пронизанную отверстиями, в которых размещены как технологические каналы с топливом, так и 179 каналов системы контроля и защиты реактора. Назначение этой системы - автоматическое регулирование мощности, поддержание ее на заданном уровне, а также заглушение реактора. Через каждый из каналов для его охлаждения прокачивается вода. Если охлаждение канала прекращается, то возможно его разрушение, выход воды на раскаленный графит реактора. Далее - паровой взрыв и графитовый пожар, как в Чернобыле.

Если на Курской АЭС канал действительно был разрушен, то, возможно, произошел выброс радиации. В блогах со ссылкой на неких сотрудников этой АЭС утверждалось, что выброс радиации наружу произошел. Позже с официальным письмом в прокуратуру обратился российский Гринпис - просил проверить эти сообщения. Однако прокуратура не нашла оснований для проверки.

АТОМЩИКИ ПОКА НЕ НАИГРАЛИСЬ

Спустя год после происшествия на Курской АЭС Росатом выступил с новой инициативой, которая у экологической общественности вызвала бурю негодования. Оказывается, разработана специальная программа повышения мощности на уже существующих российских реакторах.

- Идея была очень простой: раз уж в конструкцию атомного реактора заложена многократная защита, то можно попытаться эксплуатировать энергоблок на повышенной мощности, чтобы соответственно получить больше электричества, - говорит Сергей Морозов. - Но именно такой эксперимент с разгоном реактора на Чернобыльской АЭС и привел к катастрофе. Весь ужас ситуации заключался в том, что программу повышения мощности предполагалось выполнить в том числе и на реакторах РБМК. Опасность состоит как в росте выбросов радионуклидов через вентиляционные трубы, так и в повышении нагрузок на элементы конструкции и изменении режимов эксплуатации реактора, что может привести к катастрофе.

Пилотный проект был реализован все на той же Курской АЭС и признан успешным. А в начале 2012 года атомщики бодро рапортовали, что подобная программа повышения мощности будет внедрена и на Ленинградской АЭС.

- Выводы, как говорится, делайте сами, - подводит черту Сергей Морозов. - РБМК вообще считаются очень капризными и трудноуправляемыми устройствами. А тут запредельные нагрузки. Нужно также понимать, что даже при небольшом увеличении мощности реактора выбросы в атмосферу радиоактивных веществ увеличиваются в разы. Например, выброс радиоактивного йода, который является основной причиной рака щитовидной железы, при увеличении мощности реактора всего на 5-7 процентов увеличивается в 80 раз!

Однако, по словам Сергея Морозова, описывать ситуацию на российских АЭС только черными красками нельзя. Идет строительство ЛАЭС-2. В перспективе эта станция полностью заменит старую. Кроме того, правительство достаточно успешно решает одну из самых острых проблем отрасли - складирование отработанного топлива на технических площадках АЭС. Построены хранилища большой вместимости, идет разгрузка старых. В течение 10 лет все РБМК будут выведены из эксплуатации. Вот только как бы продержаться эти годы без происшествий?

Марат Хайруллин
"Мир новостей"


Просмотров: 1031
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Следующая новость Последняя гордость страны


Загрузка...
Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.